Хороший мальчик

Андрей Пашута
Мне кажется, что не мало народу увидит на этой фотке себя. Ну я, по крайней мере, уж точно себя узрел;. Особенно могут преображаться дети, когда их не унижаешь, не клеймишь, не ругаешь, не обзываешь, а поддерживаешь инициативу, ставишь в пример, хвалишь, поощряешь. Проработал я как-то не раз в "образовании", а точнее в четырёх школах - 5 лет, что называется "от звонка до звонка". Вспоминается яркий пример: моя "последняя школа", первый класс, а в нём профессиональный непоседа и сорвиголова (имя не рек), которого всячески пробовали усмирить многостажники, но... тщетно. На каждую ругань на него классухи, последняя получала от него десять типичных, только этажами повыше. Это при том, что парню 6 лет от собственного рождества. Не управляем он был и для меня, а у меня то физ-ра, понимаете, я то привык: равняйсь, смирно, упал, отжался... да не тут то было! Хотя падать он любил и помогать другим в этом тоже. И вот однажды, в очередной перестрелке с классной мамой, я решил вмешаться и выпалил фразу, которая покорила нашего героя и изменила ход, по крайней мере нашей с ним истории: "Ты же хороший мальчик!" Он резко замолчал, замолчала учительница и иже с ней, казалось, что стены прогнулись с параллельных классов, ибо все прислонились познать, что же будет дальше. И именно такая тишина была на земле до создания моих соседей! Ну так вот: "Ты же хороший мальчик!" У мальчика глаза увеличились... он призадумался и удивлённо переспросил то ли у себя то ли у меня: "Я! хорофый мальчик?!" (дословно "А какой я хорофый?") "Да!", - без сомнений подтвердил я. И всё, перед вами другой человек - на которого обратили внимание по-другому, увидели в нём хорошее, поверили, что он может быть другим - хорошим, добрым, светлым.

Однажды и в меня поверили, и дали шанс. В школе очень быстро навешали ярлыков. Почти все предметы давались сложно, часто болел, пропускал занятия, от фк вообще – освобождение в основном! Как только портились отношения с учителями - портились и отношения с предметами (кроме см. ниже) . Потом, в старшей школе, я увлёкся танцами и вообще перестал учиться. Всё списывал, причем больше не себе, а другим. С горем пополам окончил школу и... подался поступать на факультет физвоспитания!!!

С первого дня в универе я начал учиться хорошо, потом ещё лучше, а потом уже у меня все списывали, и, не только в моей группе, но и обращались с младших курсов все 5 лет обучения, и к концу 4-го курса я был первым по рейтингу в учёбе и с бюджетом на 5-ом курсе, а всё потому, что были другие преподы, вдохновляющие, поддерживающие инициативу и рвение к учёбе, которые верили в нас, давали шансы, стимулировали развитие и сами были интересными людьми, которым хотелось подражать. Были у меня и в школе несколько таких учителей, один из них - Владимир Петрович, физико-математик. Хоть я не воспринял ни то, ни другое в полной мере, он всё же вкладывал в нас невероятно много сил, времени и креатива. Однажды зайдя к нему в гости на занятие, уже будучи, после универа, сам учителем, я был потрясён: какой-то эмо-гото-роко класс (наш район один из самых бандитско-наркоманских был), масса в пирсинге, в балахонах, мрачные и ленивые, галдеж и «скрежет зубов». Гоголь при виде такой картины точно бы мел подарил Петровичу, но не для доски, а для свят-круга из «Вия». Ну да ничего, ведь из глаз Петровича изливался добрый свет надежды, а из уст Петровича исходило: «Вы же хорошие ребята, вы многое можете, если захотите» и тишина… и уже и не "мертвые стоят", и "косы" превращены в ручки.

(«Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить». Перл Бак)

Иными словами, я просто тогда вошёл в положение того мальчика, ну, который хороший на самом деле, но просто не знал об этом. Его удивление говорило о том, что ему никто доброго слова не сказал. И как быть мальцу? Дома ругают и «сливают» в школу (школа должна воспитывать!), в школе ругают и просят «дом» забрать его обратно (дома должны воспитывать!). В итоге ребёнок ощущает себя никому не нужным. Происходит «футбол» у взрослых, пока ещё, живой душой, оригинальной человеческой судьбой и быть может очень даже важной. Конечно же бунт будет его естественной просьбой о любви и одобрении, принятии его, как личности. Хотя не бывает не важных. Каждый – винтик, шестерёнка в организме человечества. Сколько судеб сломано родителями, учителями, а так же теми, у кого искал любви и кого пытался полюбить человек от первых шагов до нынешнего дня! Но не всё так плохо, хороших примеров достаточно так же. Будем держаться их, и быть не хуже и не лучше кого-то, а самими собой, но лучше себя самих вчерашних.

Как отрицательные так и положительные исторические личности - отражение и результат отношений с родителями, учителями, священниками, друзьями, любимыми, обществом. А кого же вырастим и воспитаем мы вокруг себя?