Человек сам себе зло

Михаил Шамин
     Термин зло есть обобщающее понятие всего плохого, вредного, угнетающего, разрушающего и т. п.
     Рассуждая о зле мы обычно имеем в виду проблемы человека, хотя и у всякого живого существа точно так же имеет место  своё  вредное, угнетающее, разрушающее, и не одно, а много зол, действующих постоянно и проявляющихся в различных формах. При этом, случилось ли зло на самом деле и степень его "злостности", оценивает тот, чьи интересы затронуты, сторонний же наблюдатель может относится к событию по-разному или вообще не обратить внимания.
    
   Для человека злом является всё, что мешает полноценно и плодотворно жить, творить и продолжать себя в потомках, то есть, исполнять заданное Природой.
А подробнее, зло это то, что прямо или косвенно препятствует удовлетворению потребностей, как телесных, так и духовных, ухудшает здоровье, отравляет и укорачивает  жизнь. А препятствуют этому отрицательные воздействия среды живой и неживой, а так же  техногенные и экологические катастрофы, препятствуют и свои врождённые физические и психические недостатки, собственные ошибки. Но главным источником зла человеку являются  отрицательные деяния со стороны себе подобных: их глупость, подлость, жадность, враждебность и многое другое. 
      
    В общем, зол человеку достаётся со всех сторон много и всяких. И все эти напасти и гадости в конце концов оборачиваются угнетением организма, болезнями физическими и психическими, преждевременной смертью.
   
    Зло человеку от природы живой и неживой это зло естественное, это, так сказать, неизбежные неприятности, потому что природа это делает не умышленно, она иначе не может, ибо таков способ её существования. Поэтому  этих неприятностей дальше касаться не будем.
    Проблем со здоровьем, собственных глупостей, несчастных случаев по вине случайностей касаться тоже не будем, они зачастую также неизбежные неприятности.

     Остаётся зло причиняемое  людьми  друг другу, как непосредственно, так и опосредованно. Это зло масштабно, вездесуще, неукротимо и неистребимо.
     Оно для многих необъяснимо, от чего возникают вопросы: почему, мол, люди такие злые. Проявление людской злобы часто не предсказуемо, чем оно и угнетает психику обывателя, и он придумывает для объяснения нечистую силу, якобы толкающей людей на гадости.
    Но мы нечистую силу исключаем и будем выяснять действительную природу зла в человеческих взаимоотношениях. Будем выяснять, почему люди именно такие, почему ведут себя непотребно в семье, в обществе, в деловых отношениях, даже на государственном уровне, то есть, везде, где люди взаимодействуют и решают свои проблемы.

    Человек по определению субъект сознательный, разумный, а коли разумный, то значит способен и должен бы обходиться без вреда (зла) себе, близкому, природе. Но не обходится человек, чтобы не свершить какой-либо пакости, т. е. не всегда  бывает сознателен и действует по уму. Это  объясняется тем, что современный человек это тот же дикарь, лишь окультуренный в среднем на 15-20%. Этого явно недостаточно для нынешнего уровня цивилизации, достигнутого усилиями более окультуренной, но значительно меньшей по численности частью населения.
   Сознания в психике человека от рождения нет, ребёнок рождается дикарём со всеми присущими ему инстинктами. Инстинкты нарабатывались тысячелетиями, и они жизненно важны для выживания в джунглях в составе стада. А теперь они все  "сидят" в нашей психике пожизненно и делают своё дело, хотя некоторые из них стали нынче неуместными и получили название "низменные". Что имеется в виду?
    Это деление всех и вся на своих и чужих, на моё и чужое, при этом с чужим и чужими можно делать что угодно. Это когда сильному позволено всё и он всегда прав. Это нежелании считаться с интересами других, т. е. личный интерес важнее общего. Это и необузданная  животность при удовлетворении своих потребностей (телесных в первую очередь). Это когда во взаимоотношениях правят эгоизм, алчность, грубая агрессивность, заносчивость и драчливость, зависть, ревность, мстительность, нечистоплотность, бесстыдство, несдержанность, похотливость. Ко всему этому следует присовокупить леность к работе и познанию, т. е. плыть по пути наименьшего сопротивления, пока не прижмёт.
   Пока наш ребёнок мал, он во власти всех этих инстинктов, однако считается непорочным и безгрешным, как животное. В процессе же воспитания ребёнка в культурной среде у него развивается сознание. Ребёнку начинают внушать, объяснять что хорошо и что плохо, что можно что нельзя и т. п., тем самым нарабатывать схемы поведения (комплекс условных рефлексов) в приличном обществе. И вот, по завершении формирования сознания (в подростковом возрасте), проявление животности и дикости, то есть, верховенства "низменных" инстинктов, у человека, если его так и не до воспитали, считается уже грехом.
   Надо иметь в виду, что не все инстинкты "низменные", есть просто необходимые и даже "возвышенные", например, любовь, забота о детях и ближнем.
    Жить человеку приходится в культурном, цивилизованном обществе, и сознание  должно бы всегда определять его поведение и поступки, контролируя проявление инстинктов, в первую очередь низменных, и подавлять их. Но в действительности  животность (дикость) сама зачастую одолевает сознание (дикий холод, голод, страх, боль) и толкает поступать по законам  джунглей, мешает осознавать свои действия. Здесь и кроется так называемая врождённая греховность людская, противоречивость, слабость и порочность его.  И это слабое место человечества.
    Дикость (низменные инстинкты) лезут наружу чаще в состоянии озлобленности и является причиной агрессивности, аморального поведения и преступлений, зла, то есть. А ещё спусковым механизмом для выхода низменного наружу являются такие "достижения" цивилизации, как алкоголь и наркотики, азартные игры, культ денег и др. (См. "Зло, порождаемое цивилизацией").
    В общем, ростки общественного зла в цивилизованной среде имеют питательную среду в неискоренимом дикаре в человеке. Но люди в это не вникают.
    В дикой среде что ни делается животными, или дикарями всё естественно и не безобразно. А в культурной среде несдерживаемый в человеке дикарь (хам и невежда) является уже потенциальным источником зла для окружающих.
    Люди давно стали понимать необходимость сдерживать свои животные замашки и ввели для борьбы с этим «недугом» понятия: хорошо и плохо, добро и зло, моральные нормы, библейские заповеди, гражданский и уголовный кодекс. И это стало руководством для пресечения дикости.
    Таким образом, культурная среда, всё более отрешаясь от законов джунглей, постоянно вырабатывает и совершенствует свои законы взаимоотношений  и взаимодействий, основанных на сознании. Введение морали и законов, понуждает дикие замашки сдерживать, а потребности удовлетворять культурно, осознанно, в рамках правил.
    Но как не прискорбно, уровень дикости по вине невоспитанности, необразованности в человеках вопреки всему постоянно находится на уровне опасном для общества высоких технологий.
   
      Часто законы и приличия внешне соблюдаются, но животность лишь прячется под маской ханжества и лицемерия, то есть, внешне приличные люди делают неприличное не прямо, а опосредованно. И надо признать, следование морали, законопослушание имеет место больше у рядовых граждан, а вот в низших и высших эшелонах с этим заметно хуже.

    Периодически  находит на людей, этакое помрачение (затмение) рассудка в виде озлобленности, и поводов этому много, например, социальное неравенство, рост цен на товары и услуги, приток  мигрантов, та же эксплуатация и спутник её несправедливость и, в конце концов, моральная и физическая усталость. В таких ситуациях  у человека возникает как бы беспричинная и безадресная месть, месть всем и вся, что попадёт под руку. То есть, возникает потребность такой вот психологической разрядки. 
      Озлобленность в массах часто создаётся  искусственно. Например, некие деятели, преследуя свои интересы, разжигают страсти, чтобы «разбудить дикаря» и перессорить оппонентов, народы, страны и довести их до драки.  Эти «специалисты» (они и есть нечистая сила) знают, что озлобленность и страх  заразительны и легко приводят к массовому психозу,  поэтому  искусно используют это, направляя в необходимое для них русло. История знает много примеров нагнетания истерии: охота на ведьм, выявление врагов народа, объявление государств империей зла, цветные революции, и т.д. и т.п.
      А у простого народа бытует мнение, мол, зло от того происходит, что люди вообще злые, и что, мол, кроме того, что злые,  на них ещё временами находит  повышенная агрессивность откуда-то «оттуда». То ли от нечистой силы, то ли от солнечной активности с магнитными бурями.
    Атмосферные и космические воздействия действительно регулярно угнетают нашу психофизиологию, но не это же  действительная причина  хвататься за топоры и делать революции, начинать войны, как толкуют некоторые т. н. учёные. А люди ведь злыми не рождаются, разве что с опр. наклонностями.
      И так, зло общественное свершается по причине озлобленности, недоученности и не до воспитанности и т. п., что выпускает животное наружу.
   

      Обычно зло специально не творят, оно является как бы издержками (то есть, попутно получается) при творении людьми себе добра (бизнес, карьера, власть, удовлетворение похоти и т.д.). Конечно, делается зло и умышленно, например, убрать соперника, отомстить, запугать. Но это опять же зло не ради зла, а чтобы себе  хорошо сделать.
        В общем, много всякого злого делается человеком и нечаянно, и умышленно, по недоумию или по затмению рассудка.
    1.  Умышленное зло, это когда некто понимает, отдаёт себе отчёт, что так делать нельзя,  всё же делает, сознательно ставя свой шкурный интерес, потребности, хотения выше всех и вся. Зло по принуждению также умышленное. Исполнитель тоже понимает, что делает, но ему выгодней исполнить (может пронесёт), чем перечить.
     2. Зло по недоумию, или неразумению  исходит:
   - от недоучек: от  их невежества и заблуждений, ошибок и просчётов и, в результате, делается всё не то и не так;
    - от недоразвитого сознания (невоспитанность, несознательность),  от чего человек не полностью отдаёт себе отчёт о своем поведении (хамство, свинство и т. д.). 
      Недоумие это и всякие благоглупости, как в личных делах, так и в государственных,
      3. Зло по затмению, это когда животность в человеке полностью одолевает рассудок, и он «не ведает что творит». Затмение случается в состоянии аффекта (дикая боль, дикий голод, страх, похоть), а так же спьяну или другого дурману, от чего наломать дров ничего не стоит. Затмение это и озлобленность человека, вышедшего из себя от усталости, неудач  и выплёскивающего свой негатив на кого попади. Затмение это и подавленность, безволие, а в результате свершается предательство, необязательность и  т.п.
  Затмение это и длительные психические расстройства, но это уже болезнь.
   Со многими проявлениями затмения и недоумия, не разбираются,  не всегда они осуждаются и наказываются, хотя вреда от них бывает достаточно.

   Остаётся добавить следующее. Огромный вред приносят многие политические и государственные деятели, чиновники, крупные собственники. Они априори все грешны, и поэтому  друг друга покрывают - попробуй накажи. Так же  не наказывают тех, кто  испортил кому-то жизнь, разбил семью, сломал карьеру, разорил кого - на всё законов не напасёшься.  А безнаказанность уже сама по себе зло, это разрешение  совершить следующую гадость, которую, считай, заодно совершает и тот, кто не наказал, а обязан был, кто видел, знал да промолчал. Есть даже такая истина: всё зло совершается с молчаливого согласия равнодушных и трусливых, можно добавить, и заинтересованных. 

    Всё совершаемое зло делится на зло прямого действия и зло опосредованное. Опосредованное зло зачастую не имеет явно выраженного источника, а является суммарным продуктом поступков и действий разных людей, действующих как всегда с якобы добрыми намерениями.  К такому злу относятся несовершенства общественно экономических отношений, от чего порождаются перевороты, революции, забастовки, неудачные реформы.  К опосредованному относятся также  техногенные и экологические катастрофы. Виновных здесь найти трудно, и люди пытаются свалить всё на происки Дьявола, хотя за всем этим стоят конкретные люди со своим недоумием, скотством или злонамеренностью, со своими шкурными интересами и потребностями.

     В общем, по большей части человек сам себе зло.