Забытые кумиры. Композитор Борис Прозоровский

Георгий Родд
       Композитор Борис Прозоровский \1891 - 1939\

"Мы только знакомы", "Вам 19 лет ", "Я не вернусь", "Кольца", "Газовая косынка", "Караван", "Прощай мой табор", "Корабли", "Плачет рояль", "Я старше вас", "Никому ничего не рассказывай" и ещё почти сотня прекрасных романсов.

     Борис Прозоровский происходит из древнего княжеского рода. К концу 19 века семья сильно обеднела. Отец, военный врач, был вынужден уехать из Петербурга в Тифлис, где в 1891 году родился Борис. В доме всегда была музыка, романсы, песни. В этой атмосфере он очень рано начал сам писать музыку. Но тяжёлое семейное положение заставило его пойти по стопам отца. Он заканчивает в Петербурге Военно-медицинскую академию.
     После революции он полностью посвятил себя музыке. Много выступал самостоятельно, используя для романсов свои стихи. В этот момент судьба связала его с 18-летней студенткой Тифлисской консерватории Тамарой Церетели. Они начали работать вместе. Он ей посвятил свой один из самых лучших романсов "Вам 19 лет".
   В мою скучную жизнь вы вошли так нежданно,
   Неожиданно радостна ваша тайная власть.
   Ураганом весенним, но совсем не желанным,
   В мою тихую жизнь ворвалась эта страсть   

   Вам 19 лет, у вас своя дорога,
   Вы можете смеяться и шутить.
   А мне возврата нет, я пережил так много,
   И больно, больно так в последний раз любить.

    Творческий союз имел грандиозный успех. В 1923 году они переезжают в Москву. Почти сразу состоялся концерт в большом зале Московской консерватории. Успех невероятен. Концерт был повторён дважды. А потом гастроли. Города сменялись, как в калейдоскопе. Его романсы запели короли, королевы русского романса Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Пётр Лещенко. Всего его романсы исполняло более 60 исполнителей. В 1926 году его пластинки вышли рекордным тиражом в 40 000 экземпляров. В этот период он пишет романс "Корабли" на свои слова. Мы постоянно повторяем строку из этого романса, совершенно не представляя откуда она.
   "Мы никогда друг друга не любили,
    В своих сердцах привета не нашли.
    Случайных встреч и взоров не ценили,
    И РАЗОШЛИСЬ, КАК В МОРЕ КОРАБЛИ.

    Но разойдясь, сквозь сумраки ночные,
    Мы, с трепетом, в сердцах своих прочли,
    Что наши души близкие, родные,
    Что полюбить друг друга мы могли".

     Пролетело несколько лет и 1930 году романс был объявлен "буржуазным", "белогвардейским" жанром. Под молох репрессий попали верные его служители:
Вадим Козин, Лидия Русланова, артистка Зоя Фёдорова, Борис Прозоровский и др.
В это время, предчувствуя свой конец Борис пишет романс на слова В. Маковского
"Прощай мой табор"
   "Цыганский табор покидаю,
    Довольно мне в разлуке жить.
    Что в новой жизни ждёт меня не знаю,
    А в прошлой не о чём тужить".
    Он был отправлен на стройку Беломор-канала. И погиб бы как большинство. Но спасла профессия врача. В 1936 году он вышел на свободу. Но старого дуэта уже не было. Тамара Церетели выступала с другим аккомпаниатором Зиновием Китаевым.
И он откликнулся очередным грустным шедевром. "Мы только знакомы. Как странно".
 Через полгода его снова арестовывают, забрав прямо с концерта, обвинив в моральном разложении армии и флота. И отправляют в Сибирь. Но в 1939 году состоялось решение НКВД перепроверить уже сидящих. Прозоровскому не могли простить его приверженность к романсу и его княжеское происхождение. В том же 1939 году он был расстрелян. Реабилитирован только в 1957 году в связи с отсутствием состава преступления.
     А его вечные романсы живут и радуют своих поклонников.

Найдите в поисковике эти чудесные романсы и ещё раз насладитесь прекрасной музыкой и глубиной чувств. Это будет лучшая память Борису Прозоовскому.

     24.03.2017