Хорошо, что цензоры не врут...

Наталья Самойленко
РЕЦЕНЗИЯ ОЛЕГА КИРЮШИНА НА ОЧЕРЕДНОЙ СТИХ...
(исправленный вариант, но по усмотрению автора)

Кому ты врёшь? Себе, соседу, другу,
Любезность, растирая по лицу?
Какому поклоняешься жрецу -
Червонцу золотому, подлецу?
Оделся в неудобную кольчугу,
Уподобляясь алчному глупцу.

Наводишь на людей, то страх, то морок,
Слова легко спуская с языка,
Кривишь губу и бьёшь наверняка.
На всех с презреньем смотришь, свысока,
Жизнь, превращая в месиво разборок,
Судьбу в расход пускаешь с молотка.

Так ты идёшь - один через века,
Но грудь сдавила дикая тоска,
И меж лопаток жуткий, мерзкий холод...
Кому ты врёшь?

Перечитывая стихи Натальи Самойленко, я вспомнил порядком подзабытый анекдот:

В Алма-Ате проходит финал конкурса дутаристов. В финале – двое: Старый и Молодой. Первым, на сцену выходит Молодой. Своим виртуозным исполнением он покоряет публику. Он играет на дутаре и так и эдак: держа инструмент перед собой, заведя руки за спину, перебирая струны пальцами ног… Публика неиствует, на галёрке – слёзы!
После Молодого, на сцену выходит Старый. Небрежно поклонившись публике, он присаживается на корточки и полчаса тренькает одно и то же: что-то заунывное и однообразное. Публика засыпает. На галёрке – храп!
Решение жюри: первое место получает…Старый! Публика в шоке: Да как такое возможно!? Молодой – весь в поиске, живой и подвижный, словно – ртуть, а Старый: полчаса – одно и тоже: трень-брень! Как же так!?
Председатель жюри, поправив очки, ответствует:
– Молодой, он у вас всё чего-то ищет…
– А Старый…?
– Старый, уже – нашёл!

Наталья не относится к разряду тех, которые нашли. Она ищет. В сложившейся связи, её стихи надо очень внимательно читать, прежде чем сделать какой-то вывод относительно техники написания стиха.
При написании данного стихотворения использована секстина. Система рифмовки: АбббАб. Подобная рифмовка считается сложной. Называется – сплетённой.
Размер стиха для секстины – пятистопный или шестистопный ямб. Реже, секстины пишутся трёхдольными размерами:

"Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вишу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье".
(А.С. Пушкин)

Смотрим первую строфу стихотворения "Кому ты врёшь?":
"Кому ты врёшь? Себе, соседу, другу,
Любезность растирая по лицу?
Какому поклоняешься жрецу -
Червонцу золотому, подлецу?
Чью носишь неподъемную кольчугу?
Зачем уподобляешься глупцу?".

Первая строка написана пятистопным ямбом. Вторая строка написана трёхдольниками: амфибрахий + анапест (пеон четвёртый – не в счёт, он размер не определяет). Третья – так же, как и вторая. Четвёртая – так же, как вторая с третьей. Пятая (внимание) должна быть написана, как и первая строка. Сравниваем:
"Кому ты врёшь? Себе, соседу, другу,".
и
"Чью носишь неподъемную кольчугу?".
Размеры стиха первой и пятой строк несколько разнятся: в первой – пятистопный ямб, в пятой – трёхдольники (амфибрахий, анапест, амфибрахий). Амфибрахий, к тому же, "чью" и "носишь" соединил в одно слово "чьюносишь", ухудшив тем самым, инструментовку текста. Вот они: поиски стиля… Боком выходят!
Шестая строка написана амфибрахием с анапестом.
Таким образом, можно было бы сказать (по совокупности), что секстина написана трёхдольниками, но, надо для начала, надо что-то сделать с первой и пятой строками.
Вторая строфа:
"Наводишь на людей, то страх, то морок,
Слова легко спуская с языка,
Кривишь губу и бьёшь наверняка.
На всех с презреньем смотришь, свысока,
Жизнь превращая в месиво разборок,
Судьбу в расход пускаешь с молотка".
(После "жизнь" запятую надо поставить; так положено).
А вот тут – поехал ритм. Произошло это потому, что автор начала, в строках, перемежать двудольники с трёхдольниками. Таким образом, вторую строфу надо приводить в соответствие с первой.
Рассмотрим рифмы в первой и второй строфах. В первой строфе использованы исключительно грамматические рифмы. Вполне допустимый вариант, хотя, не самый сильный.
Во второй строфе, рифмы – чуть получше: "морок - разборок", "языка – наверняка – свысока – молотка". Обратите внимание: рифмуются разные части речи: существительное и деепричастие.
Концовка стиха убедительно показывает, что прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового, неплохо бы вспомнить хорошо забытое старое.
Концовка написана катреном:
"Так и идёшь - один через века,
А грудь сдавила дикая тоска,
И меж лопаток жуткий, мерзкий холод...
Кому ты врёшь?".
Если немного поработать над звукописью: исправить "так и идёшь", дабы всё не сливалось в некую абракадабру, то концовка станет сильной.
Стихотворение начинается и заканчивается риторическим вопросом: "Кому ты врёшь?". Данный приём можно считать несомненной удачей автора.
С уважением Олег Кирюшин.