Ушёл Человек... Снимите шляпу

Матвей Тукалевский
Ушёл Человек... Снимите шляпу.



                23 марта 2017 года в Питере, после тяжелой и продолжительной болезни скончался Вячеслав Михайлович Тимофеев.
                С Вячеславом Михайловичем я познакомился во время своей учёбы в Сыктывкарском государственном университете. Он был деканом экономического факультета, на котором я учился.
                Когда создавался Коми национальный университет, покровителями его создания и донорами выступили педагоги Ленинградских ВУЗов, направив на работу в молодой университет своих лучших специалистов. В их числе приехал и приступил к работе в СГУ и молодой педагог Вячеслав Тимофеев.
                Это был настоящий русский интеллигент. Ленинградец старой закваски. Из тех, которые были для всего Советского Союза эталоном культуры, образцом человечности и той высокой духовности, что составляет понятие русского и советского интеллигента.
               У этого человека было всё по-честному. Всё, по совести. Он прожил свою жизнь так, что нет и не было на Земле человека, который бы имел какой-то компромат на Вячеслава Михайловича. Или простую человеческую обиду.
              У него было всё в единственном числе:
              Любовь к Родине.
              Любовь к Питеру.
              Любовь к Женщине.
              И любовь к единственной, к сожалению, дочери - Ольге.
              Там же в университете сверхскромный Вячеслав нашёл свою любовь – тоже педагога - Людмилу Павловну. Уж и не представляю себе, чем привлёк к себе внимание статной девушки, признанной красавицы факультета, скромный, на гране застенчивости, молодой педагог Слава…
              Видимо, у этой красавицы подстать красе были и сердце, и ум. И она разглядела в застенчивом, не броского вида юноше его удивительно красивую Душу. Его эталонную редчайшую порядочность. И его патологическое беззлобие, и миролюбие. Его надёжность – качество о котором мечтают, вероятно все девушки…
              Так они и прожили всю жизнь рука об руку, без склок и скандалов, в любви и уважении друг к другу.
              Всю его жизнь… 
               Выйдя на пенсию, Вячеслав Михайлович вернулся в родной Питер. Старые друзья ему тут же предложили работу. А времена были аховские – «мутные 90-е». На пенсию можно было только жить неделю. Да и то очень скромно.
               Вячеслав Михайлович вышел на новое место работы – проректором по учебной части Петербургской Лесотехнической Академии.
               В те годы ректорат думал только об одном – как спасти ВУЗ, как выжить в условиях того, буквально условного субсидирования образования, которое выделяла Москва, обескровленная бойкими «младореформаторами», вкупе с не менее бойкими мошенниками, спешно, беззастенчиво и нагло разворовывающими в прошлом великую страну, лежащую в руинах.
                В обнищавшие ВУЗы по-хозяйски приходили откровенные бандиты и диктовали свои условия. Мало кто мог им сопротивляться. А кто противился их диктату – погибал. Жизнь человеческая была обесценена до затёртой копейки.
                Кто мог, пристраивался и приноравливался, стыдливо (или нагло, кто-как) оправдываясь перед ближними тем, что, дескать, «Плетью обуха не перешибить». А такие генетически честные, как Вячеслав Михайлович, должны были попасть в сводки «павшие».
                Но его пожалело Небо – в самом деле, если дать уничтожить всех честных, то что за мир построят оставшиеся?!
                Его только избили. Сначала не очень – за месяц оклемался в больнице. А как вышел, избили повторно, отбив все внутренности. Так, что на этот раз медики и жена его еле выходили.
                Но его мучители не понимали, что такие люди, как Тимофеев, не меняются, они не подвержены конъюнктуре. И Вячеслав Михайлович уступил только в одном; не имея возможности противостоять Злу, он ушёл с работы, но подельщиком не стал…

                …Он был на три года старше меня. Но мы не были с ним близко дружны. Просто я всегда любовался и этим человеком, и его семьёй. И очень его любил. Встречались мы редко. Все нормальные люди в эти жестокие года были обеспокоены одним, как выжить и прокормить семью.
                Знаю, что потом Вячеслава Михайловича пригласили проректором учебной части в другой ВУЗ, но то ли уже его здоровье было подорвано, то ли в новой России не было места честным и порядочным людям, но он вскоре ушёл и оттуда…


                …Он никогда не жаловался, этот слабый с виду интеллигент. Он был так силён духом, что жаловаться на жизнь ему и не приходило в голову. Летом они с Людмилой Павловной жили на даче, чего-то там садили, а больше радовались, тишине, чистому воздуху и самой жизни, несмотря на болячки.
                Они оба были из прекрасного поколения «Людей созидающих», а не «Людей хнычущих». И «не ждать милостей от природы, а добиваться их самим, своим трудом» - было девизом этого прекрасного поколения.
                К тому же, радовала их души единственная дочка – Ольга Вячеславовна Тимофеева. У Ольги – было в кого – на первом плане была наука. Она пошла по стопам отца – в экономику. И как человек другого поколения, вписалась в нынешнее рыночное время. Хоть и соответствовала своей порядочностью семейным эталонам…

                …Ушёл Вячеслав Михайлович. По словам дочери, ушёл хорошо. Во сне. Не мучился. Не каждому Создатель дарит такой уход.
                И то сказать, сколько же можно навалить мук на одного, пусть и очень крепкого человека?! Ведь прежде, чем умереть, он перенёс кучу операций и, связанных с ними, неимоверных страданий! И физических, и моральных…
                Мудрый наш народ в таких случаях жалостливо и участливо говорит:
                - Отмучился…
               
                …Такие природные самородки, как Вячеслав Михайлович Тимофеев не умеют штабелировать «про запас» знакомых и бывших учеников. Поэтому на печальной тризне вряд ли будет тесно пришедшим. Да и основная масса учеников старого декана и педагога разметала по странам и весям всего мира трижды проклятая перестройка. А основная часть его соратников-педагогов либо в мире ином, либо доживают свой век в заснеженном Сыктывкаре.
                В городе с суровым климатом и добрыми сердцами у людей. В городе, которому Вячеслав Михайлович Тимофеев отдал бОльшую и, очевидно, лучшую часть своей праведной жизни.

                Прощай, славный Человечище!
                До встречи в том мире, который, как говорят церковники, лучший из миров…
 
   25.03.2017г.
   Питер.