Последняя тайна Толедо. статья

Нилина Мишина
                «Когда Бог создал солнце, он поместил его над Толедо»
                ( испанская легенда)

Третьего декабря в Испании отмечают» День Испанской армии» Наша туристическая группа в это самое время посетила город Толедо, где о празднике напоминали плакаты с изображением Богоматери на площади Сокодовер с трогательной надписью - «Virqen imanculada – madrina de todes los frentes» (Святая Дева – покровительница армии и ее фронтов). На крыше здания высшей военной академии, расположенной на левом берегу реки Тахо, развевались знамена. В этот день, особо отличившимся офицерам вручали награды – сабли ручной работы знаменитой толедской стали. Толедо – город великих оружейников, ювелиров и гончаров. Город искусных ремесел и необыкновенной судьбы.
       Сервантес называл его «Славой и светом мира», Лопе де Вега – «Сердцем Испании», Бедекер – «каменным свитком испанской истории». Восторженные величания эти, относятся к городу, который является не просто главой из истории страны, но и живым ее воплощением. Во время своего недавнего путешествия по городам Испании, каждый из которых запомнился мне по-своему: Мадрид - пышностью и величием, Барселона – вольным духом архитектурного гения, Валенсия – запахом моря и апельсинов, а Толедо – гравюрой Дюрера, навсегда врезался в память.
      Туристический автобус не ехал, летел по автобану, подтверждая славу лучших дорог Европы. Из элегантной и динамичной Барселоны, наш путь лежал в древнюю столицу Испании, расположенную, всего в часе езды от ее нынешней столицы – Мадрида.
    Пейзаж Кастилии, суров, и резко отличается от природы солнечных и густо населенных средиземноморских испанских побережий. Справа и слева от дороги, раскинулись невысокие холмы и пустоши с растрескавшейся красноватой землей. Ветряки, а правильнее - сказать, ветроэнергетические батареи, так непохожие на старые добрые мельницы, с которыми сражался Дон Кихот, фантастическим лесом строились вдоль шоссе, плавно ворочая белыми лопастями. Редко когда, среди проносящегося пейзажа промелькнет одинокое крестьянское пуэбло (подворье) из серого камня, или отара овец живой рекой потечет по равнине. Плавно повернув, автобус выехал  на крутую возвышенность, с которой открылась фантастическая картина.
На высоком гранитном плато с крутыми обрывами, квинтэссенцией всех представлений и сказок о средневековье, стоял город - одинокий,  графически
Через неширокую реку, плавно огибающей мощные крепостные стены, переброшены каменные мосты, в небо врезаются островерхие башни готических соборов, высится серой громадой замок мавританских правителей - Алькасар.
        В сумраке таинственных улочек ползущих вверх и вниз легко затеряться и среди гидов бытует шутка, о том, что половина населения Толедо – это потерявшиеся туристы.
      Попав в город через арочный мост Святого Мартина, построенном в 13 веке, ты оказываешься в плену узких мощеных улиц, похожих на ущелья. Повсюду выступы, закоулки, глухие стены и тяжелые, окованные железом ворота. В то воинственное время все средневековые города были похожи на крепости, в Толедо же, каждый квартал отдельно был обнесен стеной с башнями. В просвете между высокими каменными домами едва видна полоска бледного неба. В сумраке таинственных улочек ползущих вверх и вниз легко затеряться и среди гидов бытует шутка, о том, что половина населения Толедо – это потерявшиеся туристы.
     О Толедо сложено легенд больше чем о других испанских городах. Одна из самых ранних повествует: « На четвертый день творения бог создал солнце и поместил его над Толедо. Поэтому этот город старше остальной земли». На самом деле легко понять, чем гранитное плато, возвышающееся посреди равнины, привлекло племена древних иберов, а затем карфагенян и римлян с вестготами. Столь уникальное в стратегическом отношении место, заставляло отстраивать город вновь и вновь на руинах предыдущих цивилизаций. Так, Толедо начал свой, исполненный высокого значения путь в веках. Римский историк Тит Ливий в 192 году до н. э. упоминает о взятии труднодоступного городка Толетум.  Затем, город, ставший аванпостом Римской Империи, богатый и украшенный античными храмами, и театрами был разрушен ордами варваров. В пятом веке нашей эры Толедо становится столицей молодого вестготского королевства и центром политической культурной и религиозной жизни. У короля Рекаредо находился стол иудейского Царя Соломона, выточенный из цельного изумруда, а король Афанагильд, давал в приданное  своей дочери Брунгильде несметные сокровища. Из камней и плит римских построек христианами вестготами  возводились многочисленные храмы, (этим принципом руководствовались и в последующих столетиях), а первый епископ Толедо, был посвящен в сан самим апостолом Петром. Но от этой героической эпохи мало что сохранилось.
    Легенда гласит, что победа мавров - наказание королю за то, что он нарушил многовековой запрет и открыл запечатанный « грот Геркулеса», расположенный в окрестностях Толедо

        В начале восьмого века огромное войско арабов, населяющих Северную Африку, их испанцы упорно называют маврами, высадились на юге страны. Завоевывая один город за другим, мусульманские воители захватили практически весь пиренейский полуостров, учредив Кордовский, Гранадский и Севильский халифат. В 711 году в битве, при Гвадалете последний король вестготов - Родриго потерпел бесславное поражение. Легенда гласит, что победа мавров - наказание королю за то, что он  нарушил многовековой запрет и открыл запечатанный « грот Геркулеса», расположенный в окрестностях Толедо. Разрушение государства, грозило тому кто, откроет двери в тайник, в котором, кстати, вместо вожделенных сокровищ, оказался сундук с куском полотна, на котором были изображены вооруженные чужеземцы в тюрбанах.
 Тем не менее, гордый Толедо, который арабы называли Толейтола - активнее других городов, сопротивлялся владычеству завоевателей. Несмотря на частые мятежи и восстания,толедцы не могли не попасть под влияние арабской культуры, находящейся в пору своего расцвета. Мусульманские зодчие украсили город мечетями и дворцами с фонтанами. В архитектуре царили роскошь и изящество. Впоследствии, прихотливые линии мавританских построек, перемешиваясь, с готическим устремлением ввысь и романской брутальностью породили особый стиль в архитектуре и искустве - «Мудехар». Создав передовую систему орошения, арабы подняли сельское хозяйство, открыли множество школ и библиотек. Однако и от этой самобытной и яркой культуры сохранилось немного. Большая часть зданий была разрушена во время отвоевания Испанских земель от мавританского владычества, остальные здания были перестроены. Войско короля Альфонса вступило в Толедо в 1085 году и над Алькасаром, дворцом мавританских правителей был водружен испанский флаг. Толедо, став столицей Испании, стал играть ведущую роль в дальнейшем движении Реконкисты. Национальный герой и легендарный испанский рыцарь – Сид Кампеадор, за отвагу и храбрость был назначен королем алькайде, те. комендантом города.
 В борьбе с маврами, крепло богатство и могущество испанских городов и Толедо вновь становится центром науки, культуры и искусства.
 Вы совершите преступление, если уедете Толедо без кинжала, навахи, сувенирной шпаги, или хотя бы просто перочинного ножика работы местных мастеров. 
    Снаружи, город почему-то кажется меньше чем изнутри, тут в каждом доме, церкви, синагоге хранятся драгоценные артефакты.
Ты бредешь сквозь Испанию вестготов, евреев, мавров, христиан, а маленький город все разворачивает перед тобой « каменный веер» своих тайн. В названии  каждой улицы прячется своя легенда или история. Вот, например, на улочке «Калье де лос альфилеритос» - Улице булавок, молодая девушка, остановившись у ниши со статуей Мадонны, колола себя булавками, если ее возлюбленный воевал. Традиция зародилась в память о преданной своему жениху  жительницы Толедо, что  денно и нощно молилась о его спасении. Чтобы не засыпать, девушка приказала колоть ее булавкой и суженный вернулся с войны невредим. Сейчас на улицах города сплошь сувенирные лавочки. Основные промыслов четыре: – керамика, шпажное дело, дамасское исскуство, и выпечка марципанов. С последним все понятно, рецепт марципанов не изменился за столетия. Из тертого миндаля с сахарным сиропом замешивают крутое тесто и лепят из него разные фигурки, достигая в этом виртуозного мастерства. И в смысле цены тоже, поэтому я и  не решилась выложить за сладкого ангелочка веселенькую сумму. Но вы совершите преступление, если уедете из Толедо без кинжала, навахи, сувенирной шпаги, или хотя бы просто перочинного ножика работы местных мастеров. Цены -  вполне демократичные, качество  стали отменное, а уж красота невиданная! Кстати, все оружие  для фильма  «Властелин колец» ковалось в мастерских Толедо.
Я привезла мужу сувенирный стилет под старину и складной нож с инкрустацией, острый как бритва. Восторгам его не было предела!
 Так называемая, мавританская керамика, обязана славой симбиозу трех культур - еврейской арабской и христианской. Прихотливые восточные орнаменты живо напомнили мне далекую родину Таджикистан, где на блюдах, пиалах и косе, красовались похожие узоры.
Дамасское дело похоже на шпажное. На отчеканенную сталь наносится филигрань и специальные эмали. Мастер на твоих глазах расплющивает молоточком тончайшую золотую нить и под его рукой расцветают золотые арабески на женских украшениях, вазах и шкатулках. Можно купить пару сережек подешевле, изготовленных методом штамповки, на них будут те же узоры и знаменитые арабские птички, но я храню в своей шкатулке те, заветные, сработанные рукой пожилого толедского ювелира.
Можно бесконечно долго рассказывать о красоте храмов соборов и синагог, о совершенстве же  Толедского кафедрального собора, называемого восьмым чудом света, я говорить категорически отказываюсь. Это надо видеть! Язык мой хром как инвалид битвы при Лепанто. «Крик пламенеющей готики», «Величественный и звучный гимн», « Первый в Испании и Европе, что касается красоты и совершенства» «Духовный центр и сакральная страсть католицизма», это лишь немногие высказывания тех, кто тщился описать его красоту и значение. На постройку собора ушли столетия и целая башня золота, добытого конкистадорами в южной Америке. По собору можно ходить целый день и не осмотреть половины хранящихся там сокровищ. Чего стоит единственный в мире алтарь Транспаренте – Прозрачный алтарь, Сакристия(ризница) с картинами великих художников и статуя 14 века несравненной ценности – Мадонны Доброго молока или Белой Мадонны. Со смелостью, несвойственной для скульптора раннего средневековья, автор изображает Святую Деву весело играющей с младенцем-Христом, а он, расшалившись, нежно теребит ее подбородок. Сквозь витражи, стекла для которых выдерживались в ваннах с краской десятилетиями, льется ирреальный неземной свет. Нет, на этом я, подобно Шахерезаде, кончаю недозволенные речи, о, досточтимый читатель и предоставляю тебе самому  все увидеть.
Если задуматься об этом городе, и легендах с ним связанных, то в конечном итоге придешь к Эль Греко, самому духовному испанскому художнику. На его панораме «Вид и план Толедо» - город выписан так тщательно, что современники художника узнавали свои дома. На картине, относящейся к позднему творчеству художника - «Вид Толедо»,относящуюся к позднему творчеству художника, мы видим совсем другой портрет города, скорее даже художественный вымысел о нем. Эта картина стала завещанием, философским откровением художника, навсегда слившимся с городом, ставшим его судьбой.
С тех пор как в 1651 году столицу перенесли в Мадрид, город стал терять свое экономическое значение и как бы погрузился в сон, законсервировав свой архитектурный облик и сохранив его неизменным. до наших дней.
Часто я, как  все безнадежные романтики, в ту последнюю минуту на границе яви и сна бросаю себя мысленно туда, где на гранитной скале стоит Город одинокий, четкий  и нереально красивый! Я прохожу его мостами, по которым движутся крестьянские повозки и кавалькады рыцарей, иду по площадям полным пестрого люда, по улицам, где еврейские менялы открывают свои лавочки. Я проникаю во внутренние дворики, построенные на арабский лад - там растут лимоны и неслышно журчат фонтаны. На цыпочках вхожу в сумрачную комнату ученого книжника и вижу его склоненную над рукописью голову. Я иду по прохладным каменным плитам собора, и любуюсь колоннами, струящимися вниз словно сработаны они не из камня а из серого шелка. Пытаюсь вспомнить где, в каком доме и квартале я, когда-то жила и мечтала. Толедо играет с людьми и не такие шутки. Приезжайте, убедитесь.