Забыть Геродота статья

Нилина Мишина
                За хрустальной скифской короной.

 Там в светлом и сыром песке сверкнули однажды, похожие на застывший лед             искрящиеся кристаллы кварца,спаянные друзой у основания.

Забыть Геродота! Нет, не Герострата, того, что сжег храм Апполона Эфесского, а именно его, историка и одного из лучших древнегреческих туроператоров, умеющего захватить читателя описанием географических чудес. Все началось с его рассказов о народах, живущих по берегам Танаиса-Дона, скорее даже со вскользь оброненного высказывания о том, что сарматы и скифы выбирали в вожди того, кто найдет на берегу сверкающий камень горного хрусталя. Не одиночный кристалл, а друзу прозрачных, похожих на алмазы кварцитов. Именно такую, похожую на царскую корону, красоту,  откопал, когда-то мой приятель на берегу Азовского моря. В детстве, Борис, как все мальчишки  хутора Семибалки, что в 30-ти километрах от Азова, день-деньской проводил на море. Ловил  бычков кишащих возле берега, нырял возле затонувшей баржи,в поисках сокровищ, загорал  под крутыми обрывами. Там, в светлом  сыром песке, сверкнули однажды, похожие на застывший лед искрящиеся кристаллы кварца, спаянные друзой у самого основания.  Воодушевленные рассказами друга, мы решили ехать на азовское море! За скифской хрустальной короной, за золотым песком побережья, в теплые воды древней  Меотиды.
 Давно облюбованная серферами и парапланеристами, Павло-Очаковская коса, находится всего в 75-ти  километрах от Ростова. Курица не птица, а Азовское море далеко не Черное, Красное или Средиземное, скажут  ворчуны и циники, и будут не правы. Цвет морской воды в этих краях, бледно-зеленоватый, а не густо-аквамариновый, как например, в Тамани или Фанагории, где Азовское море плещется во всем своем великолепии; мидии, дельфины, ундины,  очаровавшие даже такого угрюмца, как поручик Лермонтов.    
 На побережье, Павло-Очаковской косы, царит спокойствие  и провинциальный уют. Уютные недорогие кафе,  чистые пляжи, привлекают  не только ростовчан и жителей Азова. Погреться на южном солнышке едут туристы из Сибири, Владивостока и других регионов России. Неглубокое  морское дно  раньше и лучше черноморского  прогревается солнцем, а морская вода, в  составе которой присутствует почти вся таблица Менделеева - целебный  коктейль для кожи. По легенде на этих  и теперь не обезображенных цивилизацией берегах,  дикие степняки-скифы и вольные амазонки произвели потомство, получившее название савроматы, племя таинственное и растворившееся  в пыли веков.
  Забыть душные городские джунгли, очереди на маршрутные такси и  пластиковый офис! Отпустить на волю детскую непосредственность и свежесть восприятия!
P.S..Забыть Геродота, забыть о скифах, амазонках и их потомках с вытянутыми, словно у марсиан черепами вождей. Какая благодать - окунуться в теплые и ласковые воды, загорать  на горячем песке, гулять по узкой косе, заходящей далеко в море! Ночью, когда воздух становится прохладным, в теплой, похожей на первичный коллоидный раствор воде (в таком бульоне, наверное, зародилась жизнь на планете),  можно лежать и смотреть на незамутненные городским смогом небеса, с крупными яркими звездами. Рядом из двухэтажного бунгало, которое серфингисты, обустроили по всем законам жанра - плетеные гамаки, деревянная террасы, звучит на весь пляж индийская музыка, сплетенная в ритмичные сеты. Луна, похожая на серебряный поднос тихо катится в синей  эмалевой гемисфере … 

Еще об истории этих  берегов, читайте в моем стихотворении Сны Меотиды