Гость сезона Наиль Мелиханов

Литературный Фестиваль Рунета
Здравствуйте, дорогие друзья!
Приглашаем всех присоединиться к беседе о теплоте и грусти, об эпохах и человечности, о любви, игре и честности — обо всём живом, тонком, широко дышащем и неутомимом, — о том, чем полны слова и мироощущение нашего весеннего Гостя сезона — контрастного и точного, вдумчивого и ироничного  Наиля Мелиханова (http://www.stihi.ru/avtor/melihanov).
Начиная с этого момента в течение всей следующей недели у вас есть возможность высказаться, обменяться впечатлениями, задать вопросы и, конечно, просто от души поговорить.


Марина Чиркова (МЧ) - Одна из особенностей стихов Наиля Мелиханова - соединение очень неродственных на первый взгляд образов, сплавление их в единое целое, отныне уже нерасторгаемое. Связи не лежали на поверхности, но когда автор их обнаружил и предъявил, сразу получилось детально и правдиво. Такой синкретизм.
Вот, забегу вперед,  «Время моё», - где этот прием представлен широко. Например, «запретная тара нелепых обид, клейко обандероленная львами, орлами, коронами» — здесь и гордость чем еще мечена, если не геральдическими зверями, и герметичная запакованность непонимания, дистанцированная почтовым отправлением, и это именно сигары высшей пробы, и они сгорают горьким дымком когда примирения, а когда во-время удержанного за зубами слова...
Читая, не нужно даже сильно разматывать такие клубки, они понятны. Не зовите кошку, я поиграю в них сама)  Химик во мне говорит — это глобула, молекула восприятия, однажды синтезированная, она будет исправно таскать кислород)
А «Сова зимой» вообще одна сплошная глобула, на этот раз мультикультурная: вся из отсылок на сто сторон, от живописи до кино. Зачем? А разве не так мы помним понравившееся, не так угадываем  «своё»? Мы сами и есть такая связь, каждый внутри себя, держимся за любимые картины, фильмы, книги...
Кстати: в русском языке у слова «связывать» есть два оттенка: 1) налаживать контакт 2) уменьшать свободу. Как это не случайно! Правдиво по факту, житейски. Не могу не ухмыльнуться песенкой Иваси - «лучше быть нужным, чем свободным»))
Ну а теперь по порядку.

ПЕТАНК http://www.stihi.ru/2015/03/05/3329

Ветер, 
несущий просторное имя, 
из моря, из мифов, 
непереводимое, 
взбил пенку теней, клёкот листьев 
и сбражил 
пахучие краски дичка-мандарина, 
золы, кофе, спаржи, 
отринутой с миной малым. 
В битой чашке местечка без глянца, 
на куцей площадке 
шесть белых персон, запечённых в фаянсе,
играют в петанк 
в ритме старого вальса. 
Прищур, жест тигриный – 
с руки медный шар 
летит гипербольно. 
Почти не дыша, 
следят человеки 
как медь в высшей точке 
кольнёт точно память лучом 
и всё проще 
приходят основы наук, войн, историй – 
законы сыпучего и траекторий. 
Малой мой, 
отвергший изысканность спаржи, 
на радужки ловит обрывки спирали.

Расчёты окончены. 
Шестеро чинно садятся. 
Затих тут же ветер учтивый, 
и стынет молчанье в зауженных джезвах 
забытого в креслах-веках человечества.  

метакса кофе перье сигареты 
петанк на корфу бессмертные

Татьяна Комиссарова (ТК) - Здравствуйте все. Мне сегодня говорить легко: я давно симпатизирую творчеству Наиля и тут как раз тот случай, когда мы глядим не друг на друга, а в одну сторону. Например, вглядываемся в средиземноморскую даль. Люблю я этот сложно-сочиненный запах, ощущение неизменности бытия, счастья, даже в несчастье. В оперативной памяти всплывает крупининское: «На сикоморе щебечет неизвестная птица, /В доме социальный работник над рыбами суетится, /Средиземное море шумит, как шумело тысячу лет назад». Или рытовское: «чтобы сквозь окна синие/ лучше услышать море, /построились в ровную линию/комнаты в коридоре». Ну, словом, есть такая тема у людей, влюбленных в теплое вечное море. Я почему об этом? Эти авторы, насколько я знаю, близки Наилю, и от сравнения трудно уйти.
И в этом тексте сильно морское дыхание. Оно пробивается сквозь неловкие «сбражил», «отринутой с миной малым», «затих тут же ветер учтивый». Это бесконечная история, потому что на этом берегу ничто не кончается. И опять в конце является шезлонг в саду и выглядывают из-за веток сикоморы греческие боги.

МЧ — Счастливые и любящие люди сами вполне себе и олимпийцы, и бессмертны... (да, Таня, ты права, а как же без богов  - на Корфу-то).
…импрессионистские цветные пятна: море, белые зонтики летнего кафе, безмятежный отдых семьи, фарфоровая чашечка с забавным рисунком какую жалко было бы разбить, а малыш смешно отворачивается от впервые попробованной спаржи, а ветерок летит мимо, и в чем-то лукавое сибаритство подмигивает из зауженных джезв, и...
Каждый раз, когда читаю Наиля, по-иному начинают работать не только обычные пять-шесть имеющихся материальных чувств, но и приоткрываются дополнительные — примерно с 7-го по 12-е... Тактильность, фактурность, синэстетика. Возникают весьма неожиданные вопросы и не менее странные ответы: например, - как пахнет цвет, чернозеленый, с жестким волнистым краем?.. «Сбражил» - тут, Таня, я с тобой поспорю - по мне как раз то самое слово, с нужной цепляющей кислинкой. А что соединяет облако и утоптанную песчаную площадку — только ли солнечный луч? Нееет, еще и сколотый край фарфора, касаемого подушечкой безымянного.
Пожалуй, можно опять стать ребенком в этих отточенных впечатлениях. Пестрая весенняя степь словоупотребления - не постесняюсь признаться, собственными глазами-ушами-пальцами не ловлю и вполовину так ярко, так неотвязно, кисломолочно и древесно с нотой синевы, - как читаю у Наиля. Что такое искусство вообще и литература  и поэзия в частности? Может быть, это в первую голову возможность зрячего поделиться картинкой с (как бы помягче) подслеповатыми?.. Раздать этот интернет всем страждущим и пользоваться вместе)
А во вторую голову идет конечно острая-личная исповедальная нота... она всегда есть у Наиля, как собственно и должно быть, когда настоящее... но о том погодим, пока просто оставляю закладочку.

Александра Инина (АИ) - Некоторых поэтесс можно ловить на кофе… Но это лирика) Корфу для меня это Джеральд Дарелл и мифы-скорпиончики, высыпающиеся из спичечного коробка. Настоящие древнегреческие мифы страшны, я помню об этом, но адаптированные для детей они как дарелловские скорпиончики – еще не умеют жалить смертельно. Средиземноморское солнце, позволяющее увидеть вещи обычные, потертые, «пожившие» как роскошь, которую само время сделало настоящим, ценным, весомым из эфемерного ничего не стоящего нового. Почему я читаю кресла через букву «ч»? ))

МЧ — А еще об этом стихотворении, увидев его на Балтии-2015, сочно сказала Елена Ширимова, не удержусь дать ссылочку для любопытных http://www.stihi.ru/2015/08/03/2286

СЛОВА ЛЮБВИ http://www.stihi.ru/2014/10/06/8366

Сначала слова были – пёстрые зяблики – 
клевали сорные зёрна с ямки на подбородке.
«Мягонькие» - жмурилась - «мягонькие».
«Кошка» - я знал. Потом на короткой 
лоснящейся шлейке ты выгуливала их в Летнем -
сворку терьеристых моих беспородок . 
Мокрогубые тёрлись меж узких коленей - 
белки и стрелки ажурных колготок. 

Но, как в элитном польском кино, 
посыпались с неба хлопья извёстки - 
слова без истин осели на дно
бутылки, 
а зяблики сдохли: замёрзли.

МЧ — Первое впечатление от этого текста -  раскованность, свобода обращения и со словом, и со временем, и с чувством... одновременно и проникаясь ими, и любуясь лиргероями уже чуть со стороны...автор знает, что будет в конце, но он принимает и эту грусть — вместе с теплотой тех самых нежных зябликов и нетерпением дерзких псин.
Каждое из времен здесь неодолимо настоящее, и поэтому и первая любовь прорастает из былого не то что не засушенной — несрезанной.  А вы как хотели?.. Вспоминать так вспоминать, и вот уже вторая строка честно не знает, что уготовила последняя, и поэтому действительно живет.
Да! Примечательная черта стихов Наиля — сочетание четкости замысла с тонкостью проработки деталей... Автор видит и слона целиком, и при этом не пренебрегает мелким узорчиком персидского коврика.
И каким-то образом при этом соблюдает сдержанность в эпитетах. Снег хлопьями известки мне теперь не забудется, и потому что новая грань восприятия, и потому что в этом сравнении нет ни малейшего пережима, нет лишней «поэтичности» — не (например) какой-нибудь экзотически помпезный колотый обсидиан, а простая реальность, «на уровне повседневного меня».

АИ - Тонко, эротично, надломлено... 

ТК - Вот ведь как: в творчестве любого, даже самого любимого поэта, есть то, что принимаешь безоговорочно, а мимо чего-то проходишь почти равнодушно. И это нормально. Сколько ни перечитываю «Слова любви», несмотря на удачные и зримые образы цельной картинки и истинного сопереживания почему-то не возникает. Возможно, причина в том, что стихотворение очень личное и переживание камерно? Прости меня, Наиль.

ВРЕМЯ МОЁ http://www.stihi.ru/2014/04/06/11945

________________________ Андрею Е., прокурору и человеку.

Вот пришло моё время.
Пришло, присело на скамеечку,
легонько хрустнув коленями,
и говорит:
«Привет!» - говорит, -
«Доставай стержень, доставай кондуит –
будем выписывать планы на ближайшее воскресение».

Для начала ди-эйч-элем доставим 
скрещенные вервием кули из Кении,
изрядно беременные жарким`n`карим 
кофейным семенем.
Трём, трещим, перетираем 
ювенильные доли прожаренных каури.
Варим – 
пузыри (нгоро-нгоро) вспарывают 
корку несбыточной Африки - 
и запах! – смолы и испарины.

«Ах», - время моё говорит, - «едрит!», 
подрагивая ненароком ресницами.
«Как люблю я это пить!» - сопит.
Не спится. «Не спиться бы».

«Тэк-с», - время покашливает и шуршит, - 
«распардоним-ка запретную тару нелепых обид, 
клейко обандероленную 
львами, орлами, коронами».

Вот они – толстые «черчилли», меченые поштучно, 
скрученные на бедре потной вест-индской шлюшки.
Срежем жёваный кончик, клацнув тугой гильотинкой,
чтобы поджечь – калечим КАМОЭНСа или ДАНТЕ –
сладок мне дым с горчинкой родины Команданте.

Уходит подлодкой на дно
последний остров свободы, 
и я бы хотел, но…

«Эй», - время моё говорит, - «не sorry», 
постукивая вот так пальчиками, - 
«не ври хотя бы тому, кто внутри, 
то же мне – датский сказочник».

«Вот и пришло время моё», - говорит, 
- «собирать и раскатывать яблоки
по наклонным полям Андалусии - 
от кроветворной Севильи 
до кротко стареющей Малаги».

Время дурное, зараза, крутит скрипучий пресс 
– косточки проступают, пенится ржавый сидр. 
В мирное небо Испании безоблачноглазый мессир 
добавит толику красного через зари порез.
«Старости нет» - и с Гарсиа идём, напевая, тропой 
туда, где восходит яблоко над пьяной чужой страной.

Тяжко рукопожатие правых.
«И знаешь ли? – 
плевать мне на вашу правду».

«Бла-бла», - время моё говорит-говорит, 
поглядывая невзначай на часики, - 
и по левой щеке моей просто слеза бежит, 
а по правой – просто отчаянье.

МЧ — Серьезная вещь, сильная и деталями, и состоянием души. Время владеет всем, - звуками, запахами, оттенками... Одна форма слова - «воскресение»- и уже многое чертовски понятно. Предчувствие наполняет сразу, и яркие детали вкуса жизни  только подчеркивают его. Яркость здесь — пограничная, как освещенные дома на фоне грозовой тучи. «..хрустнув коленями ...сопит ...шуршит...» — потусторонний ледяной ветерок.
«Время моё» - это не «моё время», не тот привычный оборот, означающий наконец пойманную удачу, это другое время, не то которое дает шанс, а то которое отнимает. Потеря всегда означает некий предел...мы живем дальше, но где-то внутри все равно так и остаемся стоять упершись в стену отчаяния. Поэтому здесь такой финал, и это та самая настоящая правда, выговорить которую непросто. И, может быть, именно потому жизнь ушедших продолжается нашей жизнью, что так упрямо длится наша память.
«Не разнять меня с жизнью, — ей снится убивать и сейчас же ласкать» - помнится из О.Э. М.

АИ - Горький кофе, честный кофе. Нам повезло.. когда-то мы успели пожить с просто слезами и просто отчаяньем, потом нас поделили. Перечитывала Тихий Дон (пришлось, по делам школьным). Сейчас ребенок смотрит как разгоняют демонстрации в разных странах мира... Варится человечество.. перемалывается, варится... продолжает перемалываться... продолжает вариться.

МЧ -  Да, Саша! И это тоже, вот  - «В мирное небо Испании безоблачноглазый мессир добавит толику красного через зари порез» - как говорится, излишни комментарии, злющий характер эпох подан как есть. Всё продолжается.

ТК - «Время моё» начинается с изящного переноса: «Вот пришло моё время. /Пришло, присело на скамеечку». Замечательно. Филолог в моей душе возликовал. «И говорит:/«Привет!» - говорит» - о как всё непросто). А планы на воскресение? Ну просто пир сами знаете чего. 
«Не спится. «Не спиться бы», «не sorry» я восприняла уже не так восторженно. Кстати, как последнее на слух? Мне кажется, автор, щедро рождающий переплетающиеся смыслами слова, тут немножко заигрался в самим им созданные игрушки. А вот финал, на мой взгляд, безупречен в своей чистой и ясной мощи.

СОВА ЗИМОЙ http://www.stihi.ru/2014/01/01/2928

                                                               Дочери.

Снег шёл всю ночь. Девятый, литерный и веский.
Так траченный левкас летит с довизантийской фрески,
иль пепел вспыхнувшей и выгоревшей Бетельгейзе
до-тла.

Ось колеса (уи-уильм) увязла и обод вниз ушёл по ноль-меридиану,
оставив свет, чьи млечные осколки медлительнее пуль Киану,
а мы – два Мумми: Па и Мю –  равновелики мыслящему океану
Ле-ма.

Мы, потерявшие дома улитки, ползём наискосок по склону
и тянем две глубокие строки к подвешенному паутиной трону
Чурляниса. Всегда права, и в два крыла скользнёт навстречу стону, –
со-ва.

pspspspspspspspspspspspspspspsps
Ничего личного:  
К. Воннегут, У.Фолкнер, Т.Янссон, Б. и А.Стругацкие, М.К.Чюрлёнис.

АИ — Собственно, можно размотать этот клубок за ниточку смысла, но не хочется... хочется оставить его в ощущениях, близких и понятных без понятийности. Это когда твой ребенок вырастает до точки «другой океан», до максимального разделения вод, а ребенок другого пола это еще и улитка, ползущая по другому склону.

ТК - Про сову – мое любимое. Мне кажется, это первое стихотворение, которое родило мой интерес и неизменную симпатию к творчеству Наиля. Рискну сказать, что вот эти слова: «Снег шёл всю ночь. Девятый, литерный и веский. / Так траченный левкас летит с довизантийской фрески,/ иль пепел вспыхнувшей и выгоревшей Бетельгейзе /до-тла», - и есть те самые – лучшие в лучшем порядке. И мера здесь найдена самая верная – лишние слова отсечены, и каждое слово равно смыслу.

МЧ — Тань, а для меня «Слова любви» оказались таким ключиком начального интереса к автору)
Но могла быть и «Сова...». Саша права, у Наиля о детях всегда особенное. Не возьмусь сказать, что здесь забирает больше: плотность мультикультурной реальности — не знаешь, с какого края разматывать клубок отсылок, этот до тактильности траченный левкас, этот литерный и веский - или внезапно кольнувшие в левую створку беззащитно потерявшие дома улитки...
Несмотря на Мумми-семью, пана Станислава и «Матрицу», с первого же взгляда понимаешь — конечно, это живопись. Черно-белая в первую секунду, но уже во вторую сквозь пасмурную створку жемчужницы проступают тонкие оттенки — дымчатый янтарь, пепельная роза, пыльный деним... и черный на белом акварельно расплывается, разлохмачивается, мягчеет... Мне вообще почти по всем стихам Наиля неотступно кажется — так мог бы написать художник. Если бы художники вдруг взяли слова вместо привычного инструментария.
Отзвук, постскриптум к прочтению: какое-то время после везде видятся «моментальные шедевры», остановленные мгновения и зрительные перспективы. Как после хорошей выставки. Ведь всего-то казалось бы - лыжный спуск, и снег, и всего-то неровностью прерывистые линии, два следа — а и правда выходит Чурлянис, пугающе реальный...  Его любят многие поэты, но лично я только после этого текста не поленилась присмотреться пристально (чему рада до сих пор).
Вопросы автору: любовь к живописи помогает взаимодействию со словом?
И еще один, традиционный: читательский путь извилист, а с какими авторами под руку прогуливается сейчас наш сегодняшний гость?

OLA! http://www.stihi.ru/2014/05/09/7689

Здравствуйте.
Рассаживайтесь, Андре, Нгуен и Серёжа.
Доставайте тетрадки и стерженьки, 
подпирайте локтями мозги и спичками веки.
Тема лекции: «Происхождение человека».

...дело было на берегах очень древнего континента,
Задолго до Ч.Р. Дарвина и, тем более, Магомета...
...странные белые обезьяны, 
пигментированные лишь отчасти, 
ступали на кромку не Индийского ещё океана…

Здрасьте, 
Оленька Полежаева.
Опоздали вполне ожидаемо.
Присаживайтесь. Повнимательнее.
 
… опасливо приближались и пальчиками касались дражайшей ряби лагун в свете гигантских лун недремлющего Юпитера третичного геопериода.
…неловкие и слабосильные входили в воду и спины их, забавно узкие в талии, стремились стать вертикальнее.
… льющая шёлком шёрстка, роднящая их с кошками, сходила на нет понемножку и обнажала кожу, трепетную и ранимую.
…полные губы кармином светились от лёгкого бриза, а под влияньем каприза мигрирующих хромосом, струились за спину гривы, искристые рыжие гривы.
… приплясывали игриво в знойном тропическом мареве дивно долгие ноги.
… на мелководьях отлогих – щекочущие миноги, полураскрытые мидии, сладко жгучие нити вздыхающих томно медуз,  метнётся пугливый лангуст, а шаловливые крабики трогают жемчуг–капельку в розовых складках устрицы: такие лагунные вкусности они добывали без риска – изысканный провиант.
… буквально каждый примат во впадинках и ложбинках нёс запах пармских фиалок, а Отто Юльевич Хармдт, известный сомно-весталог, в кадастр занёс: «Аромат».
… к вечеру, перед ненастьем, небо топило красным. Они поднимали запястья, тонкие, и от счастья:  «Ola!», – кричали, - «Solo!».  Пишите: «Первое слово».
… они выходили стайкой на берег, зовущий тайной, а чёрные обезьяны ждали их, неустанно в длинные барабаны: «Да-дам!», - били, - «да-дам!».

Итак: 
такова вкратце, 
Нгуен, Андре и Серёжа,
теория возникновения
«Homo belissimus» расы.

А Вы, Оля, в свитерке из «ангоры» и скошенной чёлкой, 
не приближайтесь ко мне со своей зачёткой - 
Вы органически не способны ни к одной из 
естественнейших наук.
Имя твоё!
бьётся в мозгу
двояковыпуклой льдинкой 
и издаёт непристойный 
и совершенный звук.

ТК - Интересно, увлекательно, много изюма. Текст выходит за рамки того, что я полюбила в поэзии Наиля. Наверное, это хорошо, но пока я лучше послушаю других.

МЧ — А у меня эта вещица одна из любимых. Очень уж лекция занимательная:) Чувство юмора у Наиля одно из основных, это и по другим стихам прекрасно известно, но тут просто-таки концентрат чувственного озорства, причем не только в виде ассоциативном, но и, вроде бы, существует реальная научная теорийка о происхождении человека от каких-то приморских обезьян, если не ошибаюсь. То есть автор поприкалывался еще и над наукой, не говоря о системе образования:) Впрочем, если у студенток не будет романов с преподавателями, лично я считаю, их молодость во многих отношениях пройдет зря:)

Итак,  дорогие друзья! Гость сезона с нами, разговор открыт!