Окуневские диковинки

Нилина Мишина
  В число  пяти, самых таинственных  и чудесных российских мест входят - знаменитый Пермский треугольник, Пещера Черного дьявола (кашкулакская пещера) в Хакасии, мыс Рытый на Байкале, Патомский кратер, расположенный в тайге бодайбинского района,   и Окунево, деревушка в Сибири на севере  от Омской области. Говорят, что для  каждого человека существует свой genius loci (гений места) или как его называют – место силы, только нужно его найти.
 
 «Веселые домики, вигвамы,  и странные жители села»

 Четыре часа на маршрутном такси до областного центра Муромцево, еще час на  допотопном автобусе времен хрущевской оттепели, и мы в эпицентре аномальной зоны, селе Окунево, которое, по мнению местных  уфологов и экстрасенсов считается,  чуть ли не пупом земли, местом таинственным и  дарующим духовное прозрение.
 На первый взгляд деревенька - ничего особенного, воздух только  удивительно чист и прозрачен. Коровьи лепешки, спутники любого  проходящего стада, шлепаются и сохнут в золотистом песке, похоже, тут нет извечной деревенской распутицы и грязи. Под голубым небом, вековые сосны, окаймляют кромку села, вдоль центральной улицы  тянется желтая песчаная дорога, выводящая к высоким берегам Тары, кроткой речушки, имеющей то же имя, что у богини Милосердия в Индии и на Тибете.

Мы идем по  небольшой, в двадцать домов улице, разглядывая окрестности. Все как в обычной деревне; на  окнах меж кружевных занавесок герань,  Мурки да Васьки спят на завалинках, лохматые  Шарики лениво взлаивают из-под ворот. Но вот изба,  где на металлических, а не деревянных как у всех   воротах,  красуются,  нарисованные  масляной краской  слоны.  Чуть дальше голубеет бревенчатый дом, примитивно раскрашенный облачками – обитель ведорусов. «Веды» – ведать, «Ведору» – видение «Ра» бога солнца, так расшифровывают приверженцы этого религиозного течения свое название. Рядом с домом на высоком столбе прибиты дощечки, соединенные в  древнеиндийскую свастику –  символ солнцеворота. «Ой, надо же,  тут и вигвам есть!» кричу я своим спутникам.

 «Не  разбираетесь девушка, не вигвам,  а  типи»,  строго  говорит мне длинноволосый молодой человек, выходя из самого настоящего индейского  жилища. Он  настойчиво приглашает в гости, и уговаривает купить, что-нибудь из  глиняной посуды, которую во множестве лепят его сотоварищи, такие же свободные художники. От суеты городов спасаясь, приехали они со всех концов России, мужчины и женщины, и не хотят возвращаться к прошлому.

        «Ом нама Шивайя» - я покоряюсь богу, так в переводе с санскрита звучит это изречение, оно же и написано на доме с другой стороны улицы. Там живут представители общины бабаджистов. Основательница ашрама латышка Расма Розите, поклонница  Бабаджи (земного воплощения Шивы), провела семь лет в Индии, там, в долгих медитациях получила некое знание о том, что ей нужно ехать в Сибирь, нести сокровенные знания людям. Вначале она обосновалась в Омске, имеющим в своем названии священный слог «Ом», затем местом ее духовных исканий стало село Окунево, так как на него указывал, знаменитый индийский святой Сатья Саи Баба.  Расма без труда нашла общий язык с  местными жителями, а вот у ее последователей  по - разному складываются отношения с аборигенами. Бывало, что и поколачивали их местные мужички.

           «Смирные они, никого не трогают, овощи в огороде выращивают» рассказывала мне продавец за прилавком  крошечного сельпо. «Мяса  не едят совсем, а как  без него, зимы у нас суровые, долгие, они мне все риса, да мороженых овощей заказывают в пакетах. Для них только и вожу из райцентра».

     Гуру общины - Расма  Розите давно  не живет в Окунево,  но в ашраме справляют обряды ее ученики и продолжатели. «В семь утра и семь вечера у нас арати - ритуалы и  молитвы. Добро пожаловать, мы открыты для всех» гостеприимно предложил нам молодой человек из бабаджистов. Но мы двигаемся дальше и в самом конце улицы, вдруг оказываемся в царстве Берендея или в музее славянского зодчества. Подворье из нескольких домиков,  словно декорация к опере « Снегурочка», украшено резным деревянным кружевом. Тут живет Александр, называющий себя старовером. Наш чичероне - Леша, местный егерь и мелкий предприниматель, ведающий строительством дома для  омского бизнесмена, по дороге к  пристанищу вводит нас в курс дела. Он рассказал, что старовер  пришлых  не любит,  да и местных не жалует. Слухи разные ходят, говорят, за границей воевал, а через несколько лет  женился, а потом  понастроил  себе  терема на подворье.  Жена тоже непроста, балерина бывшая, из Перми. Приехала по зиме, с одним чемоданчиком и с крошечной дочкой. Сначала,  у Расмы обреталась, в ашраме, а потом  к староверу прибилась. На улице редко показывается, сидит с дочкой на женской половине, он им отдельный домик построил.

       Мы тем временем дошли до места -  недостроенного сумрачного домища, стоящего вплотную к тайге.

Мы вняли совету нашего добровольного гида, и  поселись в полностью обустроенной  бане, а не в доме,  где высятся  только,  проконопаченные мхом стены. Алексей натаскал в нашу берлогу старых тюфяков, деревенских гостинцев - добрый шмат  сала, вареных яиц, с  десяток тугих  огурчиков. Наскоро устроившись и пригласив Алексея на ужин, наша троица  отправилась купаться. Вид на реку, открывшийся с крутого Тарского увала, пробил  мгновенно и навылет не подготовленную к такой инопланетной красе законопаченную душу. С высокого берега, поросшего соснами и березами, река, мерцающая темной красноватой водой, (  в ее составе много железной руды) вилась внизу тоненькой змейкой, а  катерок, приставший к песчаному берегу, с высоты, нам белой каплей казался. По другому, более низкому берегу стлались кустарники, переходящие в лес, и над всей круглой чашей горизонта плыли лебединые облака. Вот  там, с высоты птичьего полета, от тебя отслаивается шелуха повседневности, и слушая органные фуги ветра в сосновых ветвях, легко почувствовать себя  малой песчинкой в океане надмирной  красоты.

             По версии археологов, берега Тары,  это поверхность гигантского кратера, образовавшаяся от осколков упавшего метеорита. Давным давно,  речушка эта, была полноводней  Нила и Ганга.

      В  окрестностях Окунева,  находятся пять, также  образовавшихся   из-за падения метеорита  озер – Данилово, Линево, Потаенное, Урманное и Шайтан.  Вода из четырех озер славится особой чистотой и способностью исцелять, а вот пятое «Потаенное», до сих пор никто не нашел. Индийский святой Сатья Саи Баба пророчествовал, что на  берегу одного из озер находился в древности храм  царя Ханумана, божественной обезьяны, сына ветра Ваю. Хануману была дарована вечная молодость, а жрецам храма магический кристалл, способствовавший духовному возвышению человечества.   Древний храм  и кристалл пока никто не обнаружил, но ученые геофизики, проводившие научные исследования в районе северного берега  Шайтан озера подтверждают наличие там сильного электромагнитного поля. Такое же явление  зафиксировано в районе  Тарской излучины. Приборы показывали электрическую частоту в 127 ГЦ - такая бывает при обрядах индийских магов, когда они впадают в экстаз.  По мнению доктора технических наук Александра  Зайцева, возникновению электромагнитного поля способствовали тектонические разломы и другие природные факторы.   В Муромцевском районе, где находятся легендарные  пять озер, уже много лет ведутся археологические  раскопки. По версии  сибирских ученых историков, 300 тысяч лет назад, на территории западной Сибири  существовала высокоразвитая цивилизация, где зародились многие религии мира. В последние годы эта геовитагенная, то есть дающая бодрость и энергию местность  стала так популярна, что Окунево теперь, место паломничества не только «физиков» и «лириков» но и вольных туристов. Большими автобусами  приезжают они  на пикники, и тогда на ароматных земляничных полянах горят костры, над рекой раздаются визгливые песни пьяных корпоративщиков.

          Полюбились здешние места и психологам. Семинары и  тренинги проводят здесь знаменитые и не очень психотерапевты всех мастей. Едут из Москвы, Новосибирска, Омска, других городов,  природа, к сожалению,  от этого не выигрывает. Остается надеяться на то, что со временем, проект создания в Окунево  историко-археологического памятника с целью охраны природы  в первозданном виде, будет осуществлен.
   Место слияния религий или  Беловодье?

 

Вечером у костра, за шашлыком мы с мужем и золовкой встречали гостей, егеря Алексея и его жену с шашлыками. Алексей коренной житель, Лена выросла в Узбекистане в семье военных, окончила ташкентский вуз, а теперь работает в магазине, с работой в Окуневе плохо. Супруги признались, что никаких описанных в Интернете летающих  тарелок и странных свечений они не видели, как и не испытывали на себе действия потусторонних энергетических полей. Посмеивались над книгами местного краеведа Речкина, называющего Окунево местом спасения всего человечества. Но, в одном они  были твердо уверены – здесь меняются представления о жизни, и забыть здешние места невозможно. Было совсем уже поздно, когда Леша и Лена предложили показать одну из главных достопримечательностей села – место слияния религий. Так местные жители называют небольшой пятачок, в нескольких километрах от Окунево, где в стародавние эпохи находились древние могильники многочисленных тюрских племен населяющих этот район. А староверы, считают, что именно здесь находилось знаменитое Беловодье. Расма и ее ученики выложили  на святом месте  каменный    жертвенник,  инглиды установили рядом столб со знаком солнцеворота,  а  вскоре и православные  спохватились, часовню поставили.

       Увидев в сумерках светлой северной ночи  деревянную часовенку, исполненную хрупкого изящества, в нескольких шагах от которой  расположились языческие символы, у нас пошла голова кругом. « Если у нас понравилось, раззадорился Алексей,  отвезу вас по луке реки, на место, где прошлым летом семья  из Питера жила». Вдали от людей, среди дикой природы, мужчина  выстроил юрту, рыбу ловил, охотился, его жена  собирала грибы и за двумя маленькими детьми присматривала. Горожан одиночество не  пугало, жили отшельниками все лето, уехав с первыми заморозками.

 

                Да скифы мы!

Увидев в лунном сиянии сонно текущую Тару, я не могла избавиться от ощущения, что  все это уже видела: и глинистые берега, и степные травы, горько пахнувшие полынью  и растрепанную сиротливую  юрту. Дежавю? Ну, как же вспомнила!

   Река раскинулась, течет, грустит лениво и моет берега

Над скудной глиной желтого обрыва в степи грустят стога

О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен древний путь.

Наш путь стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь…

    Ну, конечно же,  скифы мы, скифы, с раскосыми и жадными очами, как верно заметил умница Блок! И так здорово увидеть эту одинокую  юрту на берегу, и плыть по ночной реке  на спине, ни о чем не думая, глядя на бледные, неяркие звезды, а потом уснуть в своей бревенчатой баньке, пахнувшей сосной и дымными мхами.  Утром к нам пожаловал в гости старовер Александр.

 

            В гостях у старовера

 

     «Вижу, люди вы хорошие, так и быть, идемте ко мне во двор, мастерскую покажу, с женой познакомлю. Представляю, что вам про меня местные наговорили, а  я действительно, никого к себе не пускаю.  Народ едет сюда суетный, городской заразой порченный, вы тоже не лучше, но слышал вчера ваши разговоры у костра, не совсем пропащие. Александр не признался, чем занимался в прошлой жизни, лишь смутно намекнул, про его участие в  войне на Балканах. Может то, что мой муж - офицер сыграло, решающую роль в нашем знакомстве.Нагрешив в молодости, рассказывал Александр, спасает душу  жизнью, приближенной к природе и работает с  самым драгоценным деревом сибирской тайги – кедром. Искусству превращать  благоуханные кедровые доски в кружево, его научил отшельник старовер, он и подарил ученику узоры почти забытых  славянских орнаментов. О кедре Александр говорил с вдохновением фанатика, рассказывая, о его свойствах  исцелять,  а изделиям из него, улучшать свои качества и цвет, который с  годами  приобретает  насыщенный янтарный оттенок. Он не позволил нам трогать руками  мастерски сработанную под старину,  огромную  кровать, которую вскоре должен был купить за пять тысяч долларов омский предприниматель. Объяснял это тем, что это  столетнее  дерево он долго искал, и  спилил  в последний час миллениума, его нельзя теперь заражать грязной энергетикой.  На вопрос, зачем же ему тогда столько « грязных» денег,  он ответил, что собирает их на скорый переезд  в самую глушь алтайской тайги. «Жаль уходить, но придется, покоя не стало в этих местах, а у меня дочь растет, ее спасать надо от надвигающегося мира. Вскоре в мастерскую заглянула  стройная женщина в голубом сарафане из денима, темные волосы убраны в гладкую балетную прическу. Она угостила  квасом, настоянным на мяте, а потом предложила посмотреть ее рукоделье.Изящные безделицы, кедровые обереги, обшитые разноцветным бисером, нам  понравились, и мы купили, парочку, наплевав  на  нескучную цену. За самым дальним  домиком за деревянным  столом, врытым в землю и уставленным  горшками  с цветами, играла  маленькая тихая девочка. «Я играю в Карлсона, а это,  малыш и Фрекен Бок»,  сказала она, показывая на  щепочку и шишку». У пятилетней Ирочки, в друзьях кошка и почти ручная белка. Во время беседы, белка  сидела на ближайшей  сосне, поглядывая на нас  хитрыми глазами.  Мама читает  ей книги и рассказывает  сказки….

     Кстати о сказках. Знаменитый сказочник Ершов, живший в здешних местах и написавший «Конька – Горбунка», прекрасно знал местные  легенды, и историю про  озеро, имеющее свойства живой и мертвой воды, мог использовать в сюжете  своей сказки, по крайней мере, так считает неутомимый энтузиаст здешних мест Михаил Речкин. 

      Покидая на следующий день Окуневские диковины, мы шли не оглядываясь, и не зная, что с тех пор это место станет сниться во снах, что будем скучать, вспоминая пронзительную красоту здешней природы. Что, в шутку, часто говорим с мужем друг другу, что вот мол, брошу все и уеду кедровые доски строгать. Кстати, на днях звонила сестра мужа и сообщила, что старовер  Александр продал подворье москвичам и уехал  с семьей на Алтай.

 

                Нилина Мишина. 2007 год.