На границе двух миров статья

Нилина Мишина
                На границе двух миров.

                Горовосходители.

До альплагеря добирались на перекладных. Сначала поездом до Нальчика, затем, три часа машиной до учебно-спортивной базы Безенги. Уже на подъезде к воинской части, расположенной в поселке Звездный стало как-то легко дышать. Вскоре показался городок, теснившийся  у  подножия гор, серебристым ужом его опоясывала  горная речка Шалушка. И уже на самом въезде, глазам открылась буколическая картинка - по пастбищу с изумрудной травой ходят гнедые, да каурые кони.
Лошадки, самые что ни есть боевые, подопечные вьючно-транспортной роты. Их служба проходит в условиях труднопроходимой горной местности. По крутым серпантинам, по узким тропам, где не пройдут ни Урал ни УАЗ, эти невысокие кабардинские лошадки, и важный груз доставят, и участок границы обойдут.
 Приставку «горный» полк получил в 2004 году. С тех пор к основным задачам добавились специфические - недопущение прорыва крупных преступных группировок, поиск и уничтожение мелких бандгрупп, прикрытие государственных границ совместно с пограничной службой ФСБ России.
 Как ты лодку назовешь – так она и поплывет! Вот назвали полк горным, тут все и началось, – лошади, лыжники, альпинисты.
Получив на складе необходимую экипировку – комплект, утепленный и ветрозащитный, горные ботинки, очки и перчатки, рюкзаки и спальные мешки  мы с оператором Александром Хоружевым отправляемся дальше,  к заснеженным вершинам Кабардино-Балкарии.               

                На границе двух миров.

Одна самых высокогорных в России альпинистская учебно-спортивная база «Безенги», стала местом проведения учебно-тренировочного сбора. Здесь, где всего в нескольких километрах находятся знаменитое созвездие пятитысячников, повышали свою квалификацию и обучались инструкторы горной подготовки внутренних войск. Уже по дороге захватило дыхание от щедрой красоты Кабардино-Балкарской природы. На фоне могучих гор, вздымающихся грядой гигантских готических замков, построенных творцом не иначе как в момент душевного подъема, начинаешь чувствовать себя песчинкой, занесенной из мутных реалий большого города. Наконец, в чаше заснеженных гор показался альплагерь. Небольшие разноцветные коттеджи, прилепившиеся к самым горам, весело сбегали к реке. Поющая что-то бравурное, она неслась на бешеной скорости, перемалывая булыжники, словно стаффорд сахарные косточки. Загорелые скалолазы и скалолазки, те, кто не ушел сегодня по маршруту, клубятся возле маленького бара, попивая густой айран. В прозрачном воздухе, все происходящее в окрестностях базы видно как на ладони. Мы с оператором спешим к скалам напротив лагеря, там тренируются военные альпинисты.

                Почувствовать скалу.


 Сегодня в программе сборов, кроме экзамена по правилам восхождений, проводятся занятия по передвижениям по скалам и видам страховки.    На каменной глыбе, уходящей под облака, граница двух миров воспринимается очень четко. В объективе камеры видно, как экипированный по всем правилам будущий инструктор преодолевает скальный рельеф с верхней страховкой. Худощавый, но жилистый, он упорно ползет, цепляясь за мезиры и нашлепки, так называются естественные выступы в горной породе. Снизу, скала предстает во всей пятиметровой красе. Руки делают перехваты, быстрые и точные. Почти сливающийся со стеной из камня в своем выцветшем камуфляже, он почти добрался до вершины. Но, пытаясь, отщелкнуться  чуть выше, альпинист не заметил предательски поплывший под ногой камень. Угроза срыва! Нога ищет опору, еще один подхват, левую руку в хорошую щель, и
  - «Молодец, вышел из нависания. Давай, спускайся дюльфером!» командует снизу старший тренер сбора Андрей Шевырев. И парень лихо «дюльферяет» со скалы, то есть, в несколько касаний, при помощи одной веревки, преодолевает расстояние до земли. «Мне кажется, ему удалось сегодня по настоящему почувствовать скалу, по крайней мере, он ее адекватно воспринимает, а это, безусловно, шаг вперед» комментирует действия спецназовца Шевырев. Опытный инструктор, член Федерации альпинизма России, он уже второй год плотно работает с внутренними войсками, обучая на сборах будущих инструкторов горной подготовки. «Здесь идет жесточайший отбор людей, которые не только хотят, но и умеют ходить в горы. А горы, как известно – ошибок не прощают. Парни приезжают сюда не только тренироваться, они знают, что скоро им самим придется обучать свои подразделения. Задача перед ними непростая, потому что научить людей ходить по красивым и логичным маршрутам это одно, а вести бой в горном рельефе, совсем другое! А горы здесь с характером…».
О том что, что климат здешних мест намного суровее, чем, где-либо либо на Кавказе, я слышала не только от Шевырева.
«В Безенги три ущелья соперничают и между собой договориться не могут. Погода десять раз на дню переменится», делился со мной ненастным утром пожилой джентльмен из Мурманска, десятки лет приезжающий в эти места, теперь уже просто бродить недалеко от лагеря, опираясь на трость. У нас тут на базе дождик идет, а в горах ветер, снег валит. Сколько раз, бывало, идешь относительно легкий маршрут, обозначенный  как «3 - Б», а он из-за капризов погоды, превращается в одиссею, на пределе возможностей!»
Действительно, утром, когда облака стелились под ногами, и мелкий дождь накрывал все холодной жемчужной сеткой, трудно было поверить, что через час другой, надо будет прятать лицо от солнца под слоем защитного крема. Формируя кухню кавказской погоды, высокогорье предъявляет высокие требования подготовке горовосходителя. Сложность маршрута зависит не только от времени года, структуры горной породы, рельефа, высоты вершин, климата и атмосферных явлений. Необходимый минимум даже для начинающего - знание основ альпинизма, наличие качественного снаряжения, физическая, психологическая, и моральная подготовка. Этого можно достигнуть при помощи всесторонней работе на всех этапах, от новичка до профессионала.

            На пределе или с пределами границ?

 «Вне зависимости, выходит альпинист по простейшему пути, или предстоит восхождение по технически сложному рельефу, все должно быть тщательно подготовлено», считает полковник Олег Безруких, старший офицер (по горной подготовке) управления боевой подготовки СКРК ВВ МВД России. «Нужно иметь в виду, что технически простое восхождение может обернуться трудным и опасным мероприятием. Обвалы, камнепады, снежные заносы – все это «ненормальные» условия на маршруте. Уметь распознать такие опасности избежать или хотя бы уменьшить до минимума, первостепенная задача».
 После долгих уговоров Олег Петрович все же согласился провести нашу съемочную группу по совсем уже простенькому маршруту, за что ему отдельное спасибо, но вывод сделан однозначный  - в горы нужно идти только  подготовленным людям. Для многих альпинизм –  игра. В одни игры играют для победы, другие для продолжения. Участники либо играют в пределах четко обозначенных границ, либо раздвигают ее пределы. Думаю, это  больше подходит тем, для кого альпинизм хобби, красивый спорт, а для тех, кто избрал это своей профессией – горная наука нечто большее. Это сочетание дисциплины, творчества, и преданности профессии. За жаркий месяц интенсивных занятий, каждому участнику сборов пришлось сдать нелегкий экзамен. Что такое правила восхождения, классификация маршрутов, знают не понаслышке. Они  умеют теперь переправляться через горные реки, оказывать первую помощь, изучены правила техники альпинизма, приемы страховок, но главное, во время сложных многодневных маршрутов, каждому в какой-то момент пришлось совершить свой маленький личный подвиг.
Нилина Мишина.