Читаем летописи 4. Владимир Мономах и Мстислав Вла

Яна Дичун
Читаем летописи 4. Владимир Мономах и Мстислав Владимирович (1113/14–1131/33)


*****************************************

В лето 6496=988.
...«И рече Володимеръ: «Се не добро есть: мало городовъ около Кыева». И нача ставити городы по ДеснЕ, и по Устрьи, и по Трубешеви, и по СулЕ, и по СтугнЕ. И поча нарубати мужи лутши от словенъ, и от кривичъ, и от чюдии, и от вятичь, и от сихъ насели и грады; бЕ бо рать от печенЕгъ...» (ПВЛ)

(По Десне, Устрьи (Выстре=Остер), Трубежу, Суле, Стугне – части нынешних Черниговской, Черкасской, Полтавской, Киевской областей.)

*****************************************


Старшее поколение умерло, и Владимир Второй Мономах
Русь собрал под себя, даже Всеславичей, и на Царьград покусился...
Мстислав, сын его, Полоцк разбил окончательно,
Сослав пять князей на исправленье в Царьград.
Степняки перестали быть страшной угрозой,
Снова ходили на чудь, на болгар, на литву и на ляхов,
В общем, спокойно было неполные двадцать лет...


********************************

ВЛАДИМИР Всеволодович Мономах сел в Киеве 6621/6622=1113/1114 и «вси людье ради быша, и мятежь улеже» (Ипатьевская). Сына Святослава посадил в Переяславле, тот вскоре умер, посадил Ярополка, Вячеслава – в Смоленске, а за сына Романа 11 сентября взял дочь Володаря Ростиславича (Перемышльского).

По Никоновской и Воскресенской, послал Владимир войско на Фракию Царьграда, а царь Константин Мономах (который жил при Ярославе Владимировиче, и на которого ходил его сын Владимир Ярославич Новгородский, но это мелочи) послал Владимиру с митрополитом Ефесским Неофитом и другими деятелями крест от животворящего дерева, другие дары и Мономахову шапку. Венчал Неофит с епископами Владимира тем «царьскимъ вЕнцомъ», «и отъ того времене князь велики Владимеръ Всеволодичь нареченъ Манамахъ и царь Великiа Русiа… и оттолЕ тЕмъ царскимъ вЕнцомъ вЕнчаются вси великiе князи Владимерскiе, егда ставятся на великое княжение» (и неважно, что тот Владимир пока ещё ничего не значит, главное, что венчан на царство. А Киевские князи – мимо...).

По Ипатьевской, половцы узнали о смерти Святополка и пришли к Выру. Владимир собрал сыновей и сыновцев (ллемянников), встретился с Олегом Святославичем, и тоже пришли к Выру (на восток от Чернигова, теперь почти граница с Россией). Половцы бежали.
В 6622=1114 Мстислав Владимирович заложил Новгород больше прежнего, а Павел посадник – Ладогу каменную.
Умерли Святослав Владимирович 17 марта в Переяславле (есть по всех летописях), Роман Всеславич (сын Всеслава Полоцкого, по Никоновской – «въ Резани») и Мстислав, Игорев внук (Никоновская, Тверская, Воскресенская, Ермолинская), по Ипатьевской – в 6624=1116.

В 6623=1115 (тут все летописи единодушны) Владимир Всеволодич, Олег и Давыд Святославичи, митрополит, епископы и народу, что не пробиться, собрались в Вышгороде 1 мая в субботу, освятили новую каменную церковь и 2 мая снова перенесли Бориса и Глеба (Ярославичи – 2 мая 6580=1072). Князья не могли договориться, где раку ставить, митрополит с епископами сказали «верзите жребии», «и вынеся жребий Давыдъ и Олговъ», и поставили раку в комару, где отец их устроил (Ипатьевская).
1 августа умер Олег Святославич.
У Мстислава Владимировича и его дружины в Новгороде пали все кони, а Владимир построил мост через Днепр.
Владимир ходил войной на Глеба Всеславича, ибо Глеб воевал с дреговичами, Случеск сжёг и не раскаялся и всё больше Владимиру перечил. Владимир пошёл к Менску (по Ипатьевской, к Смоленску и в 6624=1116) с сыновьями, братом, Давыдом Святославичем и Ольговичами. Вячеслав Владимирович взял Оршу и Копысу (Копысица – на полпути от Орши к Шклову), Давыд с Ярополком – Друцк (между Толочином и Круглым), Владимир осадил Глеба 28 января 6623=1115 – Лаврентьевская, Воскресенская, Троицкая, Никоновская. Заключили мир, Владимир дал Глебу Менск, Ярополк (Владимирович, Переяславский) срубил город Жел/д/ни (Желний) для жителей Друцка, которых в плен взял (предполагается, что это Жовнино, которое у впадения Сулы в Днепр, ну, и где Друцк – а где то Жовнино! Опять кривичами новые земли заселяли).

На следующий год (6624=1116) Мстислав с новгородцами и псковичами снова на чюдь ходил и взял город Медвежью Голову и полон большой.
Византийский царевич Леон Девгеневич (ослеплённый?), зять Владимира, ходил на царя Алексея, и сдались ему несколько дунайских городов, но его убили в Дерестре (Святослав в Доростоле=Дерестре хартию с греками заключил в 6480=972) 15 августа подосланные царём (Лаврентьевская, Ипатьевская, Воскресенская, Троицкая, Никоновская), а Владимир послал Ивана Войтишича посажать посадников по Дунаю (Ипатьевская).
Ярополка Владимировича вместе с сыном Давыда Святославича Всеволодом послали на Дон, они опять взяли Сугров, Шарукан и Балин (брали в 6619=1111) – по Ипатьевской; по Лаврентьевской, Троицкой, Воскресенской, Никоновской – Балин (Галин), Чешуев (Чешлюев), Сугров; а Ярополк себе жену очень красивую привёл, пленив дочь ясского князя (ясы упоминались, когда Святослав Игоревич брал хазарскую Белую Вежу в 6473=965). О местонахождении этих городов спорят до сих пор.
Только по Ипатьевской: Умерла Предслава Святополковна, черница (в 6612=1104 была отдана за королевича в Угры). Вячеслав Владимирович ходил с Фомой Ратиборычем на Дунай к Дерестру, но вернулись ни с чем. Половцы воевали с торками и печенегами у Дона, бились два дня и две ночи, и пришли торки с печенегами к Владимиру (давненько о печенегах слышно не было). Владимир отдал дочь Агафью за Всеволодко.

В 6625=1117 сына Мстислава Владимир Всеволодович из Новгорода перевёл в Белгород (Киевский, по Новгородской и Софийской – в Киев «на столъ»), в Новгороде сел Всеволод Мстиславич, внук Владимира.
Только в Ипатьевской и Воскресенской – половцы приходили к болгарам (без уточнения, к каким – волжским или дунайским), и отравили болгары Аепу и других князей половецких.
Пришли беловежцы на Русь – ни зачем, ни почему, ни чем дело кончилось... Может, тоже половцы выгнали, как торков с печенегами, а, может, после прошлогоднего похода Ярополка...

На следующий год (по Ипатьевской год продолжается) Владимир ходил на Ярослава Святополчича с Давыдом Ольговичем, Володарём и Васильком Ростиславичами, осадили его во Владимире (Волынском) за то, что Ярослав отослал от себя жену свою, дочь Мстислава, внучку Владимира (зачем ему внучка полугрека, если у него вся родня на Западе?) Ярослав сначала замирился с Владимиром, а потом сбежал в угры (по Ипатьевской – тоже уже в 6626=1118, по Суздальской и Лаврентьевской в 6627=1119 и в Ляхы). Во Владимире Волынском посадил Владимир сына Романа, но тот умер 6 января 6626=1118 (Ипатьевская, Воскресенская) или 15 января 6627=1119 (Лаврентьевская, Троицкая, Никоновская), посадил сына Андрея (правнука Ярослава), которого женил на Тугоркановой внучке (Святополк Изяславич, внук Ярослава, был женат на дочери Тугоркана).
Умер греческий царь Алексий, сел его сын Иоан (по Ипатьевской – в 6625=1117, по Лаврентьевской, Софийской, Воскресенской – в 6627=1119, по другим источникам – в 1118) – византийские события пока ещё для летописцев значимы.
По Новгородской и Тверской, Владимир с сыном Мстиславом привёл в Киев новгородских бояр и приводил их к кресту, некоторых отпустил домой, а некоторых, и «сочькаго» Ставра, заточил, поскольку они грабили каких-то Даньслава и Ноздрьчю.

В 6627=1119 – Ипатьевская, Воскресенская – Владимир вывел Глеба Всеславича из Минска и привёл в Киев, где тот 13 сентября умер (ну вот, как в Киев кого приведут, так тот вскоре и умирает – климат, видать, плохой...). Про смерть Глеба пишут уже многие.

В 6628=1120 Ярополк Владимирович впустую ходил на половцев за Дон, а Георгий=Юрий Владимирович, брат его, ходил на болгар (Ипатьевская и Воскресенская уточняют: «по ВолзЕ») и взял полон большой. Воеводой у него, по Тверской, был Георгий Симонович, внук Африканов, варяжского князя, брата Якуна слепого (которого Ярослав на Мстислава привёл, а Мстислав его с северами разбил в 6531/33=1023/25. Нормальные такие княжеские варяжские имена: Якун и Африкан, – где-то даже купеческие))).
Сына Андрея Владимир послал с «погаными» (половцами) повоевать ляхов.
Умер Ростислав Давыдович.

В 6629=1121 прогнал Владимир берендеичев из Руси, а торки и печенеги сами бежали (торков «окончательно» прогоняли из Руси ещё Ярославичи в 6568=1060, а потом сам Владимир Всеволодич в 6588=1080, хотя с появлением половцев, похоже, что торки на службу к русским князьям перешли).
Ярослав Святополчич приходил с ляхами к Червну (теперь Чермно, Польша), при посаднике Фоме Ратиборыче, «и не успЕша ничтоже отъидоша».
В апреле умер митрополит Никифор.

В 6630=1122 Ляхове «яша льстью» Володаря Ростиславича (княжил в Перемышле), Василькова брата.
Мстиславну повели за царя в Греки, а из Царьграда в святую Софью пришёл митрополит Никита.
У Мстислава жена Христина умерла, привели ему из Новгорода Дмитриевну, внуку Завида (посадника).

В 6631=1123 умер Давыд Святославич в Чернигове, сел его брат Ярослав.
Ярослав, сын Святополков, внук Изяславов, правнук Ярославов, праправнук великого Владимира пришёл к городу Владимиру (Волынскому) на Андрея Володимерова сына Мономахова, внука Всеволодова, правнука Ярославова, праправнука великого Владимира, с уграми, ляхами, чехами (по Никоновской – и с пинянами) и Ростиславичами Володарем и Василько. Ярослава ляхи же и убили, остальные с Андреем мир заключили и разошлись. Подробно – в Ипатьевской, Воскресенской, Никоновской, в остальных – или коротко, или нет совсем (Новгородская, Софийская, Волынская, Рогожский).
Всеволод Мстиславич тоже женился в Новгороде – на ком, не указано, а весной с новгородцами на емь ходили и победили.
Упала каменная церковь святого Михаила в Переяславле (по Ипатьевской, Воскресенской – в 6632=1124), 10 мая в субботу перед вечерней (Лаврентьевская, Троицкая, Никоновская), стояла 34 года (Тверская).
По Никоновской, митрополит Никита «въ своемъ градЕ въ СинелицЕ затвори въ темницЕ злаго еретика Дмитра» (без разъяснений).

В 6632=1124 было бездождие, и в Киеве и вокруг на Рождество Предтечи (24 июня) был пожар великий, погорело около шестисот (или семисот, в общем – много) церквей (Подолье, Гора и Жидове – Ипатьевская, Воскресенская).
Всеволоду Давыдовичу (внуку Святослава Ярославича) в Муром привели жену ляховицу (Ипатьевская, Воскресенская).
Умерли Василко Ростиславич и брат его Володарь (наверное, польский плен сказался), по Софийской – ещё в 6624=1116. Умерла жена Ярослава Святославича. 28 февраля умерла жена Святополка, по Ипатьевской – в 6633=1125.


В 6633=1125 (по большинству, по Ипатьевской – 6634=1126) 19 мая на Альте, в церкви святого Бориса, которую сам создал, «преставися благовЕрный князь, христолюбивый и великый князь всея Руси, Володимерь Мономахъ, иже просвЕти Рускую землю, акы солнце луча пущая», жил 73 года (родился в 6561=1053), в Киеве княжил 13 лет. Хотя фактически Мономах был основным действующим лицом ещё со времён своего отца Всеволода и даже в княжение Святополка Изяславича. «Весь народъ и вси людие по нимь плакахуся, якоже дЕти по отцю или по матери», и сыновья Мстислав, Ярополк, Вячеслав, Георгий=Юрий, Андрей плакали, и внуки. (Второй Владимир в Ипатьевской назван великим князем, да ещё «всея Руси».) Положен в святой Софии в Киеве, «у отца».


20 мая в Киеве сел старший сын МСТИСЛАВ Владимирович, Ярополк Владимирович – в Переяславле. Половцы, узнав про смерть Мономаха, хотели полонить «Торкы проклятыя» и с ними «повоевати Русску землю», но Ярополк торков в городах закрыл, а половцев с божьей помощью победил.

В 6634=1126 (по Ипатьевской, в 6635=1127) умерли 9 марта митрополит Никита, 11 июня (по Ипатьевской, 11 июля) – жена Владимира.

В 6635=1127 (по Ипатьевской, 6636=1128) умер младший Брячислав Святополчич (родился в 6612=1104).
Всеволод Ольгович (зять Мстислава) выгнал стрыя (дядю по отцу) своего Ярослава Святославича из Чернигова, а дружину его иссёк и разграбил. Мстислав с Ярополком захотели пойти на Всеволода (Мстислав был связан клятвой с Ярославом), Всеволод послал за половцами. Половцы (7 тысяч) пришли, стали у Ратмировой дубравы за Вырем и послов к Всеволоду отправили. Изяслав Мстиславич, посаженный в Курске, их послов поймал и привёл к Ярополку. Половцы, не дождавшись ответа от Ольговича, ушли, Всеволод стал Мстислава о мире просить, «и боляры подъучая, и дары дая». Ярослав из Мурома тоже пришёл к Мстиславу звать его на Всеволода, но архиерейский собор (митрополит Никита недавно умер) всех замирил, взяв клятву Мстислава Ярославу на себя. Мстислав их волю створил, крест переступил и «плакася того вся дни живота своего». Ярослав остался в Муроме, Всеволод – в Чернигове.
В тот же год Мстислав Владимирович послал свою братию на кривичей четырьмя путями: Вячеслава из Турова, Андрея из Владимира, Всеволода из Городка, Вячеслава Ярославича из Клечьска, – им велел идти к Изяславлю, а Всеволоду Ольговичу велел идти на Стрежево к Борисову, Ивана Войтишича с торками и сына своего Ростислава со смольнянами послал к Дрютску, а сына Изяслава Мстиславича из Курска послал на Логожескъ. Изяславцы начали биться с Вячеславом и Андреем, а Изяслав раньше всех пришёл к Логожску, захватил своего зятя Брячислава и логожан и пошёл к Изяславлю. Изяславцы увидели своего князя и логожан и сдались. Потом и новгородцы с Всеволодом Мстиславичем пришли к Неклочю (озеро между Невелем и Полоцком почти на границе со стороны России, по Никоновской – к Нелогожу). Полочане сдались, выгнали Давыда с сыновьями, попросили у Мстислава Рогволода, он согласился. Новгородская и Типографская об этом не пишут, Тверская просто упоминает.

В 6636=1128, по Новгородской и Тверской, год был тяжёлый, неурожайный, многие умерли от голода, даже вывозить мёртвых пришлось нанимать людей. По Ипатьевской, «бысть вода велика, потопи люди и жито, и хоромы снесе».
По Тверской, Константин написал книгу Зерцало, «индикта третиаго, кругъ солнцу 23, луны 5». Что это и чем так важно, не нашла.

В 6636–37=1128–29 умерли Изяслав Святополчич, Борис Всеславич, князь Полоцкий, Михаило Вячеславич, внук Владимира, в Рязани, Ярослав Святославич в Муроме, Иван Всеволодич в Новгороде. На смерть Бориса Полоцкого многие летописи (но не Ипатьевская) вспоминают историю Владимира, Рогволода и Рогнеды=Гориславы, и то, что город Изяславль Владимир для Рогнеды и сына её устроил, – «И оттолЕ мечь взимають Роговоложи внуци противу Ярославлимъ внукомъ». (Хотя тут странно: Ярослав, вроде бы, тоже был сыном Рогнеды, внуком Рогволода… Или не был?)

В 6637=1129 ( Ипатьевская, Софийская – 6638=1130) Мстислав полоцких (по Воскресенской – кривских) князей Давыда, Святослава, Ростислава (Всеславичей) и двух Рогволодичей – Василия, Иоанна, с женами и детьми в греки отправил за то, что крестное целование преступили и не помогли в войне с половцами. По их городам своих людей посажал. В Новгородской об этом нет. Имена есть в Тверской и Воскресенской.
В Воскресенской, Глава 12. Начало государей Литовскыхъ (стр. 253), написано, что в то время, когда Мстислав выслал полоцких князей, Литва давала дань полоцким князьям, а управлялась своими «гетманами», а города литовские были под Киевскими, Черниговскими, Смоленскими, Полоцкими князьями. Вильня «приложися дань даяти» королю Угорскому, за «страхование» от Мстислава, а вильняне взяли из Царьграда Давила и Мовколда, детей Ростислава Рогволодича (хотя он, вроде бы, Всеславич, или это уже внук кого-то из высланных князей, но тогда это уже не время Мстислава). Первый князь в Вильне – Давил, старший брат Мовколда, сыновья: Вид, которого люди волком звали, и Ердень, Ерденев сын крестился. У Мовколда сын Миндовг, у Миндовга  – Вышлег и Домант (Довмонт=Тимофей Псковский). Вышлег крестился, постригся в монашеский чин в Святой Горе, потом вернулся к отцу, создал себе монастырь, в нём и жил. Хотя тут не сходится: в 6773=1265, т. е. через 136 лет после высылки, Ердень убил Миндовга, а они получаются всего лишь внуками Ростислава Рогволодича. Хотя, по литовским хроникам, к Батыеву нашествию в Литве и Жемойтии княжило всего четвёртое поколение, если я не ошибаюсь, мифического Палемона, родственника Нерона (1 в.н.э.), пришедшего из римских земель. После убийства отца Вышлег снял с себя монашество, собрал войско, разбил «поганую Литву» и пленил всю их землю. Впервые литва в летописях упомянута в 6548=1040, а ятвяги – в 6491=983 – на 40 с лишним лет раньше. Собственно, история Литвы начинается с разорения земли русской Батыем, после чего Монтвил воспользовался моментом, так что пока что их оставим.

В 6638=1130, по Ипатьевской – в 6639=1131 – Мстислав сыновей своих Всеволода, Изяслава и Ростислава с дружинами и новгородцами отправил на чюдь, и «взяша ихъ и дань на нихъ возложиша» (в который раз?). Правда, по Новгородской, на следующую зиму Всеволод опять пошёл на чюдь, но «створися пакость велика», и много новгородцев «избиша в КлинЕ».
По Новгородской, «идуце и-замория съ Готъ» потопили 7 лодей, и сами утонули, и товар, а с Дона пришли «сторови» (тяжела купеческая доля).

А на следующий год (6639=1131, по Ипатьевской – 6640=1132) Мстислав с сынами, Ольговичами, Всеволодом Городенским (по Никоновской, с новгородцами и низовцами) ходил на литву, много повоевал и пленил, но киян многих, которые за князем, а не с князем шли, побила литва.
Князья Рязанские, Пронские и Муромские много половцев побили (Никоновская).
В 6640=1132 – у Мстислава родился сын Владимир (Ипатьевская).


В 6639=1131 – Типографская, Воскресенская, Ермолинская, Софийская, 6640=1132 – Никоновская, Тверская, Новгородская, Лаврентьевская, Рогожский, 6641=1133 – Ипатьевская – умер 15 в пятницу (по Ипатьевской, по другим – 14) апреля «благовЕрный князь» Мстислав, сын Владимира, внук Всеволода, правнук Ярослава, праправнук великого Владимира, оставив княжение брату своему Ярополку, «емуже и дЕти свои съ Богомъ на руце предасть» (по Ипатьевской). И никто по немь не плакася...
Сыновья: Всеволод, Изяслав, Ростислав, Святополк. Родился в 6584=1176, значит, прожил 55–56 лет, в Киеве княжил 6–8 лет.