Бегло о мифе и далее

Марина Артюх
     Бытие впервые появляется при достижении идеальной формой своей реализации. Таким образом, Бытие появляется не на втором шаге, а на третьем. Миф является первой идеальной формой человеческого. И там, где бытует миф, там уже в некоторой степени бытует Бытие. Миф делает реальную жизненность свободной - освобождает её от бесконечных частностей, фиксирует и укрупняет характерные черты, выделяет определённые переживания как прото-формы-возможности для осмысления, но самого осмысления миф не даёт.
У более развитых народов - более развитые мифы, у примитивных - примитивные - простые, грубые, односложные, образы и герои таких мифов часто проявляют непереваренные вполне жизненные житейские черты наряду с переваренными символическими. Но и самая развитая мифология, та же древнегреческая например, не может осмыслить свое бытие, так как миф не противопоставляется реальности и жизни, а существует слитно с ней - фонит. Лишь когда являются контрастные, противопоставленные формы идеального, допустим, философия, становится возможным "захватывать " бытие к ним в плен и там преобразовывать его до неузнаваемости. Этот великий отрыв от жизни, который затем постоянно и несправедливо упоминают как вину, совершается на пределе своего максимума в древнегреческом чуде. И тогда жизнь людей под воздействием этих котрастных идеальных форм также изменяется до неузнаваемости. Уплотняется время и расширяется пространство - бытием можно назвать то. что постоянно кровоточит событиями. События же предполагают место и мгновение для своего исполнения. Место - не точка на географической карте, а мгновение - не секунда времени. Место - здесь местность события, а мгновение здесь нечто происходящее с бесконечной скоростью.
     Миф также разворачивает своё время и своё пространство, но он никогда не достигает "местности" и "мгновения ока". Можно сказать - ещё не достигает. Что же искусство? Это первоначальные выплески Бытия, ещё в первобытные времена - заплёскивания бытия в силу его избытка, искусству всегда нужна возделываемая форма, где бы такой выплеск мог удержаться и длиться как бытие уже само по себе. Но форма вырабатывается человечеством медленно и с трудом, так что оно расплёскивает миллионы своих волн почти бесследно. Затем постепенно форма начинает "держать". Удерживающая форма лепит с тех пор свою историю. Лишь удержание философской формы образует историю философии, также и с искусством - народные сказы всё ещё на пути к форме, но ещё не достигли литературы как таковой - всё народное ещё не совсем то. Народное не достигая совершенства формы множит и копирует себя бессчётно.

     Миф - удвоенная реальность, особая жизнь - усиленная жизнь. То есть некоторый сдвиг, когда человек сначала жил в одном бытие и времени и пространстве, а затем сдвинул себя в другое время и пространство, в другое бытие за счёт мифа. Миф - это подвижка, первая в истории для человека, это потом уже пришли на смену ему остальные подвижки, и стали, кстати говоря, более обособлёнными подвижками - философия, наука, искусство стали охватывать человека с головы до ног и очень дифференцированно, но лишь в том случае, когда работали вместе и в своей целокупности, как это было у древних греков. Когда же они распадались, то с ними распадался и человек - более односторонне укреплялся и усиливался, а со всех остальных сторон словно проваливался в темноту ночи - неохваченности. Миф был хорош тем, что вследствие своей ещё недостаточной рождённости из лона, вследствие своей недосамостоятельности, он продолжал нести и создавать целое сам по себе. Даже философия уже не могла это делать, хотя во все времена претендовала. В общем миф всегда был более целокупным, чем остальные идеальные формы человеческого и больше грел сердце и душу человека, чем все остальные последующие формы идеального, но он не мог сбросить человека в бездну - в бездну самого себя. Вопроса веры не существовало для мифа, он и был верой, для современного же человека дело зашло настолько далеко, что он может не верить даже в то, что живёт и что сам реален. После мифа всё ставится в истории под огромный вопросительный знак. Человек... Что такое человек? Где он? Кто он? Жизнь... Что такое жизнь? Что значит жить? Какой смысл жизни? Ну и т. д. Бытие... Что такое Бытие?... Словно весь мир подвешивается сам над самим собой, чтобы с этой чудовищной высоты отрыва узреть своё лежащее внизу распластанное тело. Не пора ли возвращаться домой, туда, к нему - к своему телу - мысль современного человека, невольная его тяга - не слишком ли высоко и далеко оторвались?
     Конец истории как конец работы всех обособленных идеальных форм - есть великое возвращение, прав Хайдеггер, но пройдёт ли оно благополучно или же выясниться, что пока душа пациента странствовала, наслаждаясь относительной свободой, его тело "приказало долго жить"?!