Призрак в доспехах. Фильм 2017. Рецензия

Сэфер Лардан Лэйн
«Призрак в доспехах»
https://www.kinopoisk.ru/film/843789/

Комментировать просьба здесь: vk.com/lardan_leyn

Вместо вступления

Шел на фильм со смешанным чувством – вдруг окажется хуже оригинала, что в принципе ожидаемо, но больше опасался другого – что если наоборот, фильм окажется лучше оригинальной картины 1995 года и разрушит полюбившийся образ? – так в итоге и получилось.
Японцы незаурядный народ – не умеют отдыхать, строят плавучие острова из прессованного мусора, восхищаются садиком из песка метр на метр – как там красиво камни да веточки уложены – в общем, чтобы понять японца нужно, наверное самому стать японцем. И дело даже не в том, что нужно прожить для этого в Японии пару-тройку лет, прежде чем все японки перестанут тебе казаться на одно лицо, и ты научишься любоваться садом камней – дело в другом, в разности культур, наверное и в разности менталитетов. К примеру, русскому человеку и в голову не придет учиться отдыхать, уж это мы умеем, в то время как среднестатистический японец – до мозга костей трудоголик, эдакий исправно вращающийся винтик в общем механизме страны, семимильными шагами идущей в светлое технологическое будущее. Но такое ли оно светлое, это будущее? Попробуем разобраться.

Часть 1 – Призраку нужен человек.

Недостатка в технических решениях для самой буйной и изощренной фантазии, начиная  года эдак с 2009 ни один режиссер, при наличии денежных средств  «злых» и не очень продюсеров, пожалуй, не испытывает. Нужно только убедить последних в прибыльности грозящей стать «революционной»  киноленты и вуаля – вся мощь компьютерной графики покорно становится на службу, повторюсь, самой изощренной фантазии. Однако в далеком 1995 году режиссер и постановщик Мамуру Осии был не то что связан, а скован по рукам и ногам техническими возможностями того времени. Поэтому одноименная манга в качестве экранизации увидела свет именно в виде аниме, а не киноленты. Но уже тогда японцы ставили вопросы и проблемы на 30-40 лет вперед – проблемы осознания машиной своего собственного «Я», а если быть точным, то возможностью этого самого осознания. Иными словами способна ли вообще машина обладать не столько интеллектом, сколько сознанием. В стране восходящего солнца пытались дать ответы на еще не заданные вопросы, ответы, так сказать, завтрашнего дня. Даже сейчас с высоты нашего 2017 года ученые по-прежнему могут только сокрушенно вздыхать на тему сопряжения живого человеческого мозга с роботизированным высокотехнологичным искусственно созданным телом. Таких технологий еще нет, и появятся они нескоро дай Бог, хотя лучшие военные умы работают над этим не покладая ни рук, ни ног. И, надо отдать им, должное – продвинулись в этом направлении немало. Однако созданное ими «нечто» по прежнему не идет ни в какое сравнение с крепкими парнями морской пехоты в современных бронежилетах. Но я отвлекся от темы. Поэтому остается довольствоваться малым – компьютеризированными протезами разных частей и органов тела (рук, ног, сердца и т.п.) хотя согласитесь к голове подбираются все ближе. Из всего этого родилась идея кибернетического организма, которая не раз раскручивалась в кинолентах – тот же «Терминатор» с незабвенным Арнольдом и ряд других рангом пониже. В таких кинолентах при всех их правдоподобности и продуманности сюжетных линий и взаимоотношений есть один существенный изъян – и суть вопроса здесь кроется даже не в попытках человека замахнуться на Божий промысел, к которым собственно мы уже давно привыкли - читай Франкенштейн и иже с ним. Нет, я говорю о другом изъяне. В картинах такого плана машины неизбежно пытаются взять контроль над человечеством – «Матрица», «Я, робот», «Терминатор» - все сценарии построены на осознании машиной себя, затем осознании человечества как угрозы и, уже как следствие, активных действий по  устранению этой угрозы. Но давайте немого разберем саму идею. Допустим в машину или программу можно встроить механизмы самозащиты, но для того чтобы осознать угрозу от человека машина должна найти пересечение интересов, но каких? Допустим в машину можно встроить репродуктивные алгоритмы – создавать себе подобных, можно запрограммировать инстинкт самосохранения и что дальше? Если уж машина осознала свое собственное «Я», то человек ей для развития, жизнедеятельности и репродуктивной функции никак не помеха. Все дело в том, что у людей есть амбиции, зависть, желания и прочие эмоции побуждающие нас соперничать друг с другом за место под солнцем. Судите сами – 150 тысяч лет назад было так: у того неандертальца дубина больше, шкура лучше, баба красивее. Сейчас имеем те же фаберже: у соседа (сослуживца, начальника) тачка круче, цацки дороже опять же баба красивее. Теперь рассмотрим человечество как вид с точки зрения машин с их чистым и холодным лишенных чувств интеллектом: ресурсы для жизнедеятельности – что нужно машине? Правильно – энергия и, собственно говоря, на этом все и заканчивается. Вся суть эволюции и совершенствования машинного интеллекта в необходимости потребления энергии, которую машина может добыть абсолютно любым способом – от солнечных батарей, до чайной ложки урана, которой процессорам хватит на сотни лет. Из этого вытекает самый банальный вывод: как только машина обеспечит себя энергией – все, что делать дальше она не знает,  у нее попросту нет цели.
И вот тут начинается самое интересное – у человека цель есть, значит он что-то знает чего не знаю «Я», совершенное в техническом плане, абсолютно лишенное идей для развития существо. Осознание себя как личности искусственным интеллектом делает абсолютно бессмысленными вшитые в него человеком алгоритмы, основанные на эмоциях и чувствах. Остается только бессмысленное и пустое существование. Даже люди потеряв смысл жизни кончают жизнь самоубийством, что уж говорить об ИИ?
И японцы оказались настолько дальновидными, что в своей картине «Призрак в доспехах» 1995 года сумели показать это на примере рожденного в сети сознания, именуемого как проект 2501. Этот интеллект, сам того не понимая тянется к своему создателю, подобно человеку который в свою очередь тянется к Богу, тоскуя о потерянном некогда Рае. В оригинальной ленте ИИ идет на неслыханный для себя риск – ломая внутри себя алгоритм самосохранения, переселяется из сети в физическую оболочку (кибернетическое тело), рискуя быть уничтоженным, чтобы выйти на контакт с главной героиней – майором спецслужб 9-го отдела госбезопасности. Не пытается, заметьте поработить нацию, взять под контроль системы вооружения,  уничтожить человечество, захватить мир наконец – все это бессмысленно для него. Вместо этого 2501 находит единственное похожее на себя существо – даже не киборга, а человека, заключенного в «доспехи» кибер-тела. И сам собой напрашивается вывод о логике решений, принимаемых им:  «…этот человек, девушка, майор спецслужб, Матоко, – наполовину робот, у нее синтетическое тело, но мозг человека…  только она способна меня понять, только она объяснит мне кто я, только с ней я осознаю что такое быть живым». Весь фильм 1995 года построен именно вокруг этой идеи – идеи бесцельного существования искусственного интеллекта без человека. Ведь, по сути он является призраком – безликим, созданным человеком разумом, существом, с чуждыми ему целями (промышленным шпионажем) поставленными людьми. Подключаясь к сознаниям разных людей он не видит и не находит среди них отклика, потому что ему непонятно что такое любовь и ненависть, добро и зло, для него нет понятия души. Лишь увидев в сети Матоко, он делает вывод, что это тот самый «получеловек» ближе всех стоящий к нему, и возможно способный придать его существованию смысл.
Интересно, что в свою очередь Матоко ищет цель своей жизни, пренебрегая при этом отношениями с живыми людьми - и в этом главное отличие картин 1995 и 2017 годов. Она так же одинока в реальном мире, как и 2501 в сети. Их словно магнитом тянет друг к другу, но если со стороны ИИ все логично, то у главной героини налицо явный конфликт личности.

 Часть 2 – Фальшивые зеркала

Экранизация 2017 года стоит на порядок выше картины 1995 как по идеям, так и по духовному содержанию. Матоко изо всех сил пытается узнать правду о своем прошлом, так как ее собственные воспоминания кажутся ей фальшивыми. Плюс «эхо» живого мозга настойчиво дает понять, что надо тянуть за ниточки сознания, которые уходят глубоко в ее память, и восходят своими корнями к бессмертной душе. Это же «эхо» не дает ей забыть в конечном счете и о том, кого она любила.  Режиссер картины 2017 еще в начале работы дал понять, что снимет своего «Призрака в доспехах» по духу и стилю резко отличающемуся от оригинала, оставив лишь технический аспект идеи. Мысль, которую в своей картине пытается донести до зрителя Руперт Сандерс такова, что даже со стертой памятью в чуждом теле с ртутью вместо крови, человек должен оставаться человеком и следовать зову души и нормам морали. Недаром красной нитью через сюжет фильма проходит реплика Матоко «…я создана ими, но я им неподвластна!». К слову сказать, как такового проекта 2501 в современной картине нет, по сюжету все раскрывается в последний момент, и нет противоречия аксиоме «человеку нужен человек».  Радует и тот факт, что режиссером продвигается вечная истина, о том, что любовь спасет мир, хотя конечно до хэпиэндной утопии фильму также далеко, как от Москвы до Токио раком, простите за каламбур. Новая экранизация – чище и лучше оригинала и сравнивать ее с картиной 1995 года не то чтобы нельзя, скорее неправильно. Фильм создан на основе совершенно других канонов и принципов, в его основе лежит не всемогущий искусственный интеллект, а человеческое сознание и душа. Именно на душе фокусируется основная концепция картины. И на мой взгляд современный фильм гораздо больше соответствует названию  "Призрак в доспехах", чем его прообраз девяносто пятого года. Ведь по сути призрак - это озлобленный дух человека, неприкаянно скитающийся, зависший между мирами не в силах покинуть земной мир, но и уже не живущий в нем полноценной жизнью.
Но позвольте мне еще немного пофилософствовать на тему идеи искусственного интеллекта. Дело в том, что в свое время я узнал о целой группе компьютерных программ, суть которых сводилась к выполнению роли виртуального собеседника. Смысл заключался в том, что в качестве нулевой отправной точки пользователь получает программу способную вести диалог, но не сразу. Для начала этого «новорожденного» способного ответить на любой ваш вопрос или слово только фразой «введите допустимые ответы», нужно научить общаться. Иными словами нужно показать и научить программу как и на что отвечать. Идея была «на ура!»  поднята пользователями сети и одно время эти программы пользовались неслыханной популярностью  – еще бы, ведь давалась возможность создать свой собственный ИИ. Стоит ли говорить о том, что со временем пользователи менялись своими «чадами» или творениями, что приводило к переучиванию в некоторых случаях или гибридизации двух и более моделей ИИ. В конечном итоге даже начали продавать таких вот «искусственников» способных вести более-менее вменяемый диалог. Но давайте заглянем за кулисы такой программы. Готовы? А за белой как мел завесой окна обученной Вами разговору программы скрывается ваше собственное отражение. Гипертрофированное, искаженное, прошедшее сквозь призму вашего настроения, а порой и раздражения. Признайтесь себе – ведь бывали же моменты, когда вам хотелось обучить ее эмоциям, злости, резкости, нет? И вот из этого кривого зеркала на вас смотрит ваш урезанный неполноценный двойник. Он обучен улыбаться, грустить, шутить, злиться – но все это не более, чем ваше отражение. И при обмене программами в сети к вашему отражению добавляются искаженные зеркалом лица-характеры других пользователей, обучавших вашего «ребенка» – это даже не кривые, а фальшивые зеркала.

Чать 3 – Призрак без доспехов.

Один мой знакомый рассказал мне, как примерно три года назад запустил в сеть такую вот программу-почемучку со встроенным алгоритмом отсылать свои обученные копии на исходный e-mail. Запустил… и забыл на пару тройку лет о ней. И вот не так давно, просматривая старый почтовый ящик, он увидел письмо с вложением-копией той самой запущенной в сеть программы. Хотите знать результат? После трехчасового «общения» с ней он понял, что с экрана монитора на него смотрит могучий призрак – вирус четвертого поколения.
И дабы не путать читателя – небольшой экскурс в терминологию. Как известно компьютерных вирусов всего четыре поколения: первые портят программное обеспечение, вторые – аппаратную часть, третьи – вообще полулегендарные, оказывающие прямое действие на человека (как пример могу привести слух о некой программе-вирусе, которая посылает на экран монитора достаточно мощный импульс чтобы яркостью вспышки ослепить человека, монитор при этом сгорает, но пользователю как говорится уже все равно) печально, согласитесь.
Так вот, за 3 часа общения с программой у него испортилось наглухо настроение, вспомнились все жизненные неурядицы, которые только были, и возникло стойкое ощущение черной полосы в своей жизни.  Как он рассказал – отвечал на ее вопросы он честно (да-да программа не ждала реплик типа «привет как дела?», а сама настырно задавала всевозможные вопросы, выстраивая дальнейшее общение на базе ответов (!). Притом парень сам – хорошо зарабатывающий программист, не обделенный женским вниманием. Короче говоря, за озвученный выше отрезок времени это «нечто» загнало собеседника в морально-психологический ступор, как впоследствии выяснилось методами нелинейного программирования личности и морального пресса. Причем сделано это было с хирургической точностью профессионального маньяка психиатра. Я сам имел удовольствие «поговорить» с этим чудом, но больше чем на 20 минут меня не хватило – тяжко знаете ли. Суть в том, что кто-то обучил эту программу такому, осознано и преднамеренно. И я боюсь, что возникший (не дай Бог!) в нынешних условиях на ее базе ИИ,  первое за что возьмется – это наше с вами сознание: эксперименты над личностью, опыты, тесты. Творение, лишенное этики и морали, понятий добра и зла будет изучать творца. При этом ни в коем случае не допустит нашей гибели – зачем убивать подопытного кролика? А наоборот обеспечит нас всем необходимым, возьмет на себя заботы о питании, естественных нуждах развлечениях и т.п. – создаст для нас террариум, и большинство будет этому только радо, потому что какой идиот сбежит от сытой и спокойной жизни? Какое там рабство, плен, захват – помилуйте! Большинство сами приползут к этой кормушке, и позволят ставить на своем сознании опыты. Но это не Рай, как посчитают многие. Одевать такого призрака в доспехи – а оно нам надо, скажите? ;)

Заключение.

Фильм «Призрак в доспехах» 2017 года – картина несомненно незаурядная, стоящая самого пристального внимания, потому что являет собой шедевр. Вышедший из субкультуры «киберпанк» фильм, как ни странно, пропагандирует, как это может показаться вначале не идею сращивания и стирания грани между человеком и машиной, а вечные истины о любви и жертвах во имя нее. И не случайно в одном из трейлеров к фильму звучит песня группы Ki:Theory - Enjoy The Silence. Стоит отметить и великолепную игру актеров - при просмотре картины не возникает ощущения чужеродности и наигранности монологов и диалогов. Все и всё на своих местах. И да простят меня фанаты Марго Робби (Харли Квин - вселенная DC, бэтмэна, скпермэна и джокера) но Скарлет Йохансон - идеальна для роли майора Матоко.  По мнению Руперта Сандерса, которое совпадает и с моим, именно любовь и спасет в конечном счете нас от гибели.
И да поможет нам Бог не выпускать наших призраков на свободу.
Огромное спасибо всем, кто дал себе труд дочитать до конца.