* через уникальную призму любви
Писатель, он, как археолог,
проходит
один за другим
культурные слои,
пока не доберется до неолита:
эмбрионной фазы развития
своих персонажей,
расчищая
пласты наслоений
корневые сплетения,
обнажая их зародыши,
смотрит на них через особую,
уникальную призму
гармонического единства в мире —
через призму любви.
* вознаграждение. Великая тайна
самые интересные идеи приходили ему в голову,
когда он думал о чем=то совсем постороннем,
что само сваливалось на него неизвестно откуда.
Все художники испытытали нечто подобное: чудо
озарения - дар внешнего пространства -
вознаграждение - Великая тайна.
* ритм
как гребцы, утерявшие единый ритм,
расползались все строки вкось и вкривь
* сомнительный
его любимое слово — «сомнительный»:
все им придуманное или написанное
притягивалось к этому слову,
словно
оно - магнитный полюс
или Полярная звезда.
* поэтический вечер
звучали каденции
настоящей поэзии.
Хотя...,
это тоже были просто слова.
* по наитию, на автопилоте
Слова по наитию сами собой возникали.
Но замерев на листе бумаги, вдруг, умирали.
Получалась затейливая виньетка
из картинок полузабытого детства:
многослойное,
многословное
нечто очень аморфное.
Сжигая рукопись, он стонал:
«Этот роман,
написан на автопилоте,
пустые, ненужные строки».
Гладя на пепелище,
снова чувствовал себя нищим.
* мои обжигающе глупые метафоры
"сверкает ночами весенними Вега
багославляя нас неземным светом"
или вот эта:
"Волосы Вероники искрятся
в небе ночном над спящими".
* берясь за свою последнюю книгу
он хотел, берясь за свою последнюю книгу,
отыскать свой путь в лабиринте
противоречивых
скрытых мотивов,
но отступничество лишило
его необходимой для творчества силы.
* Странная фраза
Странная фраза: «Поэзия жизни».
Нет в ней никакого смысла.
* эготизмы
чтобы стать художником, надо освободиться
от всех этих эготизмов,
благодаря которым самовыражение
считается единственным средством взросления !
* не утратить веру в себя, как в реальность
Я изо всех сил стараюсь
не утратить веру в себя, как в реальность…
Поэзия не предлагает мне никакого Единства,
её форма основана на принципе относительности.
Вот поэтому и появился
новый рецепт континуума моего романа:
три пространственные оси и одна временная.
Не связаные между собой формами сериала,
эти три части
будут развернуты пространственно.
А вот четвертая - знаменующая собой время -
станет всему этому истинным продолжением.
* женщины, как знаки препинания
самое главное, что мы теперь знали:
в поэзии, такой оды Пиндара,
женщины были необходимыми знаками препинания
для уточнения фраз и грамматических правил.
* Он писал эту книгу по наитию, словно на автопилоте
Слова сами собой возникали
но на бумаге, замерев, умирали.
Получалась затейливая виньетка
из картинок жизни деревни:
многослойное, многословное
нечто очень аморфное.
Уничтожая рукопись, он простонал:
«Этот роман,
написан на автопилоте,
пустые, ненужные строки».
* поэкспериментировать, пожалуй, стоит
поэкспериментировать, пожалуй, стоит,
чтобы посмотреть, не сможем ли
мы открыть некую морфологическую форму,
которую
можно будет, хотя бы приблизительно,
в наше время «научно-фантастическое»
назвать «классической».
* пристанище сожалений
стихи - пристанище
для роящихся
внутри меня сожалений
* писатели
Махать руками после драки —
черта поэтов и писателей.
*вымысел
настоящий «вымысел» -
не на их страницах.
Сама жизнь - вымысел
их жизни.
* версия
в своем романе, в первой его версии
он просто застрелил себя - свое отражение
в зеркале
*когда писатель исчезает.
на самом деле, искусство возникает,
когда писатель, вроде бы как, сам исчезает.
* где-то между вибрацией гласных
где-то между вибрацией гласных
витает отзвук прекрасного,
обещанного и созвучного
твоей внутренней музыке.
* силлабо-тоническое стихосложение
Будто выстукивая домину
своей безвременной кончины,
вслушиваться в глуховатый отзвук обещанного…
чего? - наверно, бессмертия.
* поэты
пленники слов, Мы, никогда не бываем свободны
в поисках нужного стиля и гармонии.
* вторая муза - муза ночная
сны несут истины и впечатления,
будят желание и сожаление
о нереальном, —
* наитие
Творить по наитию -
бесперспективно:
картины встают
безжизненные и унылые.
* сквозь трещины в стихах
слова
прорастали
сами
сквозь трещины в стихах,
напряжением нерв обнажая.
Звукоряд
разразился симфонией звуков
сам собой:
истина прошибла
ритм насквозь.
Если голос не оборвался,
то простыми словами
стихи жевать надо
до боли…
до крови.
* кривые зеркала
слова –
по сути, кривые зеркала:
не совладать им с материей цельной,
безразличной, равнодушно - безцельной.
слова -
по сути, придуманы против бессилия.
Не проще ль вторить стихам, написанным
уже давным-давно,
что-то вроде:
"Хлеб вода воздух
твоя и моя кожа
душа вокруг души другой
сомкнула ресницы. Покой.
Но жизни дрожат:
плоть обнажена."
* на волнах океанского великолепия
словно чайка,
качаюсь
на волнах океанского великолепия языка,
так и оставшегося для меня
до конца
непонятым.
* Лингвист
Это судьба лингвиста:
над корнем слова - обломком смысла -
продумывать "тайны" корней,
как носителей первоидей.
Облекаясь в образ бормочущих былей,
восстанавливать смыслы того, что было.
пробуя на вкус все диалекты,
странствовать по языкам и весям
"родных" и "чужих" наречий,
отыскивая их смыслы противоречия.
* символы
Не думаю, чтобы
реальность хоть отдаленно
напоминала бы наши
людские полуправды.
Приходится довольствоваться символами -
в них реальность намекает на истинные
свои очертания и пропорции.
* трансформация формальной структуры
растрепанный ветер, ночь, совы -
структура готова,
осталось одеть ее смыслом
или фантомами вымыслов.
* Должно
Если и нет у меня читателя,
я должен писать! -
хоть для аквариумных обитателей,
хоть для осеннего опавшего листа.
* мои стихи
постукивают в скорлупу, рвутся на волю,
едва очнувшись от вселенской комы.
* чьи-то стихи
сев на полу, обхватив свои ноги,
стала читать печальные строки -
чьи-то стихи.
нежно касалась каждого звука
радости, слез, поцелуев, разлуки
чьей-то любви.
* за фразой фраза
лицом к лицу со временем -
с недугом человечества-
доискаться до смысла:
где-то там, в чаще тернистой,
памяти сердцевина вяжет рот.
Бессмысленность слов течет,
за фразой фраза
и без следа исчезает
в бездонных пещерах воображения
и гасится временем.
* сознательная какофония
сознательная какофония
в поисках звуков новых
мгновенно высвечивает
недоговоренность поэзии
* Воссоздать реальность заново
Воссоздать реальность заново —
фраза самоуверенная до безрассудства:
воссоздавать реальность по мере надобности,
будто на медленном гончарном круге.
Возведенное с трудом
здание из фраз и слов
рушится, а потом
кирпичики кладки
сами собой выстраиваются
в непредсказуемом, ином -
самопроизвольном порядке…
Но, акт письма, как ни странно,
становится самой данностью,
за которой - надежность,
иная возможность
расти, видеть новые смыслы, сны,
иные привязанности любви,
а за ней -
горсть пронзительно-солнечных дней
перед тем,
как скажу последнее «Прости».
* исчезая в пространстве времени
предаваясь власти некоего гротескного организма,
благодаря словам и фразам бессмысленности,
я отыскивал, страница за страницей,
новые фразы и смыслы -
они стекали
в бездонные пещеры воображения
исчезая
в пространстве времени.
* погоня за самим собой
Дорогостоящий способ жить, не спорю,
но поэт даже личную жизни строит
в вечной погоне
за самим собою.
* поэты
пленники слов, Мы, никогда не бываем свободны
в поисках нужного стиля и гармонии.
* постскриптум
Память,
искаженная страстями-догадками,
никак
не успевела стать иероглифами – знаками.
Раз за разом,
фраза за фразой,
слово за словом -
словно
повестка из города мертвых -
от мертвых, с которых писал свой роман ,
покуда сам
не стал
постскриптумом к прощальному письму,
которому не судьба
быть дописанным до конца,
и быть отосланным по назначению…
* чувства искали слова
как тени,
выползающие за пределы
предметов,
чувства искали слова
* натянулась струна
Вдруг натянулась струна
и повлекла
без жалости и промедления
в Город, что парит неизменно
на грани жизни и сонмища
поэтических образов.
властью этого гротескного организма,
словами некой бессмысленности,
записывались, страница за страницей,
новые фразы и смыслы —
стекая в бездонные пещеры воображения
без следа исчезали в пространстве времени.
* искусство-наоборот
замещение мысли бессмыслицей,
изящества — уродством,
искажение красоты и смысла
в кликушеском юродстве.
Гротескная объективность,
ирреальность пророчества -
все это разрушение личности,
а для художника - цель творчества.
Как же так ловко нам удалось
создать искусство-наоборот, сместить ось.
* Как это всё происходит?
По молниеносной ассоциации,
будто в божественном танце,
возникает создание - произведение.
Кто творец? Чьё творение?
Извне, из расчлененного мира
приходит всё это: слеза над могилой,
демонический смех, Наполеоны,
сонатная форма, стих, слово…
* Возводит церкви строитель звук
"Возводит церкви строитель звук".
С.Есенин.
Кто тянет к нам руки,
даруя звуки?
Кто зовет за порог -
в мироздание слов?
где нет еще образа слова —
где твердь пycтa и безводна,
а над нею
дух –
Божий звук —
без человека немеет.
*стихотворные строки
- это только намек,
поиск смысла Иного,
траектория, полет
и только возможность Слова.
*Начал Бог, дальше - ты сам
Начал Бог, дальше - ты сам!
верши и твори
новые звенья мировой цепи.
Твое творение-
новым явлением,
продолжением
вечных созданий Бога.
*** Верить ли этим загадочным строкам? -
Все эти дни и ночи напролет
о чем-то ветер так призывно просит,
обрывки шёпотов и слов
на незнакомом языке доносит.
Сквозь ветер расслышишь целую фразу...
тайные звуки сложишь в слова...
поймешь смысл,приблизительно однозначный:
„Ждет тебя обетованная земля!“
Тайные звуки прольются потоком.
это что? Зов? Просьба? приказ?
Верить ли этим загадочным строкам? -
...
мы знаем не много таких записанных фраз.
* Поэзия
Поэзия, до сути
обнажая души,
оставляет
их вянуть
цветами чахлыми
то ли на пастбище,
то ли на кладбище...
* поэт
охваченный дурманящим сновидением,
повторяет нетвердым голосом, неуверенно,
рифмами, звуками и мечтами
слова, летящие из неведомой дАли.
* можно заблудиться
в аккордах звуков, ритмах, вибрациях,
в ароматах, рифмах, мимике
я заблудился! в поисках и мытарствах,
в компании таких же "поэтов - алхимиков".
* "Цель поэзии – поэзия". (А. Пушкин.
Цель поэзии - обретение реальности,
так несхожей с той, в которой мы живем,
от которой мы упорно удаляемся,
отгораживаясь самодельным витражом.
Той реальностью пока владеют дети,
а мы, утратившие истинный смысл,
можем так и не узнать до самой смерти,
какова она, наша жизнь.
* Стенографистка.
Вновь колокольным, нездешним звоном
наполнился дом. Готова? - Готова!
Стенографировать звуки и ритмы,
крик птицы, метель и отзвуки битвы.
* Предчуствие
Иду, теряя свою цель,
и снова находя.
Ищу за гранью прошлых дней
И в шёпоте дождя,
в рассвете за дымкой туманной,
пред рубежом земли обетованной.
Ищу слова любви, надежды, веры,
что дарят свободу, волю и свет,
в предчувствии того, чего нельзя измерить,
в предчувствии того, чему названий нет.
* Воздвижение
Вот уж несколько дней нестерпимая тяжесть.
Чьим - то эхом слова подступают к горлу.
Жду, когда в искрящемся экстазе
Зазвучат стихи - молитвы пред Богом.
Услышит ли кто сердцем тайные строки,
отдав душу за душу, око за око,
в предвозвестие? или в награду? -
воздвиженье чувств и лазурного Града.
6. "Только Ты просвети меня , Господи ,
путём стихов моих..." .
Д. Хармс
Меж беспощадной суетой
и благодатной тишиной,
«тень ангела» мелькнула.
Соединяя явь и сон,
небо с землей связывал он
безболезненно, трепетно.
Так он связывал мою жизнь
С туманом, с дождем, с зеленью пихт …
Незримо, но несомненно.
* Драгоценность
Как драгоценность, мне в этом мире доверенную,
несу в себе частицу того,
что должен вручить в целости, по назначению,
но Кому? для чего?
* дети молчания и темноты
Истинные стихи -
дети молчания и темноты.
Сила вселенского молчания -
всеобщая
тяжкая
беременность
среди
незначительных звуков.
Чем больше звуков
тем сильнее
для понимающих
выступает
и значит
сила молчания.
* Иль мало нас? - Нас тьмы, и тьмы, и тьмы
"Иль мало нас?"
Пушкин
"Нас тьмы, и тьмы, и тьмы"
Блок
причастников родной стихии,
напоминающих в подлунном мире,
о смыслах святого
в памяти русского Слова
ритмами,
звуками,
рифмами.
***
Причастие.
Причаститься родной стихии,
напомнить о Ней звуками Миру:
созвучием, словом – всем тем,
чем владел Арион и Велес.
*очнувшись от вселенской комы
«Мир завален макулатурой -
ничего, кроме унылого секса.
Все им сыты. Хватит, скучно
от поэзии павловских рефлексов", -
он снова поднял свой бокал,
улыбнулся, как клоун, своим друзьям:
"За нас - всю поэтическую рать!», -
капли водки падали на его тетрадь...
в ней обитали нервные
окончания стихов,
которые он облечет в плоть -
плоть формы…, но это будет позже,
в одиночестве… этой ночью.
А пока его стихи где-то там, наверху,
птенчиками постукивают в скорлупу,
стараются выйти на волю,
очнувшись от вселенской комы.
* Пушкин. По праву демиурга русского Космоса
Расставляя вещи мира на свои места,
он, по праву демиурга русского Космоса,
поставил смерть в одном ряду с загадками бытия,
как любопытнейшую онтологическую находку.
источник значений
источник значений человеческой души,
ее способности понять, постичь
изначальную упорядоченность вселенной,
скрыт за бесформенностью случайных явлений.
Так проблестки непривычных наших мыслей
облекаются в скользкую плоть афоризмов.
По - варварски
Тома Мин
Чем дольше живу,
тем больше стыжусь:
речь безжалостно
разрушает вселенскую тишину.
По - варварски,
обрывает последние лепестки
Розы мира - Разума.
* Если бы сейчас рассвело
Мы, пленники слов, никогда не бываем свободны,
Если б сейчас рассвело, я говорил бы куда более стройно,
в поисках нужного стиля и нужной гармонии.
* исчезая в пространстве времени
предаваясь власти некоего гротескного организма,
благодаря словам и фразам бессмысленности,
я отыскивал, страница за страницей,
новые фразы и смыслы -
они стекали
в бездонные пещеры воображения
исчезая
в пространстве времени.
* волей земного тяготения
волей земного тяготения
стекают змейками
слова,
как знак незаслуженной благодати...
или все же распятия?
* перед тем, как скажу Прости
Воссоздать реальность заново—
фраза самоуверенная до безрассудства:
воссоздавать реальность по мере надобности,
будто на медленном гончарном круге.
Возведенное с трудом
здание из фраз и слов
рушится, а потом
кирпичики кладки
сами собой выстраиваются
в непредсказуемом, ином -
своем порядке…
Но, акт письма, как ни странно,
становится самой данностью,
за которой - надежность,
иная возможность
расти, видеть новые смыслы, сны,
иные привязанности любви,
за ней -
горсть пронзительно-солнечных дней
перед тем,
как скажу последнее Прости
* прозрение
И вот только теперь
я понемногу прозрел -
понял Это,
осознавая пределы
собственных убогих сил:
я был загнан в тупик,
вокруг меня были
дреколья, вилы... я их видел,
чувствовал, знал, понял:
недоставало чистой магии слова,
желания идти вперед, просто быть -
умения достичь
мира иного - того,
где художник станет самим собою.
* повтори и запомни Слово
торопливо нацарапанное
на предутреннем экране
сна это Слово -
надо запомнить! -
повторяю его
снова и снова
бью бубен,
пульсом судеб,
разменной монетой,
согласно ритму времени:
слово - "воскрешение".
* контрапункт неизвестного с известным
пришла
заря
и, серебряной паутинки тоньше,
тихий, неразличимый настолько,
что пришлось задержать дыхание,
голос из невидимого храма
призывал к молитве своим монологом.
Я думал: "Разве есть еще в мире боги?
Разве есть еще смысл их будить,
признаваясь в преданности и любви?".
едва я успел этот вопрос задать себе,
как будоражащая яркими искрами смесь -
контрапункт неизвестного с известным
солнцем брызнул повсеместно.
* на волнах океанского великолепия
словно чайка,
качаюсь
на волнах этого
океанского великолепия
языка,
так и оставшегося для меня
непонятым до конца.
* постыдные тайны писателя
Кровь вскипала, бежала по жилам
от этих постыдных тайн:
будто нездешний тропический ливень
вынудил
цвести
страсть.
А Хароном
была кривобокая
карга с клювом лебедя ,
угождала любому, без промедления.
«Повязка на глаза, хлыст, наручники —
надо побольше всего этого засунуть
в книгу», - думал он между сигаретными затяжками
и долгими, изматывающими приступами кашля.
* незримый косматый бог пьяниц
Незримый косматый бог всех пьяниц
завладел... и вот уже в самых тайных
мыслях он бродил по вечнозеленому лугу
рука об руку с той подругой,
которую нафантазировал и которой нет в реальности…
потом он сидел в саду за старым
столом, исписывая страницу за страницей:
сны, дороги, лица…
Вектор времени постоянно менялся:
он то оказывался
в своем скучном прошлом,
а то в туманном и пошлом
будущем нездешнем и немысленном,
но тоже вполне бессмысленном.
Писатель,
кропающий
«Мемуары личности»,
на титуле вывел капризным
почерком витиеватым, нервозным:
«Не ищите здесь размеренной, точной
достоверности». Что-то громыхало
над головой, нестерпимо орало:
то обезьяна сквозь рупор заманивала в капкан —
мир затаил дыхание. Он записал:
«Здесь нет биографии: истинный художник
живет жизнью своего персонажа»,- и продолжил, -
я был
один
в пустой школе:
много пустых комнат,
распахнутых дверей, чистых классных досок.
Это жизнь ждет
тех, кто сейчас
только что начал учиться дышать.
* заложники ассоциативных связей
как отличаются эти виды искусства - литература
от живописи, архитектуры!
Живопись одномоментно, одновременно
воздействует на мозг и на глазные нервы,
напрямую посылая раздражающие импульсы.
Слова же многозначны и приблизительны -
заложники связей ассоциативных
и всегда таких субъективных.
* шрапнель шальных идей
шрапнель
шальных идей
ему продырявила мозги
и теперь
каждый день
он пил,
чтобы поставить и себя, и весь мир в положение
«момента истины» - как новой формы вдохновения.
* Дактиль кодирует
Ты себе говоришь, а он записывает,
даже больше того — транскрибирует
скудным фонетическим набором.
Некий внутренний голос
урчит молитвенную мельничку лам вечно:
дактиль кодирует, работает бесконечно.
Выбор был продиктован
частотным диапазоном.