Ночная Богиня

Аскольд Лозевский
Огни зарниц едва угасли,
Стемнел свод неба глубиной,
Солнце-дитя забравшись в ясли
В забаву спряталось с луной.

Блеск расточая свой Богиня,
Раз подсмотрела с высоты,
Как воин спал, а ты, виргинья,*
Взиралась в юные черты.

Был вечер свеж. И ты – Царица,
На землю сшедшая с небес,
Как небо пред дождём томится,
И ты тому ждала чудес…

Что полюбился юный воин,
Суровый белокурый вождь,
И сердце билось: «Он достоин!»
И стуку сердца вторил дождь.

Суровый витязь под луною
С дерзостью северной очей
Пленял любовью неземною
И негой ласковых речей:

«Ты, – мёд любви, и глаз услада,
Желай – и Солнце уж велит!
Ты пахнешь яблоками сада,
Богиня снов – моя Лилит!»

«Мой поцелуй – твоё проклятье,
Ты – смертный, я же – из Богов.
Но сладки как твои объятья,
Сильнее страсти нет оков!»

«Заутра ждёт меня дружина,
Рога войны трубят поход.
Лада моя, даруй мне сына,
Богорождённым будет род».
……………………………………………….
Вождь восседал на горном склоне,
Всё как тогда: был вечер свеж,
И свет зарниц на небосклоне,
И лик луны был цвета беж;

Лишь одинокая осина
Гляделась в неба глубину,
А он шептал, обнявши сына,
Сказку про звёздочку одну.

И когда сказ слагая сыну
Во тьме перун сверкнув, исчез,
Свой блеск на горную вершину
Роняла роза – дочь небес.

«Тебя твоя мать не забыла,
Взрастай бесстрашным, Меровей.
Вздымай мой меч – в нём божья сила,
Ведь кровь в тебе Богов-Царей».

«Даря любовь, любовь украла...» –
Шептал вождь юный, Яровит.
А в небе звёздочка сверкала –
Звезда Любви, его Лилит!


                Планета Венера была известна ещё в античные времена. В связи с особенностями наблюдения Венеры только утром или вечером, древние астрономы считали, что видят совершенно разные небесные объекты, поэтому и называли утреннюю Венеру одним именем, а вечернюю – другим. Два названия планете дали древние египтяне: Тайоумутири - утренней Венере и Оуэйти - вечерней. Индейцы майя называли Венеру Нох Эк - "Великая звезда" или Ксукс Эк - "Звезда Осы". Пифагору приписывают славу доказательства того, что блестящая вечерняя и яркая утренняя звезда на земном небе – одно и то же небесное тело. Узнав об этом греки назвали планету Афродитой. В своем диалоге «Пир» Платон устами Павсания утверждает наличие двух Афродит: "…старшая,  что без матери, дочь  Урана, которую мы поэтому и называем небесной, и младшая, дочь Дионы и Зевса, которую мы именуем пошлой". Необычно понимание Венеры у древних индейцев Южной Америки. Они связывали Венеру с жизнью мужского божества – Кецалькоатля. По индейским верованиям, каждый цикл Венеры, а они располагали знаниями о венерианских циклах, олицетворяет жизнь бога Кецалькоатля на Земле. Утреннее восхождение Венеры озаряет появление бога на Земле. Вторая фаза утреннего цикла Венеры заставляет Кецалькоатля испытывать сильнейшее возбуждение и совершать необдуманные поступки. Когда Венера полностью прячется от глаз майя за солнечным диском, тогда Кецалькоатль ведёт жестокую битву с беспощадным Солнцем. Вечерняя фаза Венеры наделяет Кецалькоатля мудростью и умиротворением, он спускается на Землю в облике человека и делится тайнами мудрости с внимающими ему майя. Нижняя фаза вечерней Венеры символизирует смерть божества. Новый цикл Венеры и история Кецалькоатля повторится вновь, и так неизменно до скончания времен Венера символизирует подвиги бога индейцев майя на Земле. В священном городе майя была возведена специальная астрономическая башня, предназначавшаяся только для наблюдения за Венерой. Проводя ночи в наблюдениях за небесными телами на башне Эль-Караколь, звездочеты племени майя составили примерный календарь затмений Венеры, пытались рассчитать время оборота планеты вокруг своей оси.
              В Вавилоне Венеру считали матерью Богов Иштар и называли “ярким факелом небес”, Владычицей Богов, Царицей царей, Дева-Воительница, Яростная львица – самая яркая звезда на утреннем небосклоне, являвшаяся образом древней Богини, царицы небес, Венерой. Наиболее ранние изображения Венеры дошли до нас из глубины веков на клинописных шумерских табличках в виде восьмиконечной звезды утреннего восхода – символа «владычицы небес», богини плодородия и любви шумерской Инанны и аккадской Иштар или Ашрату, хеттской Ашерду и угаритской Атират (Atirat). Спустя тысячелетия изображения египетской Девственной Матери, Царицы Небесной, богини Исиды с сыном Гором послужили прообразом для икон христианской Богоматери с младенцем на руках.
               Отождествление Венеры с богиней любви и плодородия связывалось с ее появлением в красках утренней зари перед восходом Солнца, дарующего жизнь, подобно тому, как любовь предшествует жизни. Венера появляется то справа, то слева от Солнца, никогда не удаляясь от него на большое расстояние и следуя за ним, как жена за мужем. По мере приближения к Земле в своем годичном движении по небесной сфере Венера становится похожей на узкий серп, или молодой месяц. Фазы Венеры, когда она то предстает в полной красе в виде сияющего диска, то практически не видна, схожи с фазами Луны, воплощением женского начала. Интервал времени между появлениями Венеры в качестве утренней или вечерней звезды составляет 263 дня, и столько же проходит времени между зачатием и рождением человека. После 9 месяцев небесных странствий Венера из тонкого серпика ставшая «полным» диском, приближается к Солнцу и скрывается в его лучах. Это происходит во время верхнего соединения Венеры с Солнцем. Во время верхнего соединения с Солнцем и наибольшей освещенности Венеры, наступает расцвет природы на Земле. Как внутренняя планета, не уходящая далеко от Солнца, Венера проявляет свою двойственность, становясь невидимой, и исчезает за линией горизонта в «подземном царстве». Таким образом, она проходит через бесконечные циклы смерти и возрождения – Венера сияет как вечерняя звезда, исчезает, а потом снова появляется на небосводе, но уже как звезда утренняя. Период семидневного исчезновения связан с положением Венеры, соединяющейся с Солнцем как в брачной неделе в нижней кульминации, когда она скрыта и потому таинственна. На Венеру как бы наброшено покрывало – Покров. Это наиболее выделяющийся в цикле Венеры период, с которым связаны мифы, предания и обряды, в том числе христианский праздник Покров.  В качестве богини плодородия и женского начала она была женой верховных богов ближневосточных пантеонов – Ану (Шумер) и Эля (Угарит) – в силу чего стала восприниматься как «Царица Небесная». Самым древним является шумерский миф об умершей и возрожденной богине плодородия и любви, «владычицы небес» Инанне. С ее возрождением и воссоединением с супругом на земле наступала весна. В древнем Шумере раз в год проходила торжественная церемония, связанная с этим событием и обеспечивающая стране плодородие и богатство. Когда Инанна была в Преисподней, царстве холода и мрака, она семь раз слышала приказание:
«Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!»
Известно, что одним из правил на Покров является соблюдение тишины во всех сакральных действиях. Данный обычай является особым знаком почтения Покрову, то есть засыпающей Земле и Её Покровителю – Царю Холоду. Этот обычай дошел до нас из глубины тысячелетий. В праздник Покрова Богородицы Солнце находится в зодиакальном созвездии Весы, под управлением Венеры.
                В древнегреческой мифологии богине плодородия и любви соответствует Персефона. В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как прекрасная Персефона, горячо любимая дочь Деметры, "Матери-Земли" и громовержца Зевса, играла на зеленом лугу, собирая ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Появившийся из расселины земли Аид умчал Персефону на золотой колеснице в свое царство мертвых. Повсюду несчастная мать искала дочь, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Чтобы утешить Деметру, Зевс повелел вернуть Персефону, но с условием, что она будет полгода проводить на Олимпе с матерью, радость которой вернет земле изобилие, полгода — в царстве своего супруга Аида. В мифе повествуется о смене времен года, когда во время исчезновения Венеры природа умирает, мать-Земля печалится, а юная дева «новая» Венера – Персефона – Лада посвящается в таинство брака, поэтому считается, что праздник покровительствует супружеству. Однокоренные слова к имени древнерусской богини Лады —лады, «помолвка». Деметра, как и Исида в мифах и мистериях связаны с Гекатой, например, в храмах Деметры имелось святилище для Гекаты, стражницы таинств и богини темной Луны. Образы Деметры и Персефоны были позаимствованы греками из древней египетской мифологии, где высшая и низшая ипостаси Богини символизированы Исидой и ее сестрой Нефтидой. В мифологических текстах Исида выступала в мистериях Осириса вместе с сестрой, являвшейся женой злого бога, Сета, Сатурна, Сатана. О Нефтиде упоминается как о богине смерти, Черной Исиде, богине Темной Луны. Имена богинь тождественны, и связаны с фазой, в которой пребывает Венера. История богини, которая умерла, была похоронена и вернулась к жизни в виде растения, запечатлена в мифах американских индейцев. Она означает, что земля воспринимается как физическое тело Божественной Матери. Во многих версиях мифа из тела Земной Матери прорастает маис, играющий для индейцев роль "хлеба насущного".
               Особый знак на голове Исиды – рога священной «небесной коровы». Венера-Исида находилась в созвездии Тельца во время рождения сына Гора. Рога – символ плодородия, вселенской Матери. Нефтида – Черная Исида, символизирующая Венеру в фазе невидимости.
               Эрешкигаль (дословно «великая подземная госпожа») — в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства, известного под названием Иркалла. Старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия, и супруга Нергала — бога подземного царства и палящего солнца. Иногда называлась также Иркаллой по названию своего царства (как и Хель у скандинавов, и Гадес у греков).
                Первые известные изображения пентаграммы датируются примерно 3500 г. до н. э., это нарисованные на глине пятиконечные звёзды, найденные в развалинах древнего города Урука. Пентакль символизировал траекторию планеты Венера. Особенность движения Венеры на небесной сфере относительно Солнца в том, что за 8 лет она прочерчивает "без отрыва от бумаги" известную нам с детства пятиконечную звезду. Это связано с соотношением периодов вращения Земли и Венеры вокруг солнца и разницей их наклонов плоскости вращения.  Древние заметили это явление и были так потрясены, что Венера и ее пентакль стали символами любви и красоты. Именно поэтому древние греки устраивали Олимпийские игры раз в восемь лет, а спустя столетия, при возрождении Олимпийского движения, пятиконечная звезда едва не стала их главным символом – в самый последний момент под давлением Церкви ее заменили на пять колец, так как священники пятиконечную звезду считали символом язычества и, мягко говоря, «не жаловали».
Лилит (lilith) – «ночная» Лада-Венера, Леда (др.-греч. ;;;;) – первоначально Леда была олицетворением ночи, матери светил. По другим сведениям, слово Леда есть не что иное, как встречающееся в ликийских надписях Lada — жена, женщина (госпожа), слово карийско-лелегского корня, ослепительно яркая, пламенеющая звезда ночного неба (пентакль), языческая Богиня древних, мать Богов, оболганная жидо-христианами. 
 *Виргинья (от лат. virg;, род. п. virginis «дева»)