Конкурс 9. Лепестки сакуры. Нервный узел хайку

Клуб Золотое Сечение
   Дорогие друзья!
В прошлом конкурсе мы обратили внимание, что существуют так называемые «формулы хайку», благодаря которым возникают образы, навевающие сложно устроенные ассоциации. Здесь уместно остановится на сезонном слове, о котором мы, почему-то, стали уже забывать на последних конкурсах.
***********
  "Сезонное слово" (Киго) - нервный центр Хайку.
 Сезонное слово - это краткая поэтическая формула, то, что А. Н. Веселовский называл "нервным узлом, который будит в нас ряды определенных образов, в одном более, в другом менее; по мере нашего развития, опыта, способности умножать и сочетать вызванные образом ассоциации" [Веселовский, с. 376]. В Хайку представлен мир без предыстории, его, так сказать, "географический" образ. 
   История присутствует в Хайку как история времен года, история круговорота, совершающегося в природе, причем смена времен года, которую японцы, по всеобщему признанию, ощущают с необычной остротой, пристально следя в течение года за малейшими изменениями, вовлекает в движение все предметы и события, названные в стихотворении, и принимает космический характер. Конкретные вещи, относящиеся к миру Хайку, включены во всеобщность круговорота, в череду бесконечных изменений, повторяемости явлений природы, так же как и конкретные однократные события, имеющие место в каждом стихотворении. Четыре основных времени года - зима, весна, лето, осень, подразделены каждый еще на более мелкие ПОДСЕЗОНЫ, японцы явственно видят отличие одного подсезона от другого. Круговращение времен года вовлекает в себя все предметы и события, присутствующие в стихотворении, и принимает космический характер, заполняя все горизонты Хайку. Филолог Мацусэки Сэйсэй приводит, например, обширный каталог тем, употребляемых в Хайку и существующих до стихотворения (это горная сакура, белая роса, сумерки года, тысяча птиц, поющие цикады - всего несколько сотен канонизированных слов-тем (Дай) и прослеживает их происхождение от Манъёсю и Кокинсю [Мацусэки Сэйсэй, с. 25-28]. Таким образом, проясняется глубина образов, имеющих давнюю предысторию и связанных со вполне внятными носителю традиции чувствами, закрепленными, "записанными" за изображенными вещами
*********
 Итак, углубившись немного в теорию и историю хайку, подумаем о том, что в нашей географической зоне сменяемость сезонов происходит весьма богато и разнообразно. Например, весна распространяется от капели, вешних  проталин до цветения садов и лугов, цветочных клумб. Осень - от первых затяжных дождей, листопада до пороши и метелей. Вспомните, как часто описывая в стихах классичекого жанра, нам привычного, мы часто рисуем весну в виде невинной девушки, с её порывами, недоверчивостью и непостоянством, а осень... скорее напоминает о зрелости, унылости, увядании, и не только в природе. Почему бы и нам в хайку не передать известные нам ассоциации, пробуждая воспоминания и побуждая к размышлению о жизни, и  её смысле. Не будем забывать: хайку - это монолит вечного и сиюминутного, природного и человеческого, ибо сам человек не может быть без неё...

Итак, задание для данного конкурса «НЕРВНЫЙ УЗЕЛ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)
2. Хайку будут оцениваться по точности использования слов КИГО, относящихся к конкретному периоду сезона. Используемые слова в качестве сезонных должны вызывать у читателя знакомые чувства, которые мы испытываем обычно в это время года. Конечно, читать об одном из проявлений весны сегодня было бы легче, да и писать, видимо, тоже. Так нам удастся лучше передать читателю то, что мы чувствуем в это прекрасное время года. 

Для настроения рекомендуемая тема "Внезапный порыв ветра". Но не обязательно.

Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве о 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Клуб Золотое сечение" или "Татьяна Игнатова 5", но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдаленны друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Отсутствие инверсий, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!


Принято - 14 хайку.

С вами Татьяна Игнатова.