Скалолаз - ёшкин кот!

Сергей Александрович Бабичев
Судовой ход здесь проходит вдоль правого берега, ширина Лены достигает восьми километров. В конце лета и ближе к осени по утрам реку и скалы окутывает густой туман. ОТ-2049 идёт с опережением графика. Механик просит у капитана разрешения на проведение профилактического ремонта главного дизеля.

Делаем оборот. Встаём на якорь. В восемь утра моя вахта заканчивается и я позавтракав прошу увольнительную на берег. С собой беру фотоаппарат и длинный охотничий нож, который по привычке, как на охоте, без ножен прячу за голенище сапога. Вначале поднимаюсь по распадку, между скал-испалинов, хаотично встречающихся у меня на пути. Преграждая мне проход "Столбы, как бы специально уводят меня всё дальше влево.


...И вот я оказываюсь на небольшой проплешине, от силы каких-то три - четыре больших шага нужно сделать вверх и влево, чтобы оказаться в проходе между "Столбами". Каменистая осыпь из мелкого щебня опускается вниз, метров на десять, а после вертикальная скала примерно с пятнадцатиэтажный дом и берег реки. Бросив камень, услышал, как он через 10-12 секунд упал в воду. Я понимал, что вступать на осыпь было опасно, но и возвращаться назад не очень то хотелось, ведь я прошёл почти половину пути к вершине. Обняв скалу и попросив благословения, не задумываясь о последствиях, ринулся вперёд, к заветной цели, к верхнему проходу между "Столбов". Оказавшись на середине, я вдруг ощутил, как вся щебёнка медленно поползла вниз и чем быстрее я старался бежать, тем быстрее двигалась щебёнка утаскивая меня вниз. Выхватив из-за голенища нож, я с остервенением начал втыкать его в ползущие камни с воплями, как в детстве: "Врёшь, падла, не возьмёшь"! Нож уходя по самую рукоятку полз вниз со всей этой лавиной....


В детстве мы с пацанами часто ходили в горы и катались вот на таких лавинах из камня. Забава, конечно же не для слабонервных и не для ушей наших мам. Не детские забавы мы держали в строгой тайне от взрослых, что бы их не нервировать. Прыгнув в такую осыпь каждый пытался перебежать через неё и остаться на прежнем уровне или, что было высшим пилотажем, подняться вверх, и ты победил... Если камни тебя утащили вниз, значит слабак! Уже тогда я уяснил, что можно удержаться, если в ползущие камни воткнуть нож или палку и за что-то там зацепиться. В детстве, я никогда не проигрывал...

Наконец я, лёжа на животе почувствовал, как щебёнка начала меня обгонять, это значит, что мой нож нашёл опору. Теперь главное, что бы он выдержал и не сломался. В голове на огромной скорости проносились мысли, мне никак не удавалось их остановить, чтобы сосредоточиться и сделать своё тело невесомым, как пушинка "ван-чая", которую я разглядел в этот момент на неподвижном камне в метре от меня. И вдруг я понял, что камень больше не ползёт вверх! А это значит, что и я не ползу вниз. Не вынимая нож и держась за него двумя руками, я поднялся вначале на карачки, затем встал на ноги и сделал шаг. По своему детскому опыту знал, что обычно дважды прокатиться на одной и той же лавине не получится, но были исключения и из этого правила, поэтому действовал осторожно и наверняка.

Добравшись до верхнего прохода в скалах, я, поцеловав нож, вставив его за голенище, не оглядываясь, пошёл дальше. В детстве мы считали, что если ты оглянешься на лавину, значит ты её боишься, а значит она будет тебе мстить. Глупость конечно, но факты упрямая вещь, я вспомнил, как у нас завалило снежной лавиной четырёх неопытных, как мы считали, пацанов. Троих откопали уже мёртвыми...


Прочь грустные воспоминания, я уже на самой вершине! Передо мной раскинулись необъятные просторы и туман, который лежал под моими ногами.

От основного массива скалы, на которой я стоял, до столба, диаметром менее пяти метров, было не более пятидесяти - семидесяти сантиметров бездонной пропасти. Я никак не мог решиться, что бы преодолеть это, ничего не значащее, с точки зрения здравого смысла,  препятствие. Сердце билось так сильно, что мне казалось его слышат скалы и как только я вступлю на "Столб" он от этих ударов развалится. Чтобы успокоить разбушевавшийся адреналин, я скрестил ноги, сел на скалу, сцепил пальцы, поднял голову вверх, глубоко вдохнул и завыл. Да, да именно завыл, не ожидая от себя этого. После чего встал и спокойно шагнул на "Столб"... Мне показалось. что он шатается! Я распластал свои руки, как крылья и почувствовал свободное парение, я его ощущал физически. В это мгновение подул лёгкий ветерок, который ещё более усилил мои ощущения.


Вскоре раздался отвальный гудок теплоходи и я оаправился в обратный путь. В рулевой рубке капитан, спросил:
- Что там за камнепад был? Я с волением наблюдал в бинокль, думал, что следом за камнями и ты свалишься на берег.
- Не беспокойся, я внизу, в распадке был,- как в детстве ответил я, чтоб не рвать отцу сердце... (мне тогда было 18 лет)