Илюшка

Маргарита Заринская
    Зайцев Илья Андреевич…

    Илья…

    Илюшка…

    Не знаю, имею ли я право называть так тебя, своего дядю, ушедшего в 42 году на фронт и не вернувшегося…

   Мне , твоей племяннице, сейчас 50, а тебе – тебе тогда было всего 18 лет, и на единственном  портрете, сделанном  в фотоателье ретушёром,  где он тебя причесал, одел в добротный коричневый костюм с модным галстуком, ты все равно смотришься мальчишкой – настолько мальчишкой, что, когда я несла его в нескончаемом людском потоке «Бессмертного полка», многие удивлялись: «Андреевич?  Какой молодой!» - и вздыхали, глядя на дату смерти – 1943.

    Ты умер … нет,  погиб (ибо кто умирает своей смертью  в 18 лет?), ты погиб на Мамаевом кургане, защищая Сталинград, 24 января, не успев дожить всего недели до окончания великого сражения.  Я всю жизнь знала, что мой дядя – герой, и  этот твой портрет всегда висел у нас в доме, и в  отдельном месте хранились письма  и фотографии… Нет, не твои!  От тебя не осталось почти ничего. Ты ушел на фронт, не успев завести семьи, оставив мать  и 9-летнюю  сестрёнку. Ты не знаешь, что после получения похоронки мать превратилась в  старушку, а сестра, глухонемая Дина, так всю жизнь и  мыкалась, не найдя в жизни надёжного мужского плеча. Таким плечом мог бы быть для неё ты – старший брат. Если б не война!...

   В 1960-ых годах, когда открывался монумент «Мамаев курган», в газетах бабушка увидела фотографию надписи «За Волгой для нас земли нет! Снайпер Зайцев», сердце её задрожало: а вдруг это ты, её сын? Завязалась переписка с отделом культуры города Волгограда, и бабушка получила сведения, что снайпер Зайцев – это не ты, другой, но о тебе, её сыне, тоже нашлись известия: имя «Зайцев И.А.- рядовой» будет  высечено в Зале Славы, на одном из 34 знамен, слева от входа. Она тут же собралась в дорогу. Памятник еще не был полностью построен… Сохранилась с тех времён  фотография: сухонькая старушка, сжав руки, стоит перед плитой -  общей могилой. Сейчас именно в этом месте установлен круглогодичный  караул.
 
   Переписка с Волгоградом продолжалась долго: Анатолий  Николаевич Буров ( я не знаю, по личной инициативе или в то время вменялось в обязанность отвечать на письма?) сообщал, как идет строительство памятника, присылал фотографии, поздравлял с праздниками, рассказывал о жизни города, интересовался жизнью и здоровьем. Именно он прислал эту  фотографию гранитного знамени, где сам красной пастой подчеркнул твою фамилию – Зайцев И.А.
 
   Она и сейчас хранится в нашем альбоме – чёрно-белая, немного мутная. Серый  фон, белёсые фамилии… Но только недавно я узнала, что  эти фамилии не высечены на граните, а выложены золотой мозаикой, - потому что я сама недавно ездила в Волгоград, на твою могилу. Я не буду долго рассказывать, как стремились помочь мне люди, которые ехали со мной в одном вагоне, узнав, куда и зачем я еду: кто предлагал ночлег, кто  такси, кто экскурсовода. Почти всю ночь мы разговаривали. Каждый вспоминал события военных лет и своих близких.

    Я побывала в Зале Славы,поднялась на самую вершину холма к Родине-матери, спустилась вниз, к церкви, обошла весь музей и съездила на самый берег Волги, чтоб взять с собой частицу земли, которую ты защищал. Прости, но я не смогла разглядеть твоей фамилии ни на одном  знамени:  мешали слёзы…

     Расскажу тебе и том, что вызвало у меня печаль и радость одновременно. Сейчас, в эпоху интернета, можно узнать всё о каждом. На сайте «Подвиг народа.ру» я забила в поисковик твою фамилию  - Зайцев Илья Андреевич, и буквально через минуту я читала то, что, к сожалению, уже никогда не узнают ни твоя мать, ни твоя сестра… Ты герой, Илюшка! Ты награждён медалью «За отвагу»!

    Вот, я пишу наизусть: «Наградить стрелка 22 стрелковой роты – красноармейца Зайцева Илью Андреевича, 1924 года рождения, беспартийный, русский, призван в РККА в 1942 году Ковровским РВС Ивановской области ( сейчас Владимирская). Домашний адрес: Ивановская область, Ковровский район, пос. им. Сталина ( ныне микрорайон Заря). 18 января  1943 года в наступательном бою, ворвавшись в немецкий блиндаж, уничтожил гранатами 9 немцев и закрепился в отбитом   у немцев блиндаже».  Я не могу знать, успел ли ты поносить эту медаль или только узнал о представлении к награждению, ведь через неделю твоя жизнь оборвалась…

    Имена таких отважных выбиты на чёрных  гранитных плитах  на Площади героев. Их всего пять. На второй слева есть и твоё имя. Это про тебя и таких, как ты, высечены слова Василия Гроссмана:"Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?" 
 
   Илюшка… Всю жизнь я слышала рассказы о тебе от своей мамы, а она называла тебя именно так. Теперь, конечно, мне можно к тебе так обращаться. Мне за пятьдесят, а старшей сестре Оле и того больше. Для нас ты из дяди превратился юношу, почти мальчика, оставшись навеки 18-летним. Мы посыпали волжской землёй могилку бабушки и на её кресте прикрепили  табличку с твоей фотографией. Вот на ней - изображение медали, чтобы каждый из наших детей и внуков знал, что в нашем роду есть, с кого брать пример, как любить Родину, как защищать Отчизну.

   Мы постараемся быть достойными твоей памяти и памяти всех, кто отдал свои жизни за нас.

 


P.S/ Фотографии можно увидеть в «Вконтакте» и на сайте «Одноклассники»
https://ok.ru/profile/31140246602#
https://vk.com/denimargo
в альбоме «9 мая посвящается» «Зайцев Илья Андреевич»