Костница

Виктория Левина 2
В жизненных странствиях видела всякое… 
Глаз восхищается. Чувство двоякое.

Сплошь черепа да берцовые кости –
не заслужили места на погосте*.

Вычурным кружевом вьются костяшки –
челюсти, челюсти в качестве стяжки...

Очень красиво и боязно очень –
не приведи сюда, господи, ночью!

Средневековое переплетенье
судеб, костей и церковных молений...

Неразрешимым туманом нависли
неупокоенность доли и мысли,

неустранимые противоречья
жизни "в христе" и беды человечьей...

В сумрачной церкви белеют колонны –
кости людей, в кружева превращённых...


*Костница в Седлеце или Костёл Всех Святых - готический кладбищенский костёл  в  районе чешского города Кутна-Гора, в крипте которого располагается самая большая в Чехии костница. Наибольший интерес представляет интерьер костёла, полностью отделанный человеческими черепами и костями, для оформления которого было использовано около 40 000 человеческих скелетов.
В 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, был послан чешским королём Пршемыслом Отакаром II в Святую землю. Обратно он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Средневековые войны и эпидемии, в частности эпидемия "чёрной смерти" в середине XIV века и гуситские войны в начале XV века, пополняли кладбище, которое в результате сильно разрослось.
Около 1400 года в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлечённых из могил, поскольку места на кладбище не хватало.
В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Результаты его труда говорят сами за себя. По четырём углам собора расположены огромные колоколообразные груды костей. С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, содержащий по меньшей мере один экземпляр каждой из человеческих костей, и украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также из костей.