Путешествие от моря лаптевых, до истоков лены. 6 о

Сергей Александрович Бабичев
ЛЕНСКИЕ ЛАПТЁЖНИКИ.

Дожили лишь два настоящих колесных парохода - "Красноярск" и "Благовещенск", они выполняли пассажирские рейсы по реке Лена, обслуживая 2000-километровый маршрут Осетрово - Киренск - Пеледуй - Олекминск - Якутск и обратно.

Пароходы уникальны еще и тем, что на них сохранилась родная дубовая интерьерная отделка, бронзовое интерьерное литье и мебель.

Эти пароходы являются уникальными памятниками истории советского флота. От кораблей современного, винтового типа колесный пароход отличает плавность и бесшумность хода.

В России колесных (плицевых) пассажирских парохода проекта 737. не осталось. Они выпущены в 1959 году в Венгрии, в городе Будапеште. Всего на Лену было доставлено из Европы на буксире северным морским путем четыре парохода этого проекта. Это пароходы «Иркутск», «Хабаровск», «Красноярск» и «Благовещенск». Пароход «Хабаровск» утонул осенью 1999 года, а пароход «Иркутск» несколько лет назад был разграблен и распилен на металлом. 

Что бы, якобы, не создавать искушений на спекуляцию, билеты продавали только в день отхода."лаптёжников". Когда, не якут подходил к назначенному времени за билетом к кассе, то оказывалось что есть места только в трюмной каюте, третьего класса с пьяными якутами.
ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС  п/х "ХАБАРОВСК"
В 1999 году, уже после развала СССР, прилетев в Якутск по заданию редакции мы с женой , выполнив работу  решили сделать круиз по Лене и вспомнить молодость. Приехав на речной вокзал, были просто шокированы наличием пьяных, а точнее сказать полным отсутствием трезвых людей. Билеты на параход было не достать и мы уже собрались уходить с пристани, как вдруг откуда не возьмись вырос матрос и пригласил нас на в каюту капитана парохода "Хабаровск".

- Извините, что не вышел сам на палубу. Но вы же понимаете, что толпа пьяных якутов желающих уехать из Якутска в Олёкминск, меня просто растерзает, - сказал капитан и протянув мне руку представился, - Герман.
Он, предложил нам сесть в удобные старинные кресла и достал из холодильника бутылку коньяка и аппетитно приготовленные салаты. Посмотрев на удивлённую жену, я пожал плечами.
- Не волнуйтесь, я приготовил для вас двухместную каюту в первом классе. Так сказать из моего капитанского фонда. Об оплате не беспокойтесь, пароходство берет все расходы на себя. Капитан достал из серванта коньячные рюмашки и на мгновение замер... Если конечно вы тот, за кого я вас принял? Ведь вы же Сергей Александрович Бабичев?

Я потянулся к внутреннему карману, что бы достать паспорт.

- Не стоит, я вам верю! Вы же меня не помните, я постарше вас, а наши отцы были друзьями.
- Ну наконец-то выяснилось, откуда такое внимание к нашим скромным персонам, а я думала вы просто заметили двух трезвых людей, среди пьяной толпы, - с облегчением вздохнула моя жена.
Мы выпили по рюмахе, вспомнили босоногое детство, капитан налил ещё по одной, прошлись в памяти по речным перекатам, вспомнив конечно же про рыбалку. Жене с нами стало скучно.
- Вы можете сидеть хоть до утра, а я бы отдохнула с дороги, - сказала она.
- Вообще-то капитан на службе, и ему скоро на вахту, поэтому с вашего позволения мы удаляемся. Думаю, что у нас ещё будет время поговорить, - добавил я поднимаясь с кресла.
Капитан достал из сейфа ключи от нашей каюты, нажал кнопку и в дверях появился вахтенный матрос.
- Возьми вот эти вещи и проводи наших гостей в первую каюту.
- Да и вот что ещё! До Олёкминска постарайтесь на первую палубу не спускаться. На ночь мы задраиваем все проходы и трапы с первой палубы. В Олёкминске вся эта пьяная якутня сойдёт и всё будет в порядке, а пока придётся потерпеть буйных соседей, - добавил капитан, пожимая мне руку.

 Отвальный гудок! Пароход плавно покачиваясь, шлёпая и чавкая плицами по воде, отправился в свой последний рейс. Фразу капитана - "Главное дойти до Олёкмы без потерь", я пропустил мимо ушей и, как выяснилось, напрасно. Больше суток, на нижней палубе "шёл бой", которые не прекращались до самой Олёкмы.
Иногда некоторые отдельные партизаны просачивались на верхнюю палубу, карабкаясь по борту парохода. Но команды корабля была на чеку и в ход шли не только руки, ноги, шлюпочные вёсла и багры, но и пожарный водомёты. Неоднократно кто-то из пьяных обезьян срывался за борт и тогда, такие же пьяные собратья прыгали его спасать. Капитан стоповал паровые машины, Раздавались пронзительных три коротких гудка - "человек за бортом" и команда приступала к спасению купающихся придурков, бросая им спасательные круги на длинной лини.
Подходя к каждой якутской деревне пароход, протяжно гудел, капитан объявлял по внутренней трансляции, что бы пассажиры первого и второго класса не выходили на палубу, так как с берега могут открыть стрельбу из охотничьих ружей. Вахтенная команда спускала шлюпку, скидывала в неё, как мешки с картошкой, вдрызг пьяных пассажиров и вывозила на берег, где родичи грузили путешественников, приехавших из столицы,  в самодельные мотоциклетные коляски и увозили по домам.
Поездка жителя улуса в стольный град, была своеобразной "Меккой", только обязательно очень пьяной, что бы в последующие годы можно было с гордостью ответить на вопрос: "Ну, расскажи, как ты в Якутск съездил"?

- В "задницу"  пьяный был, ни хрена не помню!
Заслужить одобрительные похлопывания по плечу и возглас - красава, одобрям однако!
Однажды ночью пароход действительно был обстрелян с берега, из темноты вначале доносились пьяные крики:
- Верните однако моего брата Кольку, он должен был приехать на вашем пароходе. Пока команда готовила шлюпку к спуску, с берега раздались выстрелы. Капитан дал команду - "полный вперед" и не высаживая пассажиров отвалил от берега.
В Олёкминске пароход встречали два милицейских воронка и человек двадцат милиционеров. Для пьяных "паломников" это была высшая честь, когда домой они попадали не сразу, а через отделение милиции.
После Олёкминска на пароходе стало тихо и уютно. Нижнюю палубу промыли и разблокировали все двери и трапы. У команды появилось свободное время. Капитан любезно пригласил нас в ресторан, отметить очередную победу по доставки аборигенов в Олёкминск.
Ещё двое суток мы "чухали" на белоснежном пароходе и любовались красотами Лены. В Пеледуе сошли на берег, а пароход пошёл дальше. И через несколько дней, возвращаясь в Якутск, в тумане напоролся на затопленную баржу получил пробоину, ниже ватер линии, в шесть с лишним метров и в считанные минуты затонул.
Благодаря чёткой, слаженной команде, правильным и мудрым действиям капитана, который не сбавляя ход умудрился вывести пароход на мелководье, ни один человек не пострадал....

ХАБАРОВСК

Тип судна: Грузопассажирский пароход
Проект судна: 737А
Судостроительное предприятие:
Дата постройки: 1959-1999
Состояние: Затонул
Судовладелец:
Флаг: Россия
Порт: Киренск
История судна: Затонул на реке Лене в ночь на 02.09.1999 г., в районе поселка Кочегарово, что в 120 километрах от райцентра олекминск. Причиной затопления стало "касание днищем подводного предмета" — как позже было установлено это была затонувшая баржа. В результате пароход получил пробину и через полчаса затонул. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа успели высадиться на берег.

Судьба последних двух пароходов, была не менее печальной. После двух лет стояния в затоне один из них перегнали в Якутск и он обслуживал "пьяные рейсы" выходного дня в окрестностях города, второй после долгих мытарств запустили по сильно укороченному маршруту Якутск - Олекминск.

Начало здесь:

№5 - https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...

№4 - https://cont.ws/@vitimbabi4ev/... 

№3 - https://cont.ws/@vitimbabi4ev/... ;

№2 - https://cont.ws/@vitimbabi4ev/... ;

№1 - https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...;