Viva, опера!

Музыковед Ирина Нестерова
Артисты Молодежной оперной программы Государственного академического Большого театра России выступили в Рязани с большой концертной программой.

Стажировка в знаменитом оперном театре Ла Скала в Милане всегда была мечтой любого певца. Итальянская опера была и остается эталоном вокального стиля. С 2009 года в ГАБТ России создана двухлетняя Молодежная оперная программа. Попасть в программу молодым певцам и пианистам так же трудно, как выступить в самом престижном международном конкурсе. Данная творческая инициатива театра призвана сформировать новое поколение отечественных певцов в соответствии с мировыми стандартами, укрепить позиции российской вокальной школы в мире и подготовить для работы в Большом театре новые творческие кадры. С участниками Молодежной программы работают крупнейшие педагоги и певцы современности, востребованные в театрах Европы и Америки, а также дирижеры с мировыми именами.

Большая концертная программа, представленная рязанской публике, никого не оставила равнодушным. Звучала музыка Россини, Верди, Пуччини, Масканьи, Леонкавалло, Чайковского, Римского-Корсакова. В исполнении молодых, но уже многократно проявивших себя лидерами на конкурсах и имеющими сценический опыт певцов, звучала мировая классика. Ангелина Никитченко (сопрано), Валентина Феденева (сопрано), Алексей Пашиев (баритон) не просто обладатели роскошных голосов, но и прекрасные артисты, красивые люди. Они держатся с достоинством и аристократической сдержанностью, но сила каждого из них в том, что жесткая реальность современной оперной среды дает возможность проявиться только потратив себя полностью.

Парадокс оперы заключается в том, что «мировые стандарты» оперной сцены совершенно исключают стандарты в принципе. Российские оперные звезды Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко – лидеры мировой оперной сцены. Они уникальны и неповторимы, каждое их выступление является культурным событием где бы они не выступали. Секрет прост до банальности, они любят репетировать. Опера в переводе с итальянского означает «работа», «труд». О фантастической работоспособности Федора Шаляпина ходили легенды, он мог репетировать даже на пляже, когда другие загорали. В жизни Марии Каллас настолько стиралась грань между ролью и жизнью, что окружающим это казалось чуть ли не мистическим. Знаменитый итальянский дирижер Артуро Тосканини говорил об этом так: «Природа всегда мстит тому, кто переходит границы, поставленные ею».

Погружение в роль для артиста является главной задачей. В Молодежной оперной программе музыкально-вокальные стили, сценическое движение и актерское мастерство являются ведущими дисциплинами. Кастинги на роли в спектаклях ведущих оперных театров мира велики, к певцам предъявляются жесткие требования. Контракт возможен при соблюдении большого числа условий творческого и делового порядка. В сегодняшнем мире опера – это индустрия со своими брендами. Но умение погружаться в роль и внутренняя мобильность артиста остается главным критерием отбора на роль в оперном спектакле. Способность к перемещению в прямом и переносном смысле: перемещению в музыкальном времени, перемещению в разные города и страны, тоже довольно редкий дар даже среди хороших артистов.

Художественный руководитель Молодежной оперной программы Дмитрий Вдовин говорит: «Я призываю, чтобы они пели многокрасочно!» Все оттенки эмоциональных движений в роли заложены в музыкальном тексте, созданном композитором. В одном из своих писем П.И.Чайковский сокрушался: «Где я найду Татьяну, ту, которую воображал Пушкин и которую я пытался иллюстрировать музыкально?»

Вечный вопрос оперных композиторов, дирижеров, артистов: «Быть или не быть?» Быль ли тому искусству, которое появилось более четырехсот лет назад в мире и до сих пор остается королевой среди музыкальных жанров – опере.

«Viva, опера!» эта фраза понятна во всех странах. Италия, Франция, Германия и Россия – мировые оперные державы. Представителями русской оперной школы на мировой сцене выступают участники Молодежной оперной программы ГАБТ России. На концерте в Рязани молодые певцы восхитили публику своим мастерством, сотворив без грима и костюмов живые образы своих оперных героев: Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини, Леонору из «Трубадура» Верди, Грязного из «Царской невесты» Римского-Корсакова, Татьяну и Онегина из «Евгения Онегина» Чайковского. Браво, Рязанский губернаторский оркестр и маэстро Сергей Оселков! Вашими усилиями магическая реальность оперных шедевров донесена до слушателей в полном объеме. Живая природа симфонического звучания и природа молодых голосов были в том балансе, который можно установить, не смотря на сложности акустики Большого зала. Молодые артисты Молодежной оперной программы ГАБТ России оставили яркое впечатление после своего выступления, заставив забыть о многих условностях этого непростого жанра, живым переживанием наполнив души и сердца.