Бологое-4. Заметки энергетика. ИТО- СЭС

Николай Давыдов
.

   1.2.Системами электроснабжения объекта  13 лет с начала его существования пришлось заниматься мне, и первые годы ( ракеты Р-16)- в составе отделения инженерно-технической службы. За это время я во всей полноте прочувствовал, что служба наша-это ежедневная, беспрерывная, напряжённая работа по выполнению "вводных"- задач, требующих немедленного решения.
   Начались эти заботы с эксплуатации примитивной схемы электроснабжения жилого городка (площадка 10), начинающегося от расположенного в 3-х км. от нас рем.завода (кабелем 6кВ),3-х допотопных установок "Русский дизель" и самостийно нами смонтированных 2-х установок У18ГС-2к  (очень грамотными на общем фоне были обслуживающие и наладившие их вместе со мной солдаты-техники-электрики-эстонцы из эксплуатационно -технической роты)
   Затем появилась "времянка" ВЛ-6кВ до пл.6,ЛЭП и ТП-35\6, энергопоезда Б-4000, гос. сеть 110кВ, ДЭС боевых стартовых позиций...
   Внутренние сети городка обслуживала КЭЧ, где начальниками электрохозяйства были Дубенцов, затем Толя Лапин, на протяжении всех совместных лет работы у нас с их электриками были самые тесные взаимоотношения: мы им во всём помогали.
   На майорскую должность главного энергетика дивизии я пришёл старшим лейтенантом (с капитанской должности инженера- электрика танкового полка).Практика показала, что успех в работе приносит не звание, а опыт освоения новой техники, начиная с её приёмки, организации её эксплуатации, завоевание авторитета у подчинённых на основе личного примера в работе, больших, чем у них, теоретических знаний и практического умения. Хорошо, когда при этом реализуется  самостоятельность в решении технических вопросов.
   И те годы армию стали усиливать «двухгодичниками» .Так ко мне попал лейтенант Фурнэ после Политеха в Куйбышеве, умный, интеллигентный инженер, но, естественно, совершенно невоенный человек. Служил он добросовестно, видя, что кругом все  «вкалывают» на совесть, но, опасаясь задержки и после двух лет, возглавил в дивизии движение «даёшь дембель»- и добился своего. Года через четыре я встретил его проездом на вокзале в Москве, он вёз куда-то студентов на практику и выглядел несколько увядшим, разочарованным с трудом заработанной возможностью  работы « на гражданке» :  и цели, и объём, и уровень работы мельче, как не странно, нет того простора инициативы в технической деятельности (это его слова!).

   В дальнейшем пришёл Андреев Егор Иванович,- заниматься спец.тех.системами Упёртый не только в работе, но и в бытовом общении: мы у него и его Тамары в гостях, пора уходить, хмельной Егор сел на стул перед дверью и заявил, что никого не пустит, пока всё не допьём!Когда главный инженер корпуса (Бородай) предложил мне перейти к ним  на освободившуюся должность, то я предложил ему Андреева (сам метил поближе к родным Химкам!) , и вопрос решился прямо в нашем кабинете. Во Владимире Егор пришёлся к месту. Приезжал в составе комиссии корпуса придирчиво нас проверять.

   Инженером по учёту электроэнергии работала Мария Васильевна Гришина, гроза не только для солдат, дежурящих на отдалённых подстанциях , куда я посылал её на проверку, но и для начальников строительных отрядов, умолявших больше её к ним не посылать: они полностью и завтра  же расплатятся с нами за электропотребление!