Татьяна Комиссарова. Обзор стихов победителей 245-

Семь Дней 3
Татьяна Комиссарова. Страница на стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/komis1

В качестве предисловия:
Простите меня, я буду говорить то, что думаю.

1. Змей Горыныч 3 Утро по Малевичу http://www.stihi.ru/2017/02/17/6246

Медленно в явь отпускает красивый сон
Лучик за лучиком, капля за каплей цвета…
Тянет за край одеяла, глядит в лицо –
Я не запомню, но вроде сказали – лето.

Нужно покинуть свой кокон и выйти в мир.
Мир – это белый пустой параллелепипед.
Что-то приходит из чёрных сквозящих дыр,
Может быть, кто-то… и резкие звуки сыплет.

Значит, идти в закипающий тьмой проём,
Кран повернуть, окунаясь в текучий ужас,
После наощупь уткнуться в махровый ком…
Мокрым октаэдром смять – и скорей наружу.

Жёсткие формы, фигуры, куда ни глянь.
Чёрный квадрат притаился и ждет у стенки –
Можно присесть, аккуратно одёрнув ткань –
Мятую плоскость на острых своих коленках.

Близится нечто, шурша, как сухой песок,
Трогает щёку, и в мир проникает следом
Узкая девочка с тонкой кривой косой
В юбке-трапеции блекло-стального цвета.

Что-то щебечет… Я некогда знал слова…
Слово построено из угловатых льдинок.
Я улыбаюсь, не в силах её прервать,
Как и не в силах осколки сложить в картину.

Звуки обманны. Движения сфер честны.
Бьётся в ребро неразгаданной формы сердце…
Вот и таблетка… А дальше – цветные сны,
Добрые, нежные… страшные, словно в детстве.

Интересно вновь встретиться с автором блистательной «Шимы Онейды». Несмотря на то, что я люблю более короткие тексты, прочитала с неослабевающим интересом. Подивилась оригинальности авторского мышления и легкости выражения. Не возражаю даже против лучиков с коконом. Не со всем согласна, но работа, безусловно, неординарная. «Неразгаданной формы сердце» - замечательно.

2.Алёна Шарифова Старый фонарь http://www.stihi.ru/2017/02/16/5523

Заснеженный фонарь на перекрёстке –
Свидетель снегопадов и свиданий,
Хранитель тротуаров между зданий:
Училища, музея и высотки,
Совиным глазом смотрит одиноко
По сторонам – на лица, на машины...
Роняя мягкий свет из крепдешина
Случайному прохожему под ноги.

Он знает в морду каждую собаку,
Что бродит у студенческой столовой
И ждёт остатков супа или плова,
А повезёт – кусочек кулебяки!
Фонарь запомнил старого поэта,
Чей дом теперь стал зданием музея,
Когда старик на небеса глазея,
Писал стихи до самого рассвета.

Фонарь – свидетель драк и перестроек,
Свидетель снов и человечьих судеб...
Устойчивый к морозам и простуде,
Печальный одноногий меланхолик.

Встревожит ржавый шрам, суля осадки...
Опять пройдут снега над перекрёстком,
Пройдут дожди, пройдёт толпа подростков
И всё закончит выстрел из рогатки.

Ну почему же всё закончит выстрел из рогатки? Лампочку можно и поменять). На мой взгляд, в попытке сделать финал эффектным автор пошел не по тому пути. Если предыдущий текст дышит естественно и легко, то тут какие-то постоянные спотыки: «Хранитель тротуаров между зданий: /Училища, музея и высотки…». Или:

Фонарь запомнил старого поэта,
Чей дом теперь стал зданием музея,
Когда старик на небеса глазея,
Писал стихи до самого рассвета.

Здание музея уже было. Дом стал зданием – нехорошо, а стал зданием музея, когда старик писал стихи – того хуже. Отмечу еще собаку, «что бродит». Этот языковый выверт, на мой взгляд, говорит либо о небрежности, либо о недостатке техники.

3.Михаил Эндин "Февраль" http://www.stihi.ru/2017/02/16/9665

             Февраль. Достать чернил и плакать!
              Борис Пастернак

Февраль...спроси у Пастернака,
что нужно делать в эти дни
и ночи, длинные однако,
когда за окнами огни
мерцают призрачно и манят
меня в далёкие края,
как будто есть ещё в тумане
доныне скрытая земля.

Февраль...но кончились чернила
и слёзы высохли уже
под солнцем утренним — картина
достойна кисточки Леже.
Положен снежный грим искусно
зимы холодною рукой,
но день выказывает чувства
почти весенние порой.

Февраль...я снова в этом мире
и не мечтаю о другом.
Гуляет солнце по квартире.
А я за письменным столом
сижу, и белая бумага
весне, мне кажется, сродни...
А ты спроси у Пастернака,
что нужно делать в эти дни?

Леже когда-то был популярен в советской стране. Трудно представить, чтобы он писал «кисточкой», да и ситуация, когда закончились чернила и высохли слезы, у меня совсем не ассоциируется с его творчеством. Ненужное «уже» вызвало еще более ненужного для текста Леже. Про февраль –чернила-Пастернака даже говорить не буду. Упоминание этой триады стало моветоном в современной поэзии. За эпиграф – отдельный минус. Не вполне мне понятна и главная коллизия: противопоставление манящего мира снаружи и квартирного мира, где собрался творить ЛГ. «…Я снова в этом мире/ и не мечтаю о другом». На мой взгляд, оба эти мира существуют в душе художника и дают импульс к творчеству. Легкая интонация не помогает тексту: «ночи, длинные однако» рядом с именем великого поэта выглядят несколько неуместно. 

4.Владимир Сорочкин "Касаясь лица" http://www.stihi.ru/2017/02/02/2

А помнишь – снег кружился вразнобой,
Светясь алмазным нимбом над тобой,
Лица касаясь, тая в сгустках пара.
Зима едва куражилась и жгла,
И шаркала метельная метла
По стёртой грампластинке тротуара.

И ты смеялась – снегу, свету, снам,
И щедро время улыбалось нам,
Пересекая год привычным курсом,
А снег ваял, коснувшись пустоты,
На ветках букли, бантики, цветы,
Как говорится, – просто и со вкусом.

Морозный мрамор хрупок. – Бог бы с ним…
Я знаю, что с тобой не разделим:
Не разлучат нас тени или стены…
Уже февраль, и сникшие снега
Белеют, как танцовщицы Дега,
На грязный холст сошедшие со сцены.

Вслед за Леже – Дега. На этот раз живописная ассоциация показалась мне удачной. В тексте есть яркие находки, например, прямо таки замечательное:
И шаркала метельная метла
По стёртой грампластинке тротуара.
Если совсем придираться, не думаю, что можно куражиться «едва», не понравилось «или» в «Не разлучат нас тени или стены». А вот концовка, повторюсь, замечательная. В сюжете нет новизны, но классика – она такая, умеренная и без выдрюков.

5.Нина Лёзер «Парфюмерия воспоминаний» http://www.stihi.ru/2017/02/24/70

                «Ах, если бы кто-нибудь придумал,
                как сохранить воспоминания,
                запереть их во флакон, как духи. »

                Дафна Дю Морье «Ребекка»

Как будто вытоптана пашня, и скупы краски и мазки,
Воспоминания не пахнут. Цветов увядших лепестки
не умещаются в пробирке и рвутся с ветром, как зонты.
Из кукол сыплются опилки, а из конструктора винты.

Былое тянет за ошейник какой попало аромат,
благоухание дней прошедших доносит память невпопад.
Среди потомков, ставший предком на поле брани без брони               
вгоняет прошлое в пипетку, чтоб излечить сплошной ринит.

Чтоб врачевать его по каплям, чтоб вспомнить сердце налегке,
их не равнять с «Шанелью пятой», и с «Кёльниш Вассер» в пузырьке…
И обходясь без каламбура, входить в иные рубежи,
где «Кельвин Клейн» не та микстура, не в ней разбужен спящий джин.

Дорожку гравием и градом засеет тот, кто ветру рад.
Запахнет мыло шоколадом, запахнет морем шоколад.
И дым, смешавшись с лёгким паром вслед за гонимым и гонцом,
в миг испарится в ком-то старом, кто носит юное лицо.

Текст показался мне избыточным. По сути каждые две строки представляют из себя четверостишие, только записанное иначе. 8 четверостиший – немалый объем. И мысль в этом объеме, как мне видится, не движется линейно, не развивается по спирали, а накручивает круги. Местами изложение не вполне внятно и даже небрежно:
Былое тянет за ошейник какой попало аромат,
благоухание дней прошедших доносит память невпопад.
В обеих строчках ненужная амфиболия по типу «платье задело весло». 
Среди потомков, ставший предком на поле брани без брони               
вгоняет прошлое в пипетку, чтоб излечить сплошной ринит.
Эффектно, но, на мой взгляд, малоэффективно. И кстати, по размеру подходит «благоуханье», а не «благоухание».
Еще один пример нелучшего исполнения:
И обходясь без каламбура, входить в иные рубежи,
где «Кельвин Клейн» не та микстура, не в ней разбужен спящий джин.

6.Оксана Осипова 2  " В этот год я уходила в сны..." http://www.stihi.ru/2017/03/02/5095

В этот год я уходила в сны,
В тёплую, струящуюся небыль
Слякоть дней глотком весны омыть,
Душу напитать небесным хлебом.

Снился сон - манила завязь вод,
Родниковость южно-ярких красок,
И склонялся синий небосвод
Над лагуной, пляжем и террасой.

Колыхала, словно колыбель,
Длань волны, лазурно-голубая.
В облаков парящую кудель
Я ныряла, тихо улыбаясь.

Кобальт, изумруд, ультрамарин,
Омывали первозданность пляжа,
Солнца предзакатный турмалин...
Снилось... И текла тихонько пряжа,

И свивалась золотая нить,
Пряча  зыбь тревоги в тёплый кокон,
С чем-то древним сны соединив
В нежной глубине живых волокон.

В этот год меня манила ночь,
Будто бы вселенной прорастала,
И носила я под сердцем дочь
На краю у звёздного портала.

Второй кокон в этой подборке). Нежно-трогательно-красиво.
«Колыхала, словно колыбель» - колыбель колыхает? Впрочем, всё возможно.
Кобальт, изумруд, ультрамарин,
Омывали первозданность пляжа,
Солнца предзакатный турмалин...
Видимо, запятая в конце первой строчки лишняя. Трудно представимо, как составляющие первой строки могут омывать турмалин (?) солнца. Кстати, ультрамарин-турмалин – единственная рифма, к которой можно было бы придраться. Общее впечатление перебора красивостей. Как известно, поэтичность при несоблюдении меры может легко превращаться в свою противоположность. 

7.Ольга Королева. Лето костюмерши http://www.stihi.ru/2017/02/24/12092

Лето. Июльские жаркие страсти.
В театре все окна распахнуты настежь.
Знойно и душно: бывает под тридцать.
Город пылит, и Фонтанка искрится.

С Настей молмесяца мы – костюмерши.
(Ворох костюмов разглажен, развешен).
Мы подшиваем длинные тоги
Тем, кто стоит в "Лебедином" в "Прологе".

Петя-скрипач к нам садится порою,
Место найдя меж костюмов горою.
Мол, помогите – порвалась рубашка:
Творчество летом накладно и тяжко.

Как хорошо быть сейчас в Костомукше!
Там дирижер отдыхал, только лучше
Домик с верандой в озерном Утишье:
Петя желает знакомства поближе.

Мимо артисты проходят в гримерки.
Пачки отглажены, высятся горкой.
Злы языки у брюнеток-блондинок:
Сплетни, интриги, бестселлер "Алхимик"...

"В па-де-труа надо темп побыстрее –
Эдак заснешь, а еще – разжиреешь!" –
Это Одетта в укор дирижеру.
В возрасте Гете все трудно, как в гору.

Входит в разгар закулисная вахта:
Глажка, прошивка застежек в антрактах;
Сушка колетов для потных солистов....
Счет на секунды: все четко, как выстрел.

Вызволив всех из костюмного плена,
Плащ и цветы убираем со сцены.
В полночь уходим по улице Росси.
С нами – Чайковский в костюме и с тростью.

Кого как, а меня смежная рифмовка в значительном (для меня) объеме утомляет. Это было бы уместно, если целью было показать монотонность происходящего. Но монотонностью, на мой взгляд, тут не пахнет.   
«С Настей молмесяца мы – костюмерши». Видимо, полмесяца? Странно, что никто не заметил. Почему именно полмесяца? Что за Настя? А если без Насти, что бы изменилось? В строчке «В театре все окна распахнуты настежь» лишний слог, в строчке «Мы подшиваем длинные тоги» не хватает слога. «Чайковский в костюме и с тростью» - видимо, для костюмерш, пусть и на полгода, важно, что П.И. именно в костюме, я же как читатель не заостряла бы на этом внимания – не в халате же ему гулять. Тоги в прологе «Лебединого озера» -пусть балетоманы меня поправят, если они там есть, периодически рвущаяся рубашка Пети-скрипача, костюмы горою - и рядом пачки горкой. Словом, всё как-то небрежно.

8.Иван Грозный По этажам и лестницам http://www.stihi.ru/2017/03/08/3366

По этажам и лестницам пешком и перебежками
По делу и без оного с восьми и до пяти.
В корпоративной вотчине идут фигуры с пешками
По трудному, тернистому и длинному пути.
Сурово веет вечностью и духом канцелярии,
А из приёмных кофеем и запахом конфет.
Там барышни писейные*) с глазами тёмно-карими
Перебирают клавиши, расходуя бюджет.
Там потолки высокие и коридоры длинные,
Монументально создано на многие века.
В мозгах засели ветхие теории старинные.
Их обновить бы надобно, но некому пока.
Ни президенту нашему и ни его помощникам,
Ни думе свежесобранной, что голосует «за».
Никак через преграду им не перейти по мостику –
С народом побеседовать, не отводя глаза.
Все помещенья чистые полны экономистами
Они когда-то в Лондоне учились кой - чему.
Домой пришли речистые и, как ведётся исстари,
Советуют герасимам топить своих муму.
А кто пустил их в здание? С каким  - таким заданием?
Как древний принц из Дании решаем: быть – не быть.
Эх, кабы нам неграмотным предвидеть всё заранее,
Не хуже, чем в Германии, сейчас могли бы жить.
Одни приходят – хапают, другие лезут – властвуют.
Во всём своя есть логика, во всём есть свой черёд.
А мы кладём по камешку – в строительстве участвуем.
 Москва не сразу строилась. Не сразу и помрёт.

*)Барышни писейные –  девушки, работающие с персональными компьютерами (РС).

28 длиннющих строчек для того, что уместилось бы на одном плакате. Во время недавней дискуссии на ЛФР вспомнили интервью Евгения Степанова: 
"— Не кажется ли Вам, что сегодня в "тренде" — некая замкнутость на себе, на своих чувствах, своем мире? Или это в принципе нормальная точка отсчета?
— Я думаю, что Вы правы — поэты погружены в себя, исследуют свой внутренний мир. И это нормально. Более того, я убежден, что только тогда, когда они погружены в свой мир, они интересны другим. Я не очень люблю, когда поэты говорят от имени страны, эпохи, пишут для всех. Никому такие стихи, на самом деле, не нужны».

9.Алена Шарифова Любовь http://www.stihi.ru/2017/03/03/6380

Жила-была я...
  На Западе и Востоке,
На рыжих югах и в северной тишине...
Жила-была я...
 Красиво, печально, тонко...
Мне пели снега и солнце светило мне.

Меня предавали смерти и воскрешали.
Бросали в темницы и возносили на трон.
Меня одевали в лохмотья, меха и шали.
Я – маленький голубь,
 Я – огромный дракон...

Меня сочиняли
Из дерева, камня, глины...
Меня воспевали на тысячу голосов.
Люди мне дали самое светлое имя –
Любовь.

У меня нет особых замечаний, кроме разве обилия многоточий и просторечного «на югах». И да – обобщенность, которая является «фишкой» этого текста, мне не близка. Плюс за краткость.

10.Алексей Еленин "Март" http://www.stihi.ru/2017/03/03/2348

Ещё как будто не разбужен
сырой и серый день.
Но знают уличные лужи,
что снег осиротел.
Зимы уже не помнят клёны,
вороны, города.
И словно провод оголённый,
блестит в реке вода.

С лицом от слабости землистым
обдумывает март
(как замысел) на ветках листья.
И сквозь туман горят
дома, дороги и разметки:
мгновения, века, –
на млечной непутёвой ветке,
у нового витка.

Вот ведь какое дело. Захотела познакомиться с автором поближе, зашла на страничку и увидела разбор этого текста Сергеем Бондарюком на БЛК: http://www.stihi.ru/rec_writer.html?vfrtgb.
Ни прибавить, ни убавить. Осиротевший снег, «зимы уже не помнят клёны, вороны, города», «с лицом от слабости землистым обдумывает март (как замысел) на ветках листья», горящие сквозь туман мгновения – со всем согласна. Добавлю то, о чем Сергей не сказал: обдумывать, как замысел, конечно, нехорошо, а обдумывать листья можно, и даже очень – но в другой поэтике.

11.Сергей Ясонов "Что наша жизнь? Игра!" http://www.stihi.ru/2017/02/20/9890

         Трудно жить - скрипачу с абсолютным слухом. 
 
                Андрей Макаревич.

                (Другу детства).
 
                -1-
Расчерчен бельевой веревкой
Наш дворик детства, как в кино.
Невидимой струной, страховкой
В те дни был друг, что за спиной.

Матч. Двор на двор. В таком формате.
Катился шар луны в сюжет.
Защитником, в своем квадрате
Стоял мой друг на рубеже.

Пеленок ряд и прочих тряпок
(Теперь на память узелки)
И нотки счастья, чувств охапок.
Достать  бы вновь, да не с руки.
               
Белье, веревки,
                как ни странно,
В том лунном блеске позолот
Ему казались нотным станом.
(Линеек пять, чуть больше нот).
      
Ночь. Под финальную сирену
Бежали друг за другом в ряд
К реке на луг. Там запах сена,
Аира тонкий аромат.
      
И крик: «Ура-а-а!»
               
                -2-
Он сдал экзамен –
С годами зрелый музыкант.
Не обронил ни честь, ни знамя.
Жил, как учил когда-то Кант,
   
Без полуправды.* В сумрак зябкий
Фальшь у виска, как уголек
Жгла, становилась красной тряпкой.
Он чувствовал. Солгать не мог.

Душе быть легче глуховатой.
Не слышать боль, не знать кручин.
Но счастье «Лунною сонатой»
Звучит достигшим чувств глубин!
               
Лишь ОН победы удостоен
Пусть одинокий, но игрок.
Один… он тоже в поле воин,
Когда живет не на глазок.
      
В душе не допустил измены,
Свой не покинувший квадрат:    
Двор, луг, реку`, где запах сена,
Аира тонкий аромат.

* Аллюзия на:
  (с)  «Опасайтесь полуправды: вам может достаться не та половина».               
  Иммануил Кант.

Вот что скажу: подпорки в виде цитат и ссылок не всегда на пользу тексту. Казалось бы, они сразу расширяют горизонт, дают дополнительные коннотация. Да, если в самом тексте есть к тому предпосылки. В этом случае отсылки, на мой взгляд, неорганичны тексту – ни название, ни эпиграф, ни внезапно выпрыгнувший Кант.
Есть языковые и фонетические шероховатости: друг, что за спиной, матчдвор; катился шар луны в сюжет, «защитником, в своем квадрате/ Стоял мой друг на рубеже».
Пеленок ряд и прочих тряпок /(Теперь на память узелки) /И нотки счастья, чувств охапок.
Учитывая то, что это законченное предложение, к чему относится «охапок»? Белье и веревки повторяются без счета и нужды. Лунный блеск позолот среди белья и веревок? «Бежали друг за другом в ряд» более, чем странно, если вспомнить, что в ряд - это в одну линию.

12.Алена Шарифова Карлсон http://www.stihi.ru/2017/03/17/6762

В семь с половиной мальчик уже умел
Сделать себе яичницу и какао,
Ночью тайком на кухне ел карамель –
 Мама за это утром его ругала.

Так не хватало маминого тепла,
Долгих бесед с отцом о мужских секретах
Маме нельзя мешать – у неё дела,
Папа приходит в гости теперь по средам...

Пахнущий дымом навеселе слегка,
С полным пакетом соков, конфет и  фруктов.
Мальчик не ел их, мальчик просил щенка,
Но в день рожденья – папа принёс конструктор.
***
Как-то остался у них ночевать сосед,
Мама достала из шкафа нарядные блюдца...
Скушав за завтраком с чаем полвазы конфет,
Он улетел, но обещал вернуться...

Представила мальчика, который ночью на кухне тайком ест карамель. Из дальнейшего видно, что конфеты в доме водились. У мальчика явно невроз. И немудрено.
Конфеты вообще становятся навязчивым лейтмотивом стихотворения. Из этого можно было бы сделать… конфетку (простите за каламбур), но автор этого не сделал, продолжая повторять на разные лады одно и то же.
Стихотворение не написано от лица мальчика, поэтому в авторской речи меня покоробило и «по срЕдам» (в меньшей степени), и «скушав». Вообще фраза «Скушав за завтраком с чаем полвазы конфет» мне представляется весьма неловкой. Дважды, нет, трижды намек на Карлсона – явный перебор. История похожа разве только несколько искусственно притянутым финалом – да и то, если считать, что мамин кавалер действительно так сказал, иначе – маловероятно, чтобы мальчик провел такую параллель – оснований, в общем-то, нет.

13.Нина Лёзер «Повторяю имя» http://www.stihi.ru/2017/03/16/4759

 Я твоё повторяю имя
 этой ночью во тьме молчаливой.

        Федерико Гарсиа ЛОРКА
            

Попавший в карусель чужих имён,
застрянет  на крутящейся подножке,
не подмигнёт, рукою не помашет.
Как будто неудачей вдохновлён,
мельканье лиц остановить не сможет
среди не пригодившихся, не наших.

Душа тайком орудует клинком
в ночи… Не задремавший допоздна
ничем не может успокоить сердце.
Как дафнии – случайный рыбкам корм –
крошит, крошит чужие имена:
завистников, соперников, соперниц.

Как мелом  округляет детектив
печальной жертвы  неодушевлённость,
так поздний снег очертит всё земное
и сохранит таинственный мотив –
синь неба и шуршанье трав зелёных,
и свет имён, невыдуманных мною.

Опять захотелось поворчать по поводу эпиграфа - вещи небезопасной. Ну да ладно. Не к месту задумалась об устройстве карусели – где у нее подножка и – в любом случае – крутится ли она? Это меня отвлекло. Впрочем, другой читатель промахнет – даже не заметит. Но я люблю быть внимательной). Три раза упоминание имен, три раза «как» - не много ли? А в общем мне понравилось, особенно последняя строфа. Текст хочется рассмотреть получше, и он больше раскрывается при повторном прочтении. И это хорошо. Зачёт.

14.Ольга Домрачева. январское http://www.stihi.ru/2017/03/08/6695

от студеных облачных падальцев
снежно полыхнули деревья, и
занялись окрестности пламенем –
языки взметнули серебряны.

слышишь, как щебечут околицы?
говори со мной, говори.
на весь свет отчаянно молятся
в зареве за нас снегири,

вспоминает звон колоколенка.
но свистят ветра бесшабашные
над немой верстою коломенской -
местной водовзводною башнею.

знаешь, солнце выплывет утицей,
будет наст дыряв и бельмаст –
и на нашей выжженной улице
станет март.

И снова хорошее. Это стихотворение недавно обсуждалось на ЛФР. Говорилось о близости к стилистике 10-20-х годов прошлого века, некой приподнятости интонации, ощущении незаконченности. Как бы там ни было, это достойная работа – по поэтическому чутью, уровню мастерства, работе со словом.   

15.Оксана Осипова 2  Я плачу и плачу... http://www.stihi.ru/2017/03/11/7476

Я пла'чу и плачу', плачу' и пла'чу!
Жизнь такова - не может быть иначе!
Размелют жернова муку' и му'ку,
Но память - туфли коротышки Мука,
Вмиг принесёт к родимому причалу,
Припомнив все азы и все начала .
Там начала' я путь,увы, с ошибок,
Всё ноют на душе следы ушибов -
Все сорок сороков моих грехов,
Не выдохлись, как тот флакон духо'в,
Там ду'хов мошкарой кружится рой -
Мятежной, злой отвергнутых игрой,
И стрёкот сорока шальных сорок
Разносит по округе говорок.
Уже две трети пройдено дороги
Осталось стряпать пироги'-пиро'ги,
Молиться, хлопотать и нянькать внуков,
Бездарно молодость развеяв и профукав.
Жизнь такова - не может быть иначе.
Я пла'чу и плачу', плачу' и пла'чу...

Но зайчик солнечный тайком погладит щёку:
Жива? Жива! Дыши, не всё так плохо!

«Я пла'чу и плачу', плачу' и пла'чу! /Жизнь такова - не может быть иначе!» - это вариант утверждения «За всё в жизни нужно платить»? Но почему при этом надо непременно плакать? Ни первое - пла'чу, ни второе - плачу' дальше никак не поясняются и не развиваются. Точно так же декларируются и бросаются муки, ошибки , сорок сороков, «тот» (?) флакон духов. 
Намеки без развития, игра ради игры для конкурса омографов.

16.Юрий Семецкий. Вечерами в московском стрип-клубе. http://www.stihi.ru/2017/03/20/1306

Вечерами в московском стрип-клубе
воздух сладок от плотских забав.
Подадут здесь любому приблуде
дух свободы, вино и табак.

Эта жизнь непонятна пока мне,
но моё пониманье — пустяк,
ведь найдёт пару истин в стакане
заглянувший сюда холостяк.

Не останется разуму шанса
будь умом ты богат или млад,
если рядом закружится в танце
баядерка порочных услад.

Я, бывает, зайду в эти кущи,
на себя лик свободы надев,
и любуюсь на виды цветущих,
грациозных, волнующих дев.

- Подойди, - помашу баядерке, -
ощутить вожделею вблизи
аромат обольщения терпкий,
и тогда что угодно проси.

Я в тебе разгляжу Саломею,
если дождь зарядит к четвергу,
но учти — полюбить не сумею,
а вот всё остальное — смогу.

Откровенно говоря, не поняла, зачем автору перекличка с блоковской «Незнакомкой». Подадут дух свободы – на мой взгляд, неточно, тем более затем ЛГ сам на себя надевает лик свободы. Лик и дух разные вещи? Попытки подчеркнуть их различие я не увидела. Саломея, конечно, яркий образ, который мог бы прибавить коннотаций, но тут он, на мой взгляд. повис в воздухе.   

17.Якушев Павел. Ты даришь мне странные вещи... http://www.stihi.ru/2017/03/17/4530

Ты даришь мне странные вещи:
Следы от счастливых подков,
Маршруты асфальтовых трещин
И звуки трамвайных звонков,

Прохладные руки тумана,
И гривы склонившихся ив,
Прозрачные струи фонтанов,
Монтана кружащий мотив,

Субботнее сонное утро
Под лай молодых кобелей,
Весёлую яблонь микстуру,
Кудрявые тени аллей.

Ты прячешь речные долины,
Ты знаешь грядущую быль,
Ты пьёшь кисловатые ливни
Из тучи, поддетой на шпиль.

Мой город, мой друг и товарищ,
Обветрен ты и смуглокож.
Ты странные вещи мне даришь
И странные песни поёшь.

Автор лиричен, это очень хорошо. Но попридираюсь.
Читатель может какое-то время пребывать в недоумении, предположив в начале, что лиргерой обращается к женщине. При этом возникает понятное недоумение: зачем дарить кому бы то ни было асфальтовые трещины? Впрочем, чего только не дарят любимым). Будь я автором, я бы озаглавила стихотворение иначе, чтобы не возникало разночтение. В конце город, щедро одаривший лиргероя, оказывается «обветрен и смуглокож». Что прибавляет эта неожиданная характеристика, мне неясно. И почему «странные вещи»? Все перечисленное вполне укладывается в портрет обычного города. Даже следы от счастливых подков).

18.Алёна Шарифова Без авантюр http://www.stihi.ru/2017/03/30/7092

Каждый день, каждый шаг – до мельчайшего точен –
Соответствует жизни в нейтральных оттенках .
Авантюрная мысль в голове –между прочих–
Упирается в статуса прочную стенку.

Но душа серой кошкой идёт по карнизу,
Презирая все плюсы широкой дороги.
Для кого-то я стану банальным сюрпризом –
Что в народе прозвали любовью до гроба.

Но скорее всего, я покорным смутьяном,
После пытки кнутом, буду требовать пряник,
Приключений искать лишь во сне, да по-пьяни,
Исправляя до шара судьбы многогранник.

На разглаженной жизни ни ссадин, ни шрамов.
В лодке быта, привыкшей к уютному штилю,
Я мечтаю, что там – за седыми штормами,
Возвышаются башни невзятых Бастилий...

Жизнь лиргероини ровна и добропорядочна. Однако:
…душа серой кошкой идёт по карнизу,
Презирая все плюсы широкой дороги.
Для кого-то я стану банальным сюрпризом –
Что в народе прозвали любовью до гроба.

Часто бывает, что в голове автора все стройно и логично, а у читателя всё наоборот. Душа жаждет иного, и… что? Банальный (?) сюрприз в виде любви до гроба – это хорошо или плохо? ЛГ стремится к этому или, наоборот, страшится? Следующие строчки мне показались столь же маловнятными. «Покорным смутьяном» не показалось мне удачей. И Бастилии в конце выпрыгнули весьма неожиданно. «По пьяни» будет правильнее.   

19.Елька 22 *** http://www.stihi.ru/2017/03/26/778

Сильные стороны
Бременем скованы,
Проданы все родники.
Прочно вмурованы
И окольцованы
Воды Неглинки-реки.

Бьётся пречистая
В дно каменистое –
Ищет лазейку и свет.
Нравом ершистая,
В прошлом искристая,
Нынче – московский сегмент.

Ветры пьянящие,
В бубен стучащие;
Свет на забавы мастак.
Звёзды манящие,
Льдинкой хрустящие,
Выстудят душу впотьмах.

Не думаю, что 200 лет назад, когда Неглинка была спрятана под землю, кто-то на этом обогатился, так что проданные родники – броско, но неточно. В отношении пречистой тоже неверно – еще во времена оны Неглинка была клоакой, да и сейчас крайне загрязнена. 
Нравом ершистая, /В прошлом искристая, /Нынче – московский сегмент.
А что в Москве не московский сегмент? Мне эта характеристика кажется лишней.
Невнятным показался финал: какой свет и на какие забавы мастак? В какой такой бубен стучат ветры в Москве? И как душа впотьмах зависит от подчиненного состояния городской реки? Какое-то недостоверное стихотворение.

20.Ольга Королева Ораниенбаум.Царскаяпастораль
http://www.stihi.ru/2017/03/27/5220

С конца зимы невестой принца
В лесном дворце Фике* живет.
Вокруг пруда – повеселиться –
Мышей гоняет ушлый кот.

Она – немецкая принцесса.
В гостиной "Шарль Перро" раскрыт.
Свирель пастушеского леса
Унылый красит колорит.

Чтоб романтической наседке
Одной до свадьбы не скучать –
Вязанье, арфа, кенар в клетке;
Перо, бумага и свеча.

А в спальне юные пастушки
На гобеленах из Твери
Бегут от сельской жизни скушной
Дубовой рощицей в Париж.

Но, под перо к Фике слетаясь,
Идет невидимая жизнь:
Вокруг пруда порхают стаей
Вельможи, фрейлины, пажи.

Идут статс-дамы в летних шляпках
И в башмачках из хрусталя,
Не оставляя отпечатков:
Ног не касается земля.

Звенят подносы: легкий завтрак
Служанки вносят на балкон.
Блинов, варенья, кофе запах
Бодрит, мешаясь с шумом крон.

Спешат с докладами министры:
Разбит турецкий, шведский флот.
Несут державины-капнисты
По свитку в день хвалебных од...

Под вечер ветер треплет локон.
Вороньи мечутся стада...
Ложатся блики желтых окон
На воды черного пруда.

Фике, до слез навеселившись –
Бросает смятый лист в огонь.
Но некто голосом чуть слышным
Ей говорит: "Не проворонь!"
               
*Фике – детское имя Екатерины Второй

Я вот задумалась, можно ли бывший блистательный дворец Меншикова назвать «лесным дворцом»? Всё-таки лесной подразумевает некое уединение, простоту. «Вокруг пруда – повеселиться – /Мышей гоняет ушлый кот» - это образ запущенности и скуки? Типа, даже коту нечем больше развлечься? Нехорошо языково - гоняет повеселиться (тирешки дела не спасают) и странно, особенно между лесным дворцом и сообщением, что «она – немецкая принцесса», читающая Перро. Золушка? Различий больше, чем сходства. Свирель, красящая унылый колорит – звук красит колорит? Не понравилось «Чтоб романтической наседке /Одной до свадьбы не скучать». Была ли Фике романтична в юности – вопрос, но уж наседкой она точно не была. Есть сомнения и в отношении финала. В целом мне эта история понравилась не больше, чем псевдоисторический сериал на ТВ. 

21.Борис Удачин Прозрение. На рассвете http://www.stihi.ru/2017/03/08/4214

Загляни в своё сердце -
там свет и ответ.
Загляни в её сердце -
горит, не корит.
Был ты ночи мудрёной
неспелый адепт,
а теперь поучись
у малышки-зари.

Видишь, как освещает
простор в вышине
и к цветам устремляется
донором вниз?
Той, кто верит в тебя,
ты бросал твёрдо: "Нет".
И была только ночь.
Только ночь, а не жизнь.

Как интересно: автор выбрал лирично-мелодичный 4-стопный анапест с исключительно мужскими рифмами. Подобная рифмовка могла бы показаться навязчивой, если бы автор не замаскировал ее, а главное - не ограничил бы объем. Двойственность формы более чем гармонично соответствует дуализму содержания. Какая россыпь мнимых противопоставлений: мужское – женское, ночь – заря, вышина – низ и, в конце концов, ночь – жизнь. Слияние, перетекание, свет и ответ. Мастерски. Даже адепт и донор рядом с малышкой-зарей не вызвали неприятия.

В результате в финишёрах у меня оказалось 5 текстов. Я не колебалась только по поводу первого. Дальше было мучительно. И всё же:

1. Змей Горыныч 3 Утро по Малевичу http://www.stihi.ru/2017/02/17/6246
21.Борис Удачин Прозрение. На рассвете http://www.stihi.ru/2017/03/08/4214
14.Ольга Домрачева. январское http://www.stihi.ru/2017/03/08/6695

Спасибо всем за стихи. Я получила удовольствие.