Об интравертах и экстравертах в поэзии...

Григорий Варшавский
        Волею обстоятельств мне пришлось сегодня забраться в Яндексе в Википедию и уточнить понятия "интраверт" и "экстраверт". И сразу же у меня возникла мысль о продолжении моих попыток в постижении мира поэзии. Итак, что же такое "интраверт"? Википедия отвечает на этот вопрос так: это человек, чьё состояние в жизни направлено преимущественно, но иногда и полностью, на его внутренний мир. Это прежде всего люди созерцательного плана. В отличии от них, экстравенты, согласно той же Википедии, это люди, чьё состояние в жизни направлено преимущественно и редко полностью - во внешний мир. И это общественные люди с энергичным темпераментом. Короче, первые-это меланхолики, а вторые сангвинники,

       Попытаемся, исходя из полученных знаний об этих понятиях, рассмотреть влияние этих психологических, а вернее психиатрических форм жизнедеятельности человека на появление и развитие у него поэтического дара. Причём, примем во внимание то положение психиатрической науки (см. учения Фрейда, Юнга и др.), согласно которому, в течении жизни человек может менять свои формы жизнедеятельности, становясь то интравертом, то экстравертом. Иногда встречаются люди, у которых обе эти формы существуют одновременно, но в разной пропорции. Так может разнообразный поэтический мир, разнообразие поэтов и объясняется наличием интравертной и экстравертной форм высшей психической жизнедеятельности человека?

        Попытаемся сравнить допустим Пушкина и Лермонтова, Блока и Маяковского, Евтушенко и Кушнера. Пушкин-явный экстраверт, сангвинник. Его поэтическому творчеству присущ оптимизм, энергичность, дружелюбие и т.п. Лермонтов- явный интраверт, меланхолик, и его творчество более пессимистично, более статично, более иронично до некоторого сарказма.

        Теперь сравним Блока и Маяковского. Блок- интравертно-экстравертный с преимуществом первой формы психической жизнедеятельности. И это подтверждается большинством стихотворений и стихотворных циклов поэта. В то же время его поэмы "Скифы" и Двенадцать" созданы по преимуществу поэтом- экстравертом. Для Маяковского характерен наоборот- экстравертно-интравертный  тип жизнедеятельности, и все его политические стихи типа поэмы "Хорошо" и пьес "Баня" и "Клоп", а также многочисленная любовная лирика от поэмы "Про это" до стихотворения "Письмо Татьяне Яковлевой" свидетельствуют именно об этом.

         Евтушенко и Кушнер. Евтушенко- безусловно принадлежит к экстравертно-интравертному типу . Причём, сказать о преимуществе какого либо из этих двух-затруднительно. В то же время Александр Кушнер- типичный интраверт с очень лёгким экстравертным уклоном.

          Так что же получается? А выходит, что именно различная психическая форма жизнедеятельности человека, направленная то во внешний, то во внутренний его мир, и определяет появление того или иного поэта, того или иного поэтического произведения.

           Ну хорошо, с этим вроде разобрались, но как быть вот с каким вопросом : " А как интравертная и экстравертная формы жизнедеятельности человека появляются у него? С рождения, передаваясь генетически или в течении первоначального жизненного цикла, занимающего пока неопределённое время по продолжительности? Короче, наследуются или приобретаются эти психические формы жизнедеятельности человека.  Я не знаю ответа на эти вопросы. Я не знаю, знают ли этот ответ специалисты-учёные всего мира. Но это я всего этого не знаю...       

 


© Copyright: Григорий Варшавский, 2014
Свидетельство о публикации №114103100221