X. О метафоре Глаголом жги сердца людей. 89. 2130

Сергей Петриков
X. О МЕТАФОРЕ «ГЛАГОЛОМ ЖГИ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ»
 

О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и бурный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведёт в восторг и умиленье! А. С. Пушкин. «Полководец» (1835).


   Человек обыденный проживает всю свою жизнь и не подозревает, что он (как духовное существо) фактически не жил. У него нет сожаления по этому поводу, поскольку он никогда и не прикасался к себе-духовному. Те же, кто испытали себя на вершине своего существа, скатившись далее в пропасть обыденности, становились либо искателями прежнего состояния (к сожалению в их число попадают и алкоголики, и наркоманы, и прочие сбившиеся с пути правильного поиска), либо неисправимыми нытиками.
   Те же, кто идёт по правльному пути, т.е. к себе-духу, становятся творящими существами, и их творения зовут в небо, т.е. к себе-высшему или к Единству Универсума, которое совпадает с собой-высшим. Прислушаемся к строкам:

Да, был тот вечный миг, когда я ощущал,
что не имею кроме духа ничего.
Я – духом был, над прежним - спящим - я парил,
который в небесах гнезда себе не свил.

Я был правителем над телом и душой
над представлений всех причудливыми снами.
Так высоко там сердцу было, хорошо -
как Аполлону над невидящих толпами.

И всё же жаль мне тех, кто это испытал!
но ещё жальче во сто крат не испытавших.
Входили ль вы в свой бесконечный духа зал?
или остались среди вечно павших-спавших?

Что скажете, о люди мира мне в ответ?
У каждого своя с надзвёздным зреет встреча,
своя крадётся тьма свой близится рассвет,
своя готовится со тьмой иль с светом сеча... (21.1.2004 - 16.4.2017)
 
   Такие строки переполняют меня. Я знаю, что эти стихи идут к моему перу с неба и что моя заслуга в из создании невелика. Стихи будят, пропитанные пушкинской правдой шестикрылого серафима, блоковской предвещающей набатностью, пронизанные Небом и Светом. Дорогу им:

Отвага быть творящим духом –
она в нас подвигом ликует.
Всё слышать в мире высшим слухом
лишь бард предъизбранный рискует.

Долой земных трясин одежды –
бард будет петь друидов тайну!
Прозрейте люди и невежды
от этой вести неслучайной!

Услышьте огнь, почуйте пламя,
что вас в надзвёздный мир зовёт.
О встаньте под друидов знамя
и растопите лжи злой лёд.

Пришло сказать святое время
вам всё о звёздах и сердцах.
Да сбросьте ж фальши злое бремя,
все, почитающие прах!

Пришёл он - час - сказать вам правду,
которой бесы не хотят.
Отбросьте ж прочь вы мглы отраву -
примите Света Вечный Стяг! (24.1.2004 - 16.4.2017)

Есть в поэзии сверхтема – сверхтема возвышения человека над обыденностью. Поэт как существо постоянно отрывается от Земли и зовёт за собой остальных. Он – пророк, и в том уже он пророк, что он поэт. Как необыденно звучит поэтова лира! Что может с ней сравниться? Только новая строка поэта! Поэт-Пушкин создал свой  Новый Завет для поэта уже только одним этим возглашеньем:

И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».  А. С. Пушкин. «Пророк» (1828).
(А.С.П. - АС Поэзии,  Ас Слова Поэта, Ас Света Планеты, Ас Символа Позитивного, - почему бы эти символы на увидеть?).

   Стихотворение «Пророк» во времена социалистического строительства было одним из центральных в программе обучения в советской школе. Что это? Тактический просчёт коммунистов? Или? Или указание на то, что сердцевина России – Пушкин – по-прежнему, несмотря на подчёркивание им «руководящей роли Бога», осталась неизменной? Только поверхностный ум мог не увидеть, что под личиной социалистического строительства сохранялись основные универсальные ценности России – ценности поэтического взлёта российского XIX века. Теперь, когда пелена социалистического строительства, выполнившая роль своеобразной завесы, спала, становится ясно, что Россия всегда оставалась Россией и, несмотря на всяческие внешние лозунги и призывы коммунистического характера, была и в социалистические времена всё той же российской державной империей как и раньше. Для России всегда постоянным оставались державное управление и приоритетная роль в мире.
   Скорее сейчас, когда некоторые политики пятой колонны России стремятся её продать и разоружить, ясна роль коммунистов, сохранивших духовный костяк России – её поэзию, литературу, живопись, скульптуру, архитектуру и другие искусства. Искра России как целостного неделимиго художественно-исторического организма никогда не погасала в коммунистические времена и никто её не топтал  - скорее её прикрывали коммунистическими лозунгами, шокировавшими мир. Однако вернёмся к пушкинскому завещанию. Это завещание написано всем объёмом смысла его поэтического и прозаического творчества. Отдельные его произведения -  и это в особенности относится к поэзии - как к информационно-сжатой области высказывания – выступают как «подчёркнутые строки», концентрируя идеи пушкинского завещания-завета. Вот они – строки его сонета «Поэту»:
 
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

   Любой истинный гражданский поэт рождает
- 1) СИМВОЛ Счастья Человечества. Этот Символ развёртывается в
- 2) благородную ИДЕЮ Свободы счастливого Человека;
- 3) данная идея облекается в художественный (волшебно-магический) ОБРАЗ (внутреннюю картину),
- 4) который, в свою очередь, оформляется художником в МЫСЛЬ;
- 5) мысль же творит пламенную заклинательную интенсивность СТИХА как канала вселенской связи;
- 6) стих как ключ к информационному полю ("вещему лесу") есть ни что иное, как ЗАКЛИНАНИЕ, или Слово (Свет) Поэта (СП);
- 7) слово же (свет) поэта творит саму ЖИЗНЬ (Реальность).
    Итак рост семени Символа позитивного (С.п.) идёт по следующей семиступенной магической цепочке: СИМВОЛ-ИДЕЯ-ОБРАЗ-МЫСЛЬ-СТИХ-ЗАКЛИНАНИЕ-ЖИЗНЬ как Счастье.
    Так счастья Поэт (сП) творит Счастье на планете и/или Счастье планеты (Сп).

На фото: О.А.Кипренский. Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827г, холст, масло, 68 x 54 см. Государственная Третьяковская галерея.
Адрес фото открывается при редактировании