Tретьяковка накануне Пасхи

Виноградова Татьяна Евгеньевна
ВЫСТАВКА «ШЕДЕВРЫ ВИЗАНТИИ»

Отрешённые, слишком спокойные лики.

Страницы Четвероевангелия тринадцатого века –
перламутровые от времени,
старческие, нежные,
с побледневшей минускульной вязью
почек-букв,
затаивших цветы.

И, в золотой пустоте у подножья Креста, –
синий крик ризы Марии.




ВРУБЕЛЕВСКИЙ ЗАЛ. «ДЕМОН ПОВЕРЖЕННЫЙ»

Голубеют прохладные капли неба
на его переломанных крыльях.

Закат гладит бликами
его разбитое, истерзанное тело.

Глаза его
               неотступно
                глядят
                ввысь.

На Отца.




ЗАЛ КУИНДЖИ. "Лунная ночь на Днепре"*

Зелёная луна,
забредшая из другой солнечной системы,
зависла в чернильной полынье,
разверзшейся посреди доверчивых облаков,
и смеётся
над
позеленевшим
трупом
Днепра.

Смех чужой луны дребезжит.
Дребезги – по воде.
Куинджи, скажи, не дрожи:
этого ты хотел?



СОКРОВИЩНИЦА

(«Не собирайте себе сокровищ на земле…»
– так, кажется?)

В жемчужном саду,
среди льющегося, как вода, прохладного серебра
вся в узорах – млечных, лунных, лилейных, блаженных –
Богоматерь с Младенцем
на нас не глядит.

«Коруна, венец, очелье, ожерелье, цата, рясны и серьги» –
речные скатные ягодки снизаны в узорочье.
Струится драгоценный убор.

…Две девушки у витрины хихикают, читают подписи:
– Цата!
– Рясны!
– А для таких сережёк – они ж полметра, не меньше! –
надо дырочки особые в ушах делать!

«Особые… надо… да…» – чуть слышно звенят жемчуга.



ЗАЛ НОМЕР ШЕСТЬДЕСЯТ

…А о «Троице» Андрея Рублёва,
о сиянии её светло-светлом
только молчанием скажешь.
Слёзы застят глаза
и хочется молиться за Россию.




P.S.

А над апрельскою Москвой 2017 года от Рождества Христова
всё висит старенькая бисерная занавесочка дождя.
А в метро «Третьяковская» у турникетов-проглотов
хрупкая прекрасноволосая кинологиня
гладит свою добродушную овчарку.
Девушка с собакой стоят на страже.
Террористам в преисподнюю путь заказан.
Пускают только нас.



13 апреля 2017


-----------------------------------
[*]
«И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители?..» К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». К несчастью, писатель оказался прав: пропитанный солью морской воздух и высокая влажность губительно повлияли на состав красок, и они стали темнеть. Поэтому сейчас «Лунная ночь на Днепре» выглядит совсем по-другому».
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/171016/31808/