Коммунизм святого Пахома

Дмитрий Шарко
Духовному выбору Пахомия  способствовала и политическая обстановка в 313 году Константин перебил всех других претендентов на  престол и дал не бывалые  послабления христианской церкви. 
Он избавил церковь и ее служителей от налогов и общественных повинностей закрепил  за церквями право приобретать и владеть недвижимостью.
Как и в России после перестройки по всей Римской империи начали возрождаться  христианские храмы,  для их возведения разбирались  языческие святилища.  Христианство стало модным, что в последствии привело к развитию формализма. Уйдя на «дембель» Пахомий  провел несколько лет в пустыне с наставником Паламоном.  Паламон  требовал от Пахомия, чтобы он проводил ночи в молитвах и псалмопении и, если замечал, что сон начинал одолевать Пахомия, выводил его вон из кельи и заставлял переносить песок с одного места на другое.
Во время молитвы они раскидывали руки в стороны в виде креста для поддержания внутреннего жара.
Едой им служил хлеб с солью, к чему они иногда прибавляли, какую ни будь зелень, без масла и без уксуса,  иногда специально подмешивали к еде пепел, для  умерщвления вкуса.
Зарабатывали на жизнь они прядением грубой ткани и пошивом власяниц.  Большую часть заработанного, раздавали нуждающимся. 
Пройдя курс «молодого  бойца» у  Паламона, Пахомий  решил организовать  собственный монастырь.
В его  житии  говориться, что монастырь  ему приказал  организовать  явившийся однажды во время уединенной молитвы Ангел, который вручил Пахомию  устав будущего  монастыря начертанный на медной дощечке. 
Вот, что там было написано:
   1) Позволяй каждому есть по потребности.
   2) Назначай им труды, соразмерные с силами каждого.
   3) Не возбраняй ни поститься, ни есть.
   4) Тяжелые труды возлагай на тех, которые покрепче и больше ест; а малые и легкие труды назначай слабым, которые не привыкли к подвижничеству.
   5) Кельи устрой отдельные, в одном здании, и в каждой кельи пусть живут по три брата.
   6) Пища пусть предлагается для всех вместе.
   7) Пусть не спят лёжа, а спят сидя
   8) На ночь они должны оставаться в льняных левитонах и препоясанные.
   9) У каждого должна быть белая козья или овечья накидка, без которой нельзя, ни есть, ни спать.
   10) Причащаться по субботам и воскресеньям  только в наглавнике, развязав пояс и снявши милоть.
   11) На наглавниках  должны быть изображения пурпурного креста.
   12) Братия должна быть разделена на 24 разряда, по числу  букв греческого алфавита.  Наименование каждой буквы должно указывать на качество группы. Инокам  простым и незлобивым,  дать имя иоты (;), а строптивых собирать под извилистою  буквою кси (;).
   13) Если придет странник из другого монастыря, где живут по другому уставу, он  должен есть и пить отдельно от  всех. Только  находясь в дороге можно есть вместе с чужим  монахом.
   14) Посторонний  не должен входить в монастырь, а однажды вошедший должен оставаться в нём  навсегда.
   15) Только после трёх лет испытаний послушанием, новичок может быть допущен  к высшим подвигам.
   16) За трапезою у всех головы должны быть покрыты наголовиками, чтоб один брат не видал, как ест другой.
   17) Во время трапезы не разговаривать и не смотреть по сторонам, а только на стол или в блюдо.
   18) Если что нужно во время трапезы, молча подать знак  дежурным столовщикам.
   19) Ежесуточно следует совершать  три молитвы в 9-м часу утра, 12 молитв днём, 12 вечером и  12 ночью.
Первые две заповеди  прямо соотносятся с коммунистическим лозунгом «От каждого по способности, каждому по потребности». А далее вполне себе реальный «военный коммунизм» местами крайне жесткий и нерациональный: «нельзя спать лёжа». Тут в  13 и 14 заповедях  даже можно найти истоки «железного занавеса». Только вместо пурпурной звезды, на голове пурпурный крест.
По преданию Пахомий начал спорить с Ангелом, о том, что тот назначил мало молитв. На, что Ангел ответил: «это для того, чтобы  слабые могли выполнять  правило без  особого  отягощения.  Совершенным устав всё равно не нужен ибо, они всё время  проводят в созерцании Бога. Устав я дал  тем, у которых ум еще не зрел, чтобы они как  рабы, от страха перед господином, выполняя общее правило жизни,  достигали свободы духа». 
Сам Пахомий молился, раскинув руки и стоял  по  часу минимум три раза в течении суток. От  напряжения  и   сердечного жара под Пахомием образовывалась  лужа из пота. 
Этот обычай не сохранился в православии, но вот  идея спать сидя была жива еще среди монахов в царской России. Как и строить православные храмы в виде египетских пирамид.
Самая крупная  – 27 метров в высоту, это Свято-Никольский храм  стоящий  на холме  Братскогого кладбища в Севастополе.  Пирамида выложена из  местного известняка, прочеканенного свинцом из пуль собранных на полях сражений  Крымской войны. Под закладные блоки храма были положены медали: «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.».  На вершине установлен  семиметровый крест. Под фундаментом пирамиды начинается система тайных подземных ходов. Еще одна тоже находиться в Крыму и две в Полтавской области. Интересно, что большинство капитолийских храмов тоже имеют в профиль вид треугольника устремлённого в небо ибо храмы , эти не строились , а вырезались в огромных туфовых конусах –останцах  продуктах эрозии  вулканической лавы.

Кто не работает, тот не ест

Со времен славы египетской пустыни сохранился анекдот: До того, как стать монахом, отец Лонгин работал в мастерской корзинщика. Каждый день он должен был сплетать по пятнадцать корзин. Однажды, он сплел целых двадцать.
- Разве мне не полагается дополнительной платы за эти корзины? - спросил он хозяина.
- Да, - отвечал хозяин, - но ты ведь знаешь, что говорится в Библии: «В поте лица твоего будешь добывать хлеб свой».
- Нигде, однако, не говорится, что я должен   добывать и твой хлеб! - возразил Лонгин. 
Пахомий получив наказ от Ангела начал долгую работу в и  результате организовал  несколько монастырей вокруг города Табенны. 
Во главе каждого как во главе корабля  он  поставил  своего  капитана — игумена, который выбирался всей братией путём голосования.
Выбранный игумен как позже  атаман  у казаков сам назначал  на  должности тех кого считал подходящими. Игумен первого и крупнейшего Табенского общежития присматривающий за дочерними обителями, которые возникали вокруг  табены, получил  название архимандрита.
Управлением доходами и расходами каждой обители занимался её  казначей, который  подчинялся казначею Табенны. 
Пахомий разделил насельников на  декурии (десятки). В римской армии так называлось небольшое кавалерийское подразделение из 10 или  более человек. Причем статус конницы считался более низким, чем пехоты.
Возможно  Пахомий служил именно в римской кавалерии. Деление на декурии  совпадало с делением монахов по роду занятий. Были свои земледельческие,  кузнечные, сапожные, рогожные и портняжные десятки. Для каждой, строился отдельный дом, в котором монахи жили под руководством десятника.
В общем доме у каждого была своя келья, двери которой всегда должны были быть открытыми. Три декурии объединялись в  турму или трибу (отделение). Они по очереди в течение недели несли дежурство на кухне, территории и в церкви обеспечивая общие нужды. Утром и вечером все, собирались на общую молитву по субботам и воскресеньям — на литургию (главную службу). Три раза в неделю «старшие» наставляли братьев в вере и монашеской жизни, разъясняли трудные вопросы. 
Жизнь в общежитиях или по гречески киновиях  Пахомия была упорядочена. Бывший солдат  был строг, многие как дезертиры из армии бежали  не выдерживая ангельского устава монашеских коммун.
Но точно так же как победными маршами прошли римские легионы по бездорожьям мира, точно также киновии Пахомия  стали входить в  ума и сердца людей благодаря  простоте, справедливости, экономической эффективности  и удобству для религиозной жизни. Труд  стал основой жизни киновий, так же как он был основой египетской традиции описанной   Птахотепом: «Если ты земледелец, собирай свою жатву на поле, которое великий дал тебе Бог. Не насыщай у соседей свой рот.  Кто, будучи сильным берёт себе всё у ближних, как крокодил прожорливый, дети того суть предмет проклятия и ненависти. Но человек становится Богом, когда он начальник племени, что с доверием следует за ним».
Стать богом по Птахотепу значит быть справедливым вождём.
У апостола Павла есть слова  «…ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (глава 3, стихи 6-12).
Из этого послания Павла  в македонский город Фессалоники (нынешние греческие Салоники), родилось знаменитое  «Кто не работает, тот не ест». Эту фразу  можно найти в 36 томе  полного собрания сочинений В.И. Ленина (статья: «О голоде»). Она присутствует и в «Моральном кодексе строителя коммунизма», и в 12-й статье сталинской Конституции 1936 года, где написано: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест».  Образ жизни в пахомовских общежитиях  был вполне коммунистическим . Почитайте кодекс строителей коммунизма написанный в СССР при Никите Хрущеве и найдите общее . 
Строителя коммунизма должны отличать следующие качества:
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Забота о воспитании детей, согласие в семье
5. Нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
6. Каждый за всех, все за одного.
7. Человек человеку друг, товарищ и брат.
8. Честность, простота и скромность .
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Непримиримость к национальной и расовой неприязни,
11. Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран.
Если под детьми понимать  новых адептов и мирян,  под семьёй обитель и заменить слово коммунизм на христианство, то вполне  себе киновия – христианское общежитие.
Точно так же как  у советских граждан СССР у первых монахов  не было собственности,  он не имели права выходить за границу монастыря, они  должны были подчиняться вышестоящему и подвергались наказаниям за ослушание, преданность  старцам и  вера в идею Христа, очень напоминает нашу советскую действительность,  в которой старцы из политбюро являли  абсолютную истину народу. Съезды партии были похожи на  церковные соборы.  Все было общее. Все обязаны были совершать  коллективные ритуалы.  А во главе стояла партия –  по сути религиозный орден. Со своими 12 – ю заповедями.
Монахи Пахмия жили как настоящие колхозники, дважды в год все должны были собираться в главном монастыре, туда же свозились  все наработанное добро.  Главный казначей распределял его между отдельными монастырями сообразно их нуждам, а  излишек  он отправлял на продажу в соседние селения. Так монастыри Пахомия становились частью экономики страны, а желание монахов  удалиться от мира превращалось в растущие с миром связи. Аскеты, которые раньше бежали и прятались от людей, теперь строили для них гостиницы при монастырях и звали в гости.  Но труд все таки, не являлся самоцелью иначе  монастыри быстро бы выродились в банальные артели. Труд  был видом служения Христу и должен был сопровождаться молитвами и молчанием. Состарившийся Пахомий как и Осирис был строг с мертвыми.  Однажды отец основатель шел посетить один из своих монастырей и встретил  общинников несущих на  кладбище  умершего брата, с обычными, по уставу церкви, песнопениями. Старец тоже помолился, но кончив молитву, велел прекратить пение, сжечь одежды умершего и  зарыть его без всякой церемонии. Усопший  был из числа нерадивых работников. 
Патриарх не любил крайностей.  Слишком усердных монахов Пахомий останавливал от опасности тщеславия и гордыни.  Заметив как один брат, перенапрягается в молитве и посте посоветовал ему: « ходи на трапезу вместе с другими, когда дадут знак к столу. И за столом не отвергай, что предложено будет вареного, и хлеб вкуси четыре или пять раз, чтобы избежать тщеславия. Сверх того даю тебе заповедь: не совершать наедине долгих молитв; доволен будь тою молитвою, какую совершаешь вместе с другими, в общем собрании, до тех пор, пока победишь духа тщеславия, который опутывает тебя сетями своими во всем, что ты ни делаешь."  Но парень продолжал биться за чемпионство в молитвословии.  Однажды старец послал брата Федора, что бы тот оторвал его от молитвы.  На всю обитель  разразилась брань, а Федор вернулся назад побитый.
Что бы ограничить число молитв Пахомий  ввел  четки. Четками тогда активно пользовались  индуисты и буддисты Афганистана и Индии, а зороастрийцы молились держа в ладонях перед  собой ритуальный веревочный пояс – кушти, концы которого вращали определенное количество раз. Этот пояс они были обязаны носить  всю жизнь. Кстати от персидского слова кушти произошло и старорусское кушак – полотняная опояска.  Позднее в Османской империи христиане дабы отличаться от правоверных мусульман тоже должны были всю жизнь носить  веревочный пояс - зуннар.
Пахомий как  настоящий воин  вручил своим последователям оружие, вместо обычного римского меча он дал им меч духовный - вервицу ( первоначальный вариант четок) - обычную веревку с плотно навязанными на нее узлами, что бы точно определять количество произнесенных молитвенных формул.  Это важное введение. Если в  лаврах Антония монах был предоставлен сам себе, и ему не надо было думать о количестве молитв и вообще заботиться о времени. То в общинах Пахомия был общий  режим, на молитву отводилось специальное время, за которое нужно было сделать  установленное число повторений.   Монаху при постриге четки стали вручаться как копьё новобранцу.  Вервица сохранилась  в русском старообрядчестве  под именем «лестовка», что значит лестница на небеса, она имеет 109 ступенек – узелков.
Строгий  Пахаомий  был очень тактичным человеком. Однажды Пахомий пришел в  скит, где делали рогожи и тоже сел  плести. Мальчик из числа,  «сыновей полка»   с детскою простотою  сказал ему, что он не правильно делает. Пахомий встал и сказал ему: „покажи, как это надо делать." — Мальчик показал, и старец сел опять на свое место и начал работать, как тот ему показал.
После работы он имел обыкновение каждый вечер вести беседу  с братьями. Однажды он велел говорить вместо себя  молодому насельнику Феодору. Когда начал он говорить, некоторые «старослужащие» оставили собрание и удалились в свои кельи Пахомий ничего не сказал, но после беседы пошел к тем старцам и спросил их почему они ушли во время духовной беседы. Старцы сказали, что «призывник» не может наставлять «уже практически «дембелей» в их понимании.  В ответ Пахомий напомнил  старцам о Христе, который будучи Богом снизошел до самых  униженных  посрамив старцев  за их гордость.
Пахомий обладал даром прозрения сокровенных мыслей, даром видений, властью над духами, силою исцелять всякие болезни. Умер он в 348 году в 57 лет от какого то заразного заболевания, за два года до смерти  Антония Великого. ,
Интересно, что память этого святого католики отмечают  9 мая (воин все таки).