Хождение за семь рек

Шестаков Юрий Николаевич
Путевые заметки 1997 года.

Замечательно я провел свой отпуск, правда! Заработав за год деньжат, я от души потратил их на семейное турне по своей родной, как сказал бы раньше, стране. И хотя главной целью поездки были международные мероприятия по Сахаджа-Йоге, накопилось столько впечатлений, что не поделиться ими просто было невозможно. Из семи рек, за которыми пришлось побывать, лишь Урал мне не довелось увидеть, т.к. по пути в оба конца мы пересекали его ночью. Впрочем, обо всем по порядку…

                Едем через Ташкент

Путь этот представлялся нам довольно радужным, поскольку мы свободно купили билеты. В назначенный день, 2 августа прибыли на Северный вокзал столицы Узбекистана. Заполнили декларации и не спеша пошли на посадку. И тут нам заявили, что мы ни доллара вывезти не можем, т.к. надо иметь декларацию на ввоз валюты. А это, мол, делается в Черняевке. Указы соблюдать надо, понятное дело, для чего-то же их президенты подписывают. Но за 10 минут до отправления все 30 членов группы одним махом написали «липовые» декларации и помчались на перрон. И те же «принципиальные» таможенники пропустили нас без всякого досмотра.
Когда мы уже были в пути, бывалые соседи-торговцы, сказали, что за два часа до посадки можно было пройти к поездам хоть с бомбой.

                «Торпеду» - в каждый российский дом!
 
Едва отдышавшись, мы уже пребыли в чудесным настроении. А вокруг разыгрывались настоящая драма. Какие декорации! Забитые арбузами и дынями, баулами и ящиками полки, холодильники, отсеки, ниши. И заставленные сумками проходы. А каковы актеры! Хозяева этого нехитрого товара сидели, а ночами и спали на краю своих полок. Потому что их законное место занимал вожделенный груз. Сколько жизни было в этих расторопных арысских и туркестанских торгашах, когда поезд стоял там 15 минут. Местные умудрились закидать в окна вагонов столько же дынь, сколько узбеки могли разместить за час стоянки в Ташкенте. По словам все тех же «бывалых», уже после Оренбурга можно начинать выгодно сбывать бахчевые «торпеды». Так именуют нас превосходный сорт дынь. Оставалось самое простое – добраться до России, Надеясь на прочность рессор. Наблюдая эту суматоху с погрузкой, я удивлялся тому, что никто даже не думал об опасности нашего рейса. Милиционер-транспортник, изъяв у проводников два арбуза вместо штрафа, махнул на перегруз рукой. Та кже махали рукой на это и гаитяне, затопившие недавно лишним грузом себя на пароме. Так же пренебрегали техникой безопасности на поезде Бишкек-Москва, где не так давно сгорело два вагона. «Помогли» огню расставленные в неположенных местах банки с краской и лаком.
Это нормально, что люди сами ищут способы зарабатывать деньги. Но не имея нормальных условий для своего бизнеса, челночники сами выматываются и другим покоя не дают. И при этом систематически создают угрозу безопасности движения на железной дороге. Но только ли они виноваты в этом? А ведь вместо взяток должностным лицам, они могли бы давать хорошие налоги…
А дыни и впрямь раскупали в России охотно. Их там ждали.

                А я иду, шагаю по Москве…

Москва встретила нас прекрасной погодой и приятной чистотой улиц. Шел последний месяц приготовлений к празднованию 850-летнего юбилея города. Чистота на улицах поддерживается не только дворником и машинами, но и самими москвичами, которые бросают мусор в урны, ни в коем случае – мимо. Урны есть всюду. Обновляются постепенно фасады зданий. Заметно преобразился Казанский вокзал. Давно не редкостью стали в Москве роскошные офисы, шикарные гостиницы, богатые торговые дома. И какой же гость Москвы не пробежит по местным магазинам. Мы не стали исключением из правил, но об одном из магазинов стоит рассказать особо. На ул. Б.Якиманка находится торговый салон «Искусство». Попав туда, мы словно очутились в волшебной стране мастеров. Подолгу наслаждаясь видом прекрасных шкатулок из красного дерева и часами из аметиста, мы, не скрывая восхищения, любовались тонкой отделкой рукоятки дагестанских сабель и мавританских кинжалов. Глядя на хрустальных зверюшек, мы радовались, как дети, подолгу задерживались изящных индийских ваз из латуни. Чего там только нет! Лаковые миниатюры палехской школы и ростовская финифть, литера и хохломская роспись на супницах. Уральские самоцветы и фигурки из кости и бронзы, детские игрушки из монументальные полотна – все это великолепие по-настоящему создавало радостную атмосферу праздника искусства. И на этом фоне в наших воспоминаниях шымкентский магазин «Искусство», что находится в торце девятиэтажки, что на пр. Тауке хана, казался бедным родственником. А жаль, мастеров-то умелых и у нас ведь немало.
Бросилось в глаза то, что для любителей чтения, музыки, кино  в Москве – полное раздолье. Разнообразен детский репертуар, можно купить любые песни, мультики, книжки. На лицензионных кассетах есть все фильмы. Буквально, невольно задаешься вопросом: почему же тогда в Шымкент привозят самое худшее, самое «чернушное», будь то газеты, журналы или видеопродукция. Торговцы говорят, что они ориентируются на вкус и запросы нашего потребителя. Правда что ли, земляки?

                «Саржайлау» под сводами «Крылатского» 
 
Московский праздник сахаджа-йогов, собравший на знаменитом велотреке более пяти тысяч людей, удался на славу. Научные и медицинские конференции, деловые встречи и музыкальные вечера, совместные занятия и просто дружеские беседы – программа затягивалась далеко за полночь каждый день. Приехавшие с американского тура Шри Матаджи рассказывали, что в этом году на публичных программах в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе собирались многотысячные аудитории. Интересно, что все расходы на организацию поездки взял на себя внук знаменитого Нобеля. Он весьма заинтересовался практикой Сахаджи-Йоги. Встречаясь с ним, Шри Матаджи сказала, что если человек не имеет мира внутри себя, то все, что он внешне делает для укрепления мира, малоэффективно. Нобель отметил важность этого аспекта и необходимость учитывать его при определении будущих кандидатов на премии мира.
В яркий хоровод красок, веселья, пышных народных костюмов и плясок вылился музыкальный вечер 7 августа. Театрализованная «Русская свадьба», поставленная сахаджа-йогами Москвы, не оставила никого равнодушным. Хоровые песни питерцев сменялись чудными переливами колокольчиков – это от души старались киевские дети-музыканты. И вдруг, совершенно неожиданно для присутствующих, в зал полетели завораживающие звуки песни «Саржайлау». Это пели йоги из Шымкента и Тараза. И тут же, на одном дыхании волшебный танец под музыку песни «Бір келіншек». Раушан из Тараза вплела в кружево своего танца столько любви, мягкости и выразительности, что наслаждению, казалось, не будет предела…
… Но пора было ехать дальше, Российско – Уральский тур Шри Матаджи продолжался, и мы отправились в город на Неве.

                Петербуржцы – добрые и простые люди
 
Мы сидим с друзьями на берегу Невы и беззаботно булькаем ногами по воде. Она совсем не холодная. На том берегу, у бастиона Петропавловской крепости полно народу на песчаном пляже. Во многих местах – то с моста, то с набережной рыбаки удят рыбу. В этот воскресный день петербуржцы, кажется, все вышли на прогулку. На дворцовой площади много туристов. Кто катается на старинных каретах с кучером, кто фотографируется на фоне Зимнего, а кто просто сидит в теньке у фонтана, перед самым Эрмитажем. Молодежь катается на роликовых коньках. Малые катера и «трамвайчики» катают всех желающих по Неве и притокам.
Северная столица начала подготовку к предстоящему юбилею – 2003 году Питеру исполняется 300 лет. Во многих местах идут строительные, отделочные работы. Мастера меняют фасады, бережно сохраняя их прежний архитектурный стиль. Вовсю ремонтируют дорожное покрытие возле Исаакиевского собора и Эрмитажа, здесь уставлены «лесами» башня и шпиль Адмиралтейства.Однако на окраинах дворы многоэтажек зачастую напоминают настоящие трущобы.
В Санкт-Петербурге, как и в Москве, очень много импортных товаров, но вот по части продуктов питания местные производители на сдают позиций. Широкий выбор молочных, мясных, кондитерских и хлебобулочных изделий. Кормить, однако, здесь не умеют. Нигде не встретишь закусочной или столовой, где можно нормально поесть. А в заведение с вывеской «Кафе» мы заглянули лишь раз, но, увидев надпись в меню: «чай» - 4000 руб.», больше в них не заходили. Питались мороженым, которого здесь широчайший ассортимент, да сосиской в булочке. Впрочем, это не омрачило наших впечатлений. Побывали мы на интереснейшей научной конференции «Мораль, здоровье, мир», созванный Петровской академией наук. Выдающийся российский хирург, профессор Углов выступил на конференции, подняв проблему алкоголизма среди женщин. Тревога известного врача за будущее страны, желание оградить наших матерей, сестер, жен от этой пагубной страсти понятны были и нам. Ведь не секрет, что и в восточные страны, славившиеся целомудрием женщин, идет эта напасть. И надо что-то делать в плане просвещения, воспитания, культуры, чтобы остановить вполне реальную деградацию всего народа. Запомнилась по-домашнему простая, задушевная программа самореализации, на которую пришло около 2 тысяч людей. Такое большое количество искателей истины говорит о том, что духовный потенциал России по-настоящему велик. И мы искренне радовались этому, глядя на переполненные трибуны Дворца спорта «Юбилейный». Одним словом, Петербург – 97 остался в памяти открытым, хотя и по-северному сдержанным. Тут по прежнему живут добрые, сильные духом, простые люди.

                Запрошуемо у Киів

Скажите, какая поездка может обойтись без подарков? В дороге что-нибудь да купишь. Но то, что предлагали купить на белорусской станции Жлобин, что по пути в Киев, нас удивило. Испытывая те же экономические трудности, местные жители ищут необычные способы их преодоления. Здесь не бродят толпы перепродающих «Фанту», «Колу», пиво. Весь перрон украшен разноцветными игрушками. Умельцы покупают искусственный мех, фурнитуру и создают таких чудесных собачек, слоников, мартышек, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Не раздумывая, я купил несколько недорогих, надо сказать, игрушек на радость дочке и племяшам. Наш поезд пересек Днепр по огромному мосту. Зрелище незабываемое: высокие, укрытые густой листвой каштанов холмы и белые с золотыми куполами церкви и монастыри. Громадные многоэтажки правобережья и богатый архитектурный стиль старого Киева. И над всем городом возвышается величественная статуя «Родина-мать». В руках защитницы – надежный щит и крепкий меч. В ее облике столько мужественности и силы, что любой почувствует себя увереннее и спокойнее, если побывает у ее подножия. Есть там какая-то неизъяснимая сила.
«… Обережно, двери зачиняются! Наступня станція – Хрешчатик!» Это мы уже в стольном граде Киеве. Прекрасная августовская пора, всюду раскинулись каштановые парки и украшенные ярко-оранжевыми бусами рябиновые аллеи. Сразу бросается в глаза, что киевляне очень любят цветы – клумбы и на площадях, и в парках, и во дворах домов. И сами горожане, словно под воздействием успокаивающей зелени и красивых цветов, мягки и приветливы. Удивительно, что в многомиллионной столице Украины не чувствуется толкучки на улицах, столпотворения в общественном транспорте, в магазинах. Украина уже год как ввела новую денежную единицу – гривну. Средний киевлянин получает зарплату 100-200 гривен ( за 30 гривен дают 100 тыс.российских рублей) Здесь также существует проблема с задержкой зарплат. Многие выходят к станциям метро и поездов приторговывать. Кто свои вещи выносит, кто перепродает купленные в магазине хлеб, творог, сметану. Большая удача для последних, если удастся выручить 5-6 гривен. Вообще прожиточный уровень жизни на Украине достаточно невысок. Об этом можно судить хотя бы по тому, что украинские рабочие, приезжающие на заработки в Москву, готовы получать в 2 раза меньше, чем московские строители. И украинцам вполне хватает этих денег, чтобы у себя нормально жить. Нигде я не почувствовал национализма. Люди, уже привыкшие к самостоятельности, не сожалеют больше о распаде СССР. Но и возникшие проблемы их не смущают. Как и в других бывших республиках, украинцы привыкают к роли хозяев своей страны.

                Шангауз по-прикарпатски

Я сам недавно узнал об этом интересном казахском народном губном инструменте, хотя, конечно же, не раз слышал его то гулкие, то звонкие переливистые звуки. И каково же было мое удивление, когда выступавшие на программе в Киеве сахаджа-йоги из Ивано-Франковска играли на похожем инструменте. Там он называется дремба. Под звуки дрембы программа на стадионе ЦСКА прошла на одном дыхании. Шри Матаджи всегда с особой теплотой отзывается о россиянах и украинцах. «Духовность у вас в крови, вы не можете без этого. Вы очень древняя культура и ваши предки знали все об энергии Кундалини», - сказала она в своем обращении. Оказывается, проведенные недавно раскопки под Киевом удивили даже специалистов. На глиняных изделиях, сохранившихся с глубокой древности, были изображения Кундалини. То, что всегда считалось исключительно знанием индийских йогов, было известно предкам сегодняшних славянских народов. А рисунки свастики на тех же найденных сосудах говорят о том, что древние арийцы, ушедшие частью в Индию, жили где-то в этих местах. А также индийские святые приходили не раз к берегам Днепра. Об этом говорилось даже в индийских писаниях.
Вот так же, как и те древние паломники, пришли мы к великому Днепру. Вблизи он выглядит невозмутимым, спокойным. Изредка пролетит чайка или приводнится уточка, а затем, мерно покачиваясь на волнах, чистит перышки. Она, видимо, сегодня не отважилась лететь до середины Днепра, ей неплохо и на этом берегу. Нам тоже, ведь отпуск благоприятно продолжается, а билет на поезд только завтра…

                Хорошеет древняя Казань

Сахаджа-Йоги после окончания российско – украинского тура разъехались по своим городам и странам, а я поехал в гости к родственникам в Татарию. В те дни Казань готовилась принимать делегатов II Всемирного конгресса татар. Столица к этому событию приукрасилась. Восстановлен обветшавший, переживший недавно пожар железнодорожный вокзал. И теперь приезжающих встречает старинное, красного кирпича здание, сохранившее свой первозданный облик. А рядом построено и новое, отделанное мрамором здание.
Несмотря на недолгое пребывание в Казани, успел заметить, что новостройки здесь идут довольно интенсивно. Преобразилось центральная улица города имени Баумана. Теперь ее сделали пешеходной, как Арбат в Москве. Шикарные здания банков и офисов, обновленные кинотеатры, музеи и библиотеки, уютные кафе и магазины, старинный драмтеатр Качалова и Никольский собор – все преобразилось, посвежело. Вечерами, при свете фонарей, установленных вдоль всей улицы, очень красив новый фонтан, в центре которого восседает Водяная.
В столице много старых, порой дореволюционных зданий, пришедших в негодность, устарела также система транспортных магистралей. Она не справляется уже с увеличившимся потоком машин. Здесь строится метро – седьмое по счету в России. Конец августа выдался праздничным для татарстанцев. Помимо столетнего юбилея вокзала и проведения конгресса, отмечалась годовщина принятия Декларации о суверенитете. Выставки – ярмарки народно – прикладных промыслов, увлекательные автогонки, в которых участвовали даже министры и главы районов, спортивные зрелища, спектакли, концерты – было из чего выбрать. Жаль вот только, что на следующее утро Казань проснулась захламленной.

                Вятские картинки 

Попадая после столичной атмосферы в райцентр Мамадыш, основанный еще в 1391 году, в живописное место на берегу Вятки, сразу чувствуешь, что здесь идет иная жизнь. Размеренная, бесшумная. На селе особо ощущается расслоение общества. Одни живут обеспеченно, другие бедно. В числе первых – начальство и особо приближенные к нему. Те, кто «крутится», пашет, как пчелка, в своем хозяйстве и не пьет горькую, живут тоже неплохо. Но вот беда – пьют многие. Этой слабостью мужиков пользуются все, кто может. За пузырек тебе и мешок зерна притащат, и дров достанут, и корма с фермы утянут, и последний инструмент из дома вынесут.
Проблемы в городе те же, что у нас. Закрываются выкупленные кем-то садики, задерживается зарплата, сокращаются штаты на предприятиях. Бесплатно пока лечение и обучение в школах, но и здесь «процесс пошел». Уже надо нести с собой одежду, посуду в больницу, а в школах масса побочных сборов с родителей. У нас тоже с этого начиналось.
В Татарии сильны еще отголоски, командно – административной системы с ее показухой, боязнью перед начальствующими чинами. Про одного мамадышского босса вышла в республиканской газете разоблачительная статья. Так в тот же день ранним утром отправили в Казань два грузовика и скупили из типографии весь тираж газеты и уничтожили! Когда же вышла по республиканскому ТВ передача о незаконных накоплениях начальника одной из городских служб, открыли дело, поставили вопрос о снятии депутатской неприкосновенности. Вздохнул было Мамадыш в надежде на справедливость, но через три дня вышла скромная заметка, что, дескать, наплел на порядочного человека, дело замяли. И город скис, потеряв веру в правду. Кому ее здесь защищать, ведь ничего не изменилось в этих краях со времен Салтыкова – Щедрина, который описывал Мамадыш как образчик «чингородка» с массой полицейских участков. И в отношении с властями местный люд ведет себя покорнейше. Что бы те ни затеяли – ни слова против. Даже в местной газете одни лозунги и рапорты. Например, решили сделать горожанам подарок к 22 июня. Купили за большие деньги из бюджета списанный танк и водрузили его на постамент в центре мемориальной площадки. Мамадыщцы недоумевают, обижаются, но возражать не смеют. Дареному коню в зубы смотреть, не принято ведь.
О том, что Татарию до недавнего времени называли последним оплотом коммунизма, напоминает и такой факт. Здесь до сих пор пытаются заботиться о некоторых категориях граждан. Многодетным и малоимущим стабильно и в срок выдают чеки на продовольствие и промтовары. Но и здесь своя закавыка. Если вы на базаре за наличные купите, допустим, килограмм масла за 18 тыс. р. , то в магазине, где принимают чеки, - за 23 тыс.р. Или организация выделяет работникам пособие чеками на хлеб. А в городе всего один магазин берет эти чеки. Вот и все заботы. А приезжающие в гости начальники из Казани лишь дружески хлопают мамадыщца по плечу: потерпи, мол, скоро встанем на ноги. И он терпит: собрав в этом году прекрасный урожай хлеба, заготовив вдоволь кормов на зиму, строя несмотря ни на что новые дома. Еще народ татарский поет задушевные песни. Живут, словом, люди, надеясь в глубине души на появление света в конце туннеля.

                На деревню к теще   
   
Ну а мой путь лежит еще дальше от цивилизации, в небольшую, но древнюю деревню, что лежала еще на пути знаменитого Екатерининского тракта. Вымощенную вручную дорогу давно закрыл асфальт, но в самой деревне до сих пор рытвины и ухабы. Но больше обращаешь внимание на аккуратные избы с резными наличниками окон. На каждом подоконнике стоят простенькие, но милые цветы в горшочках. Когда идешь по воду на родник, над которым заботливые сельчане выстроили избушку, видишь вокруг безмятежное великолепие природы. В конце 60-х все близлежащие холмы были усажены сосенками. Сейчас в густой огромной посадке уже свой мир, заполненный щебетом птиц, благоуханием трав и ароматом хвои, богатством грибов и душистой лесной ягоды. Невольно проникаешься уважением к поколению наших отцов и дедов, сохранивших для нас эту красоту. Сможем ли мы своим детям оставить хоть что-то, или все продадим, вырубим, с нашими-то нынешними устремлениями? Кстати, за счет стариков держатся сейчас на плаву многие городские семьи, поскольку пенсионерам в России стали вовремя давать пенсию. Да и на деревенском подворье всегда есть чем поделиться с детьми. Семьями ездят в села сажать картошку, помогают косить сено, а домой везут овощи, мясо, сметану.
Живут в Старом Кумазане только татары-мусульмане, Во времена Ивана Грозного жители этих мест смогли избежать христианизации, что является предметом гордости кумазанцев. Есть тут своя мечеть. Люди охотно ходят туда, хотя часто недовольны поведением муллы и его жены. Ферма работает с трудом, но за свои места доярки держатся крепко, ферма их кормит.
Во все окрестные деревни тянут газопровод. Подключенные дома вместе со счетчиками, газплитой обошлись хозяевам в 3 млн.р. Вскоре голубое топливо заменит испытанные временем и ставшие родными печки. А у нас идет обратный процесс. Правда, и здесь не обходится без показухи, влетающей государству в копеечку. Газ бы и сейчас можно пустить, но День Конституции еще не подоспел. Вот и выпускают его в воздух газовики – монтеры.
Но как ни приятны были эти две недели, безмятежной отпускной жизни в деревне с ее экологически здоровой пищей, несложным, в радость для меня трудом и частыми вылазками в лес, все же пришла пора ехать домой.

             Вместе весело шагать
 
Вот и закончилось хождение за семь рек. Безграничная ширь казахских степей и учащенный ритм московской жизни, северный бриз Балтики и добродушный нрав киевлян, развеселые татарские песни и шум полноводной Камы. Все это по-прежнему для нас такое близкое, свое, несмотря на возведение границ и таможен. И люди все те же, и уклад жизни, и понятия совсем не изменились. За столько лет единства мы создали целые отрасли, транспортные магистрали, энергетические системы, из-за разрыва которых испытывают трудности все. Всюду живут и работают прекрасно обученные специалисты одной школы, не самой худшей в мире. Везде есть родственники и друзья, бывшие коллеги и сослуживцы. Нам не бежать надо из страны в страну в поисках лучшей доли а сотрудничать и всем вместе подниматься. И поэтому радуешься каждому шагу сближения наших стран. Простые люди помнят и знают нас, казахстанцев, всегда рады помочь и готовы вместе решать проблемы. А без добрых душевных качеств, мудрости, сострадания, культуры, искренности свойственной всем нашим народам, не может жить счастливо ни одна нация, ни одна страна.
Вот и родной вокзал. Здравствуй, Шымкент!