Поэтблог. Стихи о любви в чем подвох и как писать

Анастасия Сергеевна Бубнова
Почему о любви писать стихи просто и сложно одновременно?
Любовная тематика близка всем и каждому, поэтому приятие стиха фактически неизбежно (особенно женской аудиторией): лайки, репосты, емкие комментарии «жизненно» и «красиво». 95% процентов аудитории будет рукоплескать, хоть и забудет ваши строки в очень скором времени. А что оставшиеся 5%? Это взыскательные натуры, «испорченные» классической литературой, обладающие требовательным художественным вкусом читатели/слушатели. Им будет скучно и все понятно.

Дело в том, что насколько понятна и близка любовная лирика, настолько она… банальна. Закон простых чисел: чем больше написано стихов (хороших и плохих) на тему любви, тем сложнее в ней не повториться и, что самое позорное, тем легче написать банальщину (а поэзия банальности не прощает).

Многие воскликнут: «Ну как же так? Подобные стихи пишутся от души, от сердца, искренне». Да, и что? Все пишут от себя, от своего, так сказать, нутра. Это не редкость и не заслуга. Главное – понять, для чего написаны стихотворные строки. Если это просто выплеск эмоций, чувств здесь и сейчас из-за какой-то жизненной ситуации, то почему нет: пишите, как чувствуете, без сравнения и опасения быть банальным. Ведь вы пишите для СЕБЯ. Но если вы пишите для ПОЭЗИИ (для искусства, для публикации, для конкурса…), то «отсебятины» недостаточно. Да, писать под влиянием страстей, пика чувств, под вдохновением можно, это хорошо, это часть творчества, это база для будущего произведения. Но что плохого, чтобы потом, когда строки (и вы) «остынут», включить ум (начитанный, пытливый, способный наполнить стих деталями из прошлого или воображаемого, внимательный к деталям, хранящий знания о теории стихосложения ;), готовый дать огранку возможному бриллианту)? НИЧЕГО плохого, только хорошее! Используйте любую возможность улучшить стих, а значит, улучшить себя, как автора.

Но вернемся к теме любви. Решено. Вы хотите написать о любви, у вас такое настроение, есть личная драма, накопленные чувства. Отлично. Выплесните их, как нашло на вас здесь и сейчас, без редактуры и критики. Выдохните. Отложите. На день, два, насколько вас хватит ;) И вернитесь. Прочтите стих близкому человеку (а лучше пусть он прочтет вслух, а там, где он запнется, есть повод внести правки). Попробуйте посмотреть на строки не как автор, а как читатель: «Впечатлило бы оно вас, не знай вы подноготной, а только читая строки? Захотели бы выучить это стихотворение, чтобы где-то при удобном случае процитировать?» (кстати, эта методика работы со стихом хороша вне зависимости от темы). Если вы достаточно требовательны к себе, если вы чутко понимаете, почему классическая литература стала классической, то вы точно решите добавить в свой стих что-то, что точно позволит ему быть самодостаточным, небанальным.

Пусть тема «заезжена» - подумайте над подачей. Возможно, вы подадите строки в нетривиальном ритме, чередовании стихотворных размеров, а может, поэкспериментируете с рифмовкой. А может, вас осенит мысль – поработать над композицией стиха (сделать ее кольцевой или оставить открытый финал или даже дать 2 альтернативных финала). А может, вы создадите интригу, которая раскроется только в финальной строке…
Может, у вас будет простая форма, но: вы удивите образами, сравнениями, которые не где-то слышали, а придумали сами и кода-то где-то записали, чтобы не забыть. Не ленитесь копить такие «вещи»: фразы, внезапные, даже дикие сравнения, начальные строки. Главное – не бойтесь пробовать, рисковать быть непонятыми, не создавайте себе рамок.

Дорабатывая таким образом «умом» стих, вы при всем желании не сделаете его неискренним, не выстраданным или не вашим. Он – ваш, потому что в его создании участвовало все ваше существо: душа и ум.

Поймите, поэзия – это не просто сиюминутный порыв, это не тошнота (что вышло – то вышло), это труд: труд выразить свое Я, в согласии ума и сердца, сочетании содержания и формы. Не стыдно редактировать стих. Стыдно бросить его сырым, недоделанным, заведомо неотшлифованным, оставить, как есть, зная, что он мог быть лучше, ярче, сильнее, а значит, дольше бы остался в сердцах.

Хотите писать о любви? Пишите! Но помните, для хорошего любовного стиха заведомо высокая планка!