Поэтблог. Удиви меня!

Анастасия Сергеевна Бубнова
Каждый из нас (тех, кто пишет и читает) находится одновременно по разные стороны баррикад. Когда читаем, мы – аудитория, когда пишем – авторы. И находясь то в одной ипостаси, то в другой… предъявляем разные требования к стихам (как правило).
Поясню на собственном примере (полагаю, он не является уникальным и может сойти за среднестатистический).
Когда я – читатель/слушатель чужих стихов, то многое… утомляет. Эту мысль я уже слышала, та рифма похожа на двухнедельную жвачку, а вот тут ход мыслей и посыл понятен с первых строк, к чему тогда столько строф… Если вы, как и я, много читаете стихов (и классическую, и современную поэзию), то, наверняка, вас трудно удивить. А очень хочется удивления. Иначе все стихи воспринимаются, как «повторение задов» у фонвизинского недоросля, становится невыносимо скучно, грустно, а душа жаждет открытия: «О, какое интересное сравнение!», «Ух, вот это мысль, никогда бы до этого не додумалась!», «Вот это ритм, аж дух захватывает!», «Кажется, русский язык у автора в рабстве…» и т.п. Ну хочется удивляться!
Когда я – автор, то все, что я чувствую, создаю, пишу, это мое личное открытие, мой добытый опытом и внутренним миром посыл, вывод. Для меня это важно, потому что, грубо говоря, я сама до этого дошла. И пусть это очередная «америка» или стопятсотый велосипед – для меня это эврика! А если читатель намекает (или заявляет), что ему скучно это читать, что все мои переживания – банальная банальность из семейства банальных банальностей, мне обидно. Какого черта? Мои стихи, моя поэзия, моя зарифмованная душа – это вам не клоунское представление, не шоу-биз, не развлечение на секунду! Я пишу, не чтобы удивлять, забавлять аудиторию, не чтобы заигрывать с читателями/слушателями, борясь за лайки и комменты. Мои стихи – исповедь, та, которая по своей сути не может подстраиваться… Но когда эмоции затихают, я пытаюсь понять читателя, вспоминая свои требования к чужим стихам. Читателю скучно, он пройдет мимо или, дай бог, прочитает по диагонали стих (или хотя бы первую и последние строки). А все, что мне хотелось сказать, фактически останется висеть в воздухе, ни к чему, ни о чем, ни для кого. Но ведь мне-автору хочется быть услышанной, понятой, задевшей, в идеале.
Виноват ли читатель, что ему хочется чего-то особенного? Конечно, нет. В какой-то степени благодаря взыскательным читателям, мы можем расти, стараясь писать лучше, копая и находя в себе что-то за первыми слоями, не позволяя успокаиваться, срифмовав «тебя-любя».
Виноват ли автор, что он пишет, не прогибаясь? Тоже нет. Он боится в погоне за улучшениями, диктуемыми со стороны, потерять себя, свою индивидуальность, перестать писать то, что важно, начать удивлять аудиторию, как она того ждет («ожидаемое удивление» - интересная формулировка), становясь рабом одобрения…
Как найти баланс?
Или не находить вовсе, в итоге, противопоставляя себя аудитории, которая, как бы мы ни отрицали, нужна нам и нашему творчеству (иначе бы мы бы не публиковали стихи, не участвовали в конкурсах, не издавались в сборниках)?
Непростые вопросы. И ответа однозначного и универсального, наверное, нет… Во всяком случае, я пока его не нашла.
А вы?