Дух воскресения

Александр Азовский
 «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас».
 «Кто будет обвинять избранных Божьих?  Бог оправдывает их. Кто осуждает?  Христос умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:11, 33 и 34).

 В праздничные пасхальные дни небеса соединяются с земными воинствами для того, чтобы прославить Иисуса Христа, воскресшего из мертвых. Когда Спаситель воскрес, то Он, встречая Своих учеников и учениц, говорил им: «Радуйтесь!», или «Мир вам». Радуйтесь, потому что Я воскрес!
 Здесь говорится о том, что воскресение Христово – это пролог к нашему воскресению, при условии, если Дух Божий живёт в нас. И ещё здесь сказано, что Иисус Христос ходатайствует за нас и оправдывает нас. Это очень важная миссия Иисуса Христа воскресшего. И как жаль, что не всегда переполняются молитвенные дома верующими, которые соразделяют эту радость по поводу воскресения Иисуса Христа из мёртвых. И мы становимся как бы только «воскресными» христианами.

 Как-то я ехал в церковь в маршрутке, она была полупустая. А бывает в будние дни автобусы переполнены. Мы знаем, что церковь похожа на поезд, который движется к конечной станции нашей жизни. И бывает, что этот поезд наполнен, а бывает – полупустой. На определённых узловых станциях происходит пополнение пассажиров. Точно так же и верующие наполняют храмы в те дни, когда празднуют Рождество Христово, Пасху, Троицу. А в прочие дни, которые считаются будничными, они занимаются своими заботами и своей суетой. Точно так же, как и светские государственные лидеры и политики, когда идёт предвыборная кампания, устремляются в церковь, свечки держат в руках, а как только всё заканчивается, они занимаются своей суетой и забывают о Боге. Но не должно быть так.

 Не должны мы так относиться к Тому, Кто является  Царём царей и Господом господствующих. Особенно ввиду того, что всем нам предстоит однажды умереть. Смерть – это, по выражению современного мыслителя, как бы «освобождение кроны от корней». Говорят, что люди плавают разными способами, а тонут одним. Точно так же и всем нам предстоит сделать последний шаг в этой жизни для того, чтобы шагнуть в жизнь вечную. Поэтому мы снова и снова размышляем об этой вечной жизни, об этом бессмертии, которое даёт нам Иисус Христос Своим воскресением из мёртвых.
 Многие из нас хотели бы хотя бы на несколько лет продлить свою подчас жалкую жизнь. Но чего стоит эта жизнь, если дальше за горизонтом нет ничего, если всё закончится в мрачной могильной дыре всеобщего разложения? А некоторые из нас пытаются отвергать бессмертие души и загробную жизнь, потому что им не хочется жить дальше и встречаться с Тем, Кто является Судьёй живых и мёртвых.

 Сегодня есть люди, которые преодолевают рефлекс самосохранения, заложенный Богом, как инстинкт жизни, вечной жизни, говорящей о том, что всем нам суждено жить вечно. Только эта вечность будет выглядеть по-разному. Некоторые люди стараются посредством самоубийства уйти  от сложных проблем, выйти из того тупика, в котором они находятся, будучи в депрессии. Но это не выход, а другой тупик. Есть и другие, которые стараются продлить человеческую жизнь посредством различных омолаживающих процедур. И не только косметических и пластических операций.
 В наше время привлекают людей к замораживанию в закиси азота. Им говорят, что если вы заморозитесь, то наступит время уже в 21-м веке, когда наука, медицина преодолеют такие страшные болезни как раковые опухоли, и вот тогда те, которые будут разморожены, получат это лечение и таким образом перехитрят тех, которые этого не сделали. Создают криохранилища, в которых хранят домашних животных и своих близких.

 Первым таким человеком был 73-летний профессор психологии из Лос-Анджелеса Джеймс Бредфорд, умирающий от рака легких. Он заплатил в 1973 году большую сумму, чтобы его заморозили в закиси азота и вернули к жизни, когда сумеют вылечить его болезнь. И с тех пор много богатых клиентов в завещаниях пишут о том, чтобы их заморозили. Но кто-то иронично заметил: «Ну и удивится же этот Бредфорд, когда останется покойником!». Всё это жалкие человеческие попытки. Крионируя тела, люди выпускают из виду, что при этом безвозвратно разрушаются клетки организма, и кислород по замерзшим тканям передвигаться не может. Комментируя подобные усилия, Артур Роу сказал: «Надежда на то, что кого-то можно вернуть к жизни после замораживания, аналогична стремлению получить корову из гамбургера». Но бизнес есть бизнес, даже если он – черный.

 Купить себе за гробом жизнь
 Вовсю стремятся олигархи.
 Наш дух тогда взлетает ввысь,
 Когда затонет тело в прахе.

 А замораживать себя
 Не стоит в закиси азота.
 Христос – Спаситель и Судья,
 Нас воскресить – Его забота.

 Он позаботится о том,
 Кто был до смерти верен Богу,
 А горький и предсмертный стон –
 Пролог к пасхальному восторгу!

 Многих людей озадачивает мысль – неужели за смертью всё прекращается, неужели там конец. Как в книге Иова мы читаем в 14-й главе 14 стих: «Когда умрёт человек, будет ли он опять жить?» Сегодня многие задают этот вопрос. И ответить на этот вопрос пытаются как бы поднятием человеческого достоинства, говоря, что растение не имеет в себе духа жизни. Этот цветок где-то расцвёл, засох, увял и таким образом закончил своё существование. Но человек-то отличается от растения.

 Человек обладает способностью мыслить, любить, накапливать знания, любить всех искренней любовью. Неужели всё это когда-нибудь обрежется безжалостной косой смерти? Это приводит многих людей в уныние. И где-то подсознательно у нас появляется мысль, что этого не может быть, чтобы всё это так трагически закончилось. Люди пытаются себя утешать, что человек не умрёт окончательно. Как говорил величайший поэт Александр Пушкин:

 Нет, весь я не умру.
 Душа в заветной лире
 Мой прах переживёт и тленья убежит…

 Он имел в виду, конечно, что останется живым в памяти людей, в своих литературных произведениях. Люди говорят, что они будут жить в памяти своих детей, внуков. Они считают, что будут жить, пока на земле существует жизнь. Сегодня много на этот счёт всякого рода размышлений. Утверждают, что человек отличается от растений и животных, и поэтому он должен был бы в перспективе жить вечно, но доказательств, они полагают, у нас пока нет. Так вот, дорогие друзья, у писателя Максима Горького есть такое произведение, которое называется «На дне». И вот там, всякие босяки и низменные элементы собираются и рассуждают о смысле жизни. И один из них, Сатин, почему-то с подачи писателя изрёк такую фразу: «Человек – это звучит гордо!»
 Он заявляет: «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!». Если бы он сказал по-другому: «Посмотри вокруг в комнате. Эти предметы создали люди. А если посмотреть в окно, то там и деревья, и люди, и небо, и солнце – это всё далеко не человеком создано».

 И вот он говорит: «Человек – это звучит гордо!» Кто-то перефразировал эту фразу «Человек – это звучит горько», потому, что этот человек морально, нравственно деградирует. Опускается в низменную пучину грехов и пороков. Но, тем не менее, люди стремятся приподняться над всеми этими невзгодами жизни. В них заложен этот инстинкт вечной жизни. И если человек по-настоящему хочет этой вечной жизни, если он искренне ищет вечной жизни и бессмертия, то в этом случае ему следует задуматься, почему, например, бревно лежит неподвижно и ничто не в состоянии его поднять, ничто не в состоянии преодолеть эту силу притяжения. Или - труп лежит неподвижно. А что отличает живого человека от бревна или мертвеца, и даёт ему эту силу подняться? Люди ищут свои объяснения. Они говорят, что у них есть жизнь, как способ существования белковых тел, по выражению Энгельса. И для этого необходимо питание и движение. А если питание и движение заканчивается, то прекращается жизнь. Человек умирает.

 Но Слово Божье говорит нам о чём-то более возвышенном. Если мы действительно хотим дальше жить и дальше двигаться, то мы должны прислушиваться к тому, что написано в Евангелии. А написано, оказывается, что есть особенная энергия, которая обусловливает эту жизнь, которая наполняет всю Вселенную и сердца человеческие. И эта духовная энергия, эта сила обусловлена действием Духа Святого, Духа Божьего. Этот Дух Святой, оказывается, поднял Иисуса Христа из мрачного плена могилы и вывел Его на свет Божий уже с новыми качествами и свойствами. Мы знаем, что если в часах иссякает питание, садится батарейка, то часы останавливаются. Если нет электрического тока, который движется по какому-то проводнику, то там нет соответствующей работы. Точно так же и в духовной жизни: Дух Святой обеспечивает жизнеспособность и работоспособность нашего человеческого духа. И многие люди печалятся  по поводу того, что душа разлучается с телом, но не скорбят по поводу того, что после смерти, первой физической смерти, их душа может разлучиться с Богом. А это называется смертью второй. Бесповоротным разрывом с Богом.
 Слово Божие объясняет нам, что, оказывается, Бог в Духе Святом воскресил из мёртвых Своего Сына Иисуса Христа, и с тех пор есть надежда. Есть перспектива! Есть избыток жизни вечной, дарованной нам через воскресение Иисуса Христа.

 Конечно, и сегодня находятся такие скептики, которые не отвечают «Воистину воскрес!» на слова пасхального приветствия «Христос воскрес!». Это происходит потому, что они угнетены врагом душ человеческих, и злыми духами,  бесами, которые доводят их до состояния нежизнеспособности духовной, до жуткого уныния. Иссякает их энергия.
 А те, которые употребляют алкоголь и другие спиртные напитки – они тоже подвержены этому состоянию. Неудивительно, что они этих бесов иногда даже видят явственно. Как-то жена говорит своему мужу, который явился в нетрезвом состоянии:  «И где это тебя бесы носили?» А он удивляется: «А что, ты их тоже видела?» Вот какое состояние охватывает иногда этих людей. Они явственно видят злых духов, которые оккупировали землю и оккупировали мятежные сердца человеческие.

 Но Христос принёс свободу от этого мрака греха и зла. Дьявол пытается помрачить умы, чтобы для людей не воссиял, как апостол Павел пишет, свет о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Христа, воскресшего из мёртвых и ныне царствующего. Но эти люди живут под властью духовных оккупантов, находясь под греховным игом. И они не хотят выйти к свету истины, к Тому, Который говорит «Я есть путь, и истина и жизнь». Я есть путь для вашего духа, Истина для вашей души и вечная жизнь для вашего тела, которое когда-то воскреснет. И как в мусорной куче есть много металлических опилок и для того, чтобы их поднять – подносится магнит, точно так же и могучее Божье Слово способно воскрешать, может быть даже и рассыпанные пылинки человеческого естества. Недаром поэт Евгений Евтушенко писал:

 Обращаясь к вечному Магниту,
 В час, когда в душе моей ни зги,
 Всякий раз твержу одну молитву:
 «Господи спаси и помоги!».

 Пожалуй, даже самый отъявленный, отпетый безбожник восклицает: «Господи, спаси и сохрани!», когда ему тяжко становится на душе. И тот же Евтушенко утверждает:

 Самоубийство – верить в то, что смертен,
 Какая скука под землёй истлеть.
 Позорней лжи и недостойней сплетен
 Внушать другим, что существует смерть.

 Сегодня некоторые рассуждают подобно дьяволу, который,  обольщая первых людей, в Эдемском саду говорил нашим прародителям: «Не умрёте, неправильно вам сказал Бог. Вкусите и не умрёте». А когда Адам и Ева нарушили заповедь Божью, он сказал: «Умрёте, но не воскреснете». В наши дни часто употребляют подобного рода демагогию, чтобы отвратить людей от Иисуса Христа, Который говорит: «Я есмь воскресение и жизнь, и верующий в Меня не умрёт, но будет жить вечно!»

 Если бы в мире насекомых существовала бы речь, там были бы свои учёные, и писали книги, то мы бы могли спросить у самого маленького насекомого, ползущего по стебельку травы: «Ну, как ты думаешь, дальше жизнь будет? Сможешь ты взлететь над этой землёй?» И представьте себе, что это насекомое нам заявляет: «Да нет, да что вы, ведь наши учёные пишут и говорят, что это физически невозможно с точки зрения  закона всемирного притяжения, да и жизнь закончится, как только закончится моё движение и питание». Ну, а затем наступает момент, когда попадает это насекомое в кокон, на первый взгляд, как бы безжизненный. И, казалось бы, никакой перспективы дальнейшего существования у него нет. Но потом наступает что-то такое, что жизненные силы, которые там где-то были внутри,  начинают пробуждаться, и вспархивает бабочка и вылетает из этого кокона. А насекомое, которое ползало по земле – вдруг   начинает лететь по небу. Сегодня то же самое происходит в нашей жизни.

 Метаморфоза такая происходит сначала в духе, когда мы от мёртвых дел оживаем к упованию на Бога, когда мы преображаемся во Христе Иисусе – тогда духоподъёмная сила поднимает, отрывает нас от земли, и мы начинаем двигаться навстречу вечности. Но придёт время – мы взлетим туда наверх, когда Христос придёт за Своими избранными людьми, то есть – за нами, членами Его церкви святой. И мы благодарны Богу за то, что Господь открывает нам истины через Слово Своё. За то, что Он говорит нам много на страницах Священного Писания о том, что как Христос воскрес, так и мы воскреснем из мёртвых. И кислород надежды насыщает наше сознание.

 Потрясённый, он побрёл обратно –
 Пётр, увидевший, что гроб был пуст.
 Несмотря на стражников Пилата,
 Из темницы вышел Иисус.

 Он воскрес из мёртвых, с тела сбросив
 Облегающее полотно,
 И, покинув гроб, что дал Иосиф,
 Прорубил в бессмертие окно.

 А потом явился с миром сёстрам
 И к двум братьям, шедшим в Эммаус.
 Горе их, что было слишком острым,
 Растопил, как льдину, Иисус.

 Только лишь в воскресшем Иисусе
 Ожидает нас за гробом жизнь.
 Разгоняет тучи горькой грусти,
 Словно луч о воскресенье мысль.

 Пётр не шёл уже – летел на крыльях
 Он навстречу своему кресту
 Если б мы и для себя открыли
 Что за всё обязаны Христу.

 Он готов дать кислород надежды
 Как реанимировал Фому
 И одеть нас в белые одежды
 Если мы доверимся Ему.

 Иисус говорит, что только одно нужно от нас. С нашей стороны – это вера. Рукой веры надо взять свой пропуск в вечную жизнь. Это право на жизнь вечную дано нам во Христе Иисусе Господе нашем. Сегодня Он обеспечивает нам эти право. Только нам нужно понять, что жизнь наша не закончится за гробом. Жизнь наша будет продолжаться и дальше. А для тех, которые не верили во Христа Иисуса, она, увы, будет продолжаться в месте мучения. Но у нас, которые веровали, будет блаженство в том раю, который Иисус Христос перенёс по воскресении Своём на третье небо. Для этого Христос когда-то спустился в преисподние места земли по воскресении Своём. И потом поднял наверх тех, которые там находились, которые уверовали в Него, которые ждали Его пришествия. Или, как об этом провозглашается в Апостольском символе веры: «Чаю воскресения мёртвых и жизни будущего века».

 Он взял их и поднял, и перенёс на третье небо, где побывал апостол Павел духом своим. Мы сегодня наслышаны о «небесах небес». Сколько их там: семь или больше? Но вот до третьего неба в духе был восхищен апостол Павел и слышал там неизреченные слова Божьи. И то, что он говорит нам, он говорит, как истину, которую он получил непосредственно от Иисуса Христа. Когда совершается Причастие, звучат вдохновенные строки из послания Апостола Павла: «Ибо я от Самого Господа принял то, что с Христос мне передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб…» (1Кор. 11:23).
 Точно так же и истину о воскресении из мёртвых апостол Павел лично прочувствовал на себе, когда был в духе на третьем небе. Может быть, это было тогда, когда его в Листре побили до бессознательного состояния и вынесли за город, выбросив как ненужный мусор, почитая его мёртвым. Но там Господь явил ему чрезвычайные откровения Свои. И он рассказал, что он был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные слова Божии (2Кор. 12:2-3). И тот же Апостол Павел пишет нам о величайшей истине воскресения и о той силе, которая обеспечивает это воскресение.

 И если бы мы глубоко эту истину осознали, мы бы подумали о том, есть ли эта сила в нас. Стоит ещё раз вспомнить слова из письма к Римской церкви: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса Христа живёт в вас, то воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим живущим в вас».
 Одно условие должно быть соблюдено – Дух Святой должен жить в нас. И тела наши должны быть храмами Духа Святого. Каждый из нас должен себе задать этот вопрос перед Богом: живёт ли в нас Дух Божий, являемся ли мы храмами Духа Святого?

 Апостол Павел ободряет нас. Ободряет особенно тех, в ком это чувство вины живучее, которые пока не пришли к Иисусу Христу с молитвой покаяния, не сбросили все свои грехи  к подножию креста Иисуса Христа. Их тяготит не только грех, их обременяет чувство вины и ответственности за этот грех, которая, как им представляется, очень велика. А всякий сделанный грех, как известно, вызывает смерть. И вот мы выясняем для себя: только тех оправдывает Бог, которые, будучи избранными Богом, пошли узким и тернистым путём покаяния и послушания Христу как Слову Божьему. Кто будет оправдывать таких избранных Божьих? Бог будет оправдывать! Христос Иисус умер, но и воскрес! Он и одесную Бога и Он ходатайствует за нас. Слава Ему за это!