ВЗОР
Книга вторая
(Продолжение)
Итак, какие же особенности отмечает Дамаскин во взаимоотношениях Ипостасей?
— Единство Бога, так как Бог Сын и Бог Святой Дух возводятся к Богу Отцу.
— Ипостаси сливаются, не сливаясь.
— Они имеют взаимопроникновения без всякого слияния и смешения.
— Они не существуют один вне другого или со стороны своего существа.
— Троица в раздельном нераздельна.
Ясно, великий отец Церкви говорит здесь о “Большой Троице”, не давая даже малейшего повода подумать, что Она внутри себя может делиться на “Троицы Малые” — триады. Почему такого предположения не высказал никто из христианских богословов понять нетрудно: нужно было оберегать истину о единстве трех Лиц в Троице, борясь тем самым и с примитивным единобожием, и с многобожным язычеством. Предположив возможность Троицы бесконечно развертываться на триадные циклы внутри Себя, мы ничуть не опровергаем Троичной догматической истины — во-первых, если даже допустить, что Троица бесконечно делится на триады, то первая триада, или Троица, по свойствам вечности равна и тождественна всякой другой триаде из бессчетных циклов бытия, то есть деление на триады никак не влияет на Пресвятую Троицу; во-вторых, приём триадных дроблений лично нам понадобился не для того, чтобы внести поправку в формулу Троицы, узаконенную Святым Писанием, а лишь для того, чтобы лучше, добротнее усвоить категории бесконечности, вечности и все другие, из них вытекающие; в-третьих, чтобы несколько более конкретно представить себе внутреннюю изменчиво-неизменную жизнь Ипостасей (об этом ниже мы будем говорить более подробно); и в-четвертых, все внутренние триады, получающиеся в процессе “дробления” Ипостасей, это, конечно же, как мы уже говорили, не Сами Ипостаси, а лишь формулы Их жизни, схемы Их неизменных изменений, которые предложило нам наше сознание, чтобы хоть как-то понять во многом непонятные сверхсущностные явления.
И тем не менее, как мы сейчас увидим, образования внутренних триад, “маленьких троиц”, происходит строго по правилам Великого Троичного Закона, что, где-то в глубине души, позволяет нам тешить себя надеждой, что триадные деления Троицы — не такой уж это и пустяковый домысел земного сознания13.
13 Пока, безусловно, домысел, поскольку до сих пор нет Высшего Откровения о внутреннем триадном делении Бытия Ипостасей. Но если домысел хоть как-то помогает в усвоении Истины, то, с Божьего соизволения, будем пользоваться и им.
Если мы возьмем какую-нибудь из ипостасей в любом слое бытия, то сразу же можем предположить, что внутри она троична, поскольку “не существует одна вне двух других или со стороны своего существа”. Уже содержась внутри какой-то одной из ипостасей, две другие “возводятся к ипостаси Бога Отца (даже если триада обратного порядка — в каком бы месте триады ипостась Бога Отца ни находилась, Она и есть ипостась Бога Отца, то есть высшая в смысле единоначалия в триаде); соединяются, не сливаясь, но тесно примыкая одна к другой; имеют взаимопроникновения без всякого слияния и смешения; в раздельном нераздельны”.
Земной разум (по крайней мере, лично наше понимание) подсказывает, что раздельная нераздельность, взаимопроникновение без слияния и смешения, соединение в виде тесного премыкания друг к другу возможны только в том случае, если беспрестанно идет троичное развертывание всё в более глубокие слои бытия “Большой Троицы”, которое не позволяет утвердиться между ипостасями ни слитности, ни раздельности. Но поскольку процесс развертывания “ВЗОРа” больше предполагает “разрушение” единства триад, то, видимо, существует и обратный процесс. Как нам думается, одновременно с развертыванием формулы жизни “в глубину”происходит свертывание триад в ипостаси “из глубины”, сворачивание всех цепочек и слоев бытия в порядке, противоположном тому, в котором шло развертывание14.
14 Такой процесс в Вечности, безусловно, есть, поскольку все действия накладываются друга на друга в едином подвижно-неподвижном потоке.
Иными словами, Божественную вечность пронизывают два потока бытия, которые мы назвали свертыванием и развертыванием ипостастных триад. И эти-то неостановимые встречные потоки не позволяют ипостасям ни окончательно соединиться, ни окончательно разъединиться. И потому “Троица в раздельном нераздельна”.
После всех этих рассуждений не составит труда показать необходимую по догматике неподвижность раздельно-нераздельного Божества. Стоит нам представить, что в вечности, в условиях отсутствия времени и пространства, все, в нашем понимании, действия происходят одномоментно, в полной безграничной целостности, то сразу же и понятно станет, что движения эти — чистая условность, на самом же деле это та самая неизменность, которая является главным свойством Божества.
Но абстрагируемся пока от неизменности как от общего результата, к которому, видимо, обязательно придем и мы в нашем исследовании. Пока же до этого финиша еще далеко, а потому продолжим, насколько это в наших силах, изучение жизни Триединого Бога.
(Продолжение следует)