Великий гетман Ян Жижка

Дмитрий Шарко
 
В 1421 году узнав о духовном расколе у гуситов, король Сигизмунд начал второй крестовый поход на Чехию, который  тоже закончился  неудачей.  Но при осаде замка Раби одноглазый гетман таборитов Ян Жижка был ранен и полностью потерял зрение, но остался во главе гуситской армии. Он продолжал видеть поле битвы глазами своих ближайших помощников. 
Крестоносцы терпели поражение за поражением: «…все они со многими другими баронами и рыцарями земли Богемской и Моравской были жестоко, словно поросята, перебиты в этом бою. С них сейчас же сняли их оружие и всю их одежду вплоть до одежд, прикрывавших их бедра, и они были брошены на поле брани нагими»  Так заканчивали свои рейды прекрасно вооруженные воины непризнанного гуситами короля.
Пражские чашники  в союзе с таборитами действовали жестоко и занимали город, за городом, замок за замком сторонников самопровозглашенного  короля Чехии  паписта Сигизмунда и тех, кто  отказывался от  признания четырёх пражских статей.
В Хомутове пражане убили более трёх с половиной тысяч человек в Бродах более двухсот. Многих они  сожгли. Других как в Яромеже – топили в реке. Так гуситы дошли  до  столицы папистов Кутных Гор злейшего своего врага с целью уничтожить город и его обитателей. 
Ныне этот чешский городок знаменит своей часовней сделанной из 40 тысяч человеческих скелетов.  Часовня эта возникла только в шестнадцатом веке и приобрела современный вид в восемнадцатом. Но кости из которых выложен её интерьер принадлежат в том числе и жертвам религиозной войны гуситов и папистов.  У Кутных Гор было довольно сильное и многочисленное ополчение, но его вожди верно рассчитали, что с табаритами им не совладать и неожиданно для своих врагов прислали им послов с заявлением, что они готовы принять пражские статьи(манифест таборитов) и попросили дать возможность уйти из города вместе с имуществом тем из них, которые не пожелают  признать пражские статьи.
Принятые в Праге ответ на сосжение Яна Гуса в 1415
1)Причащать мирян хлебом и вином  в отличии от католической церкви, которая   причащает  их  только хлебом.
2)Разрешить простому народу читать Евангелие и молиться в церкви на родном языке
3)Ввести отказ от собственности для священства
4)Запретить проституцию и  ввести разумные наказания за совершенные грехи для всех независимо от сословия.
Из за этого требования причащения не только хлебом, но и кровью Христовой пражан и стали называть чашниками. Папа объявил их  всех, кто причащается и кровью и телом Христа еретиками.
Пражане пошли на соглашение с кутногорцами. Но  потребовали при этом, чтобы «мужчины, женщины с девицами и младенцами пришли с крестным ходом с преднесением святых даров тела Христова к войску пражан и просили бы  помилования за то, что убили многих, исповедовавших истинный закон божий, и бросали их в шахты безо всякой вины». Так и было, когда кутногорцы  приблизились к пражанам, то встали на колени и их главный священник попросил прощения.  В ответ им перечислили все их злодеяния,  дали наставление, чтобы они больше ничего такого не делали. И по христиански простили врагов.  Всё таки христиане умеют прощать и очень ценное приобретение европейской культуры. Другое дело, что покояние продукт скоропортящийся как и прощение.
Народ и там и там начал плакать и петь  «Тебя, бога, хвалим», попеременно один куплет — кутногорцы, другой—пражане. Началось братание. Все остались целы и счастливы.  Часть упёртых католиков, погрузив добро на подводы всё таки ушла из города. Но в дороге, однако, у них были отняты все их вещи, и некоторые из них вернулись потом  с отрезанными носами.
Очистив страну от  королевских вассалов  собравшись в городе Чеслав чешские дворяне числом 471 человек подтвердили свою верность четырём пражским статьям и избрали 20 представителей из баронов, рыцарей и городских общин , чтобы они выполняли  королевские обязанности  вместо короля, но  как сам король. В число двадцатки вошёл и Ян Жижка. Сигизмунда же обвинили в сожжении Яна Гуса и Иеронима, в том, что он допустил  обвинение всех чехов еретиками на Констанцком соборе, в том, что король навел на страну орды чужеземцев разоривших её, в разграблении национальных сокровищ,  и в том, что он отдал землю Бранденбург немцам.
Король  ища союзников против гуситов, женился на австрийской принцессе и вернулся с  шестидесяти тысячной армией австрийцев, венгров и татар.  Жестокость этого войска превзошла всё, что было раньше . Вот как описывает его пражский летописец Лаврентий –
 «…бесчеловечные и вероломные солдаты предавали пучине огня всех  друзей и недругов, села, города и замки; девиц же и всех замужних женщин замучивали до последнего издыхания и потом умерщвляли; младенцев на глазах матерей, отрубив им ноги и руки, бросали, а матерей их и других женщин, раздев донага, гнали перед собой, как скот, и подвешивали их на заборах за груди, которые когда-то сами сосали». 
Сегодня этот поход безусловно бы назвали геноцидом чешского народа, никто никогда так не поступал с чехами.
Чешская шляхта  уставшая от войны и уже понёсшая большие расходы и потери , испугалась, большая её часть переметнулась на сторону Сигизмунда отказавшись  от пражских статей.  Несколько верных рыцарей объединились вокруг Яна Жижки.
Гуситы и католики вновь встретились у Кутной Горы.  Вначале Сигизмунду благодаря предательству части кутнагорцев  удалось захватить этот находившийся под властью гуситов город. Но  8 января 1422 года слепой полководец Жижка разгромил  Сигизмунда  и непрерывно гнал его  до самой немецкой границы. Там при переправе через реку Сазава  у крестоносцев повторилась та же история , что и на Чудском озере в 1242 году,  рыцари провалились под лед и потонули. В руки таборитов попал брошенный  обоз. 
Несколько месяцев спустя на помощь гуситам прибыл православный  отряд  из  Великого Княжества Литовского. Восемь лет русские и литовцы вместе с таборитами  сражались против польских, немецких и венгерских войск.
7 июня 1424 года  идейное противостояние между  двумя партиями гуситов: чашниками и таборитами перешло в боевые действия у города Матешов.  Это было тревожным предзнаменованием будущей катастрофы. Чашники  потерпели поражение. Жижка пустил  с  горы повозки, расстроившие  ряды противника, а потом атаковал. Ему  вновь удалось объединить  под своим авторитетом всё гуситское движение. Но через три месяца Ян Жижка умер  от чумы. 
Говорят, умирая он просил натянуть его кожу на боевой барабан.
Новым гетманом  был выбран  Прокоп Голый. 
Узнав о смерти непобедимого героя Грюнвальда и ужаса крестоносцев. Сигизмунд подготовил и начал в 1425 году  третий крестовый поход в Чехию, снова из Австрии. Армия пражан и таборитов  в 25 тысяч человек и 500 боевых повозок  разгромила и третий крестовый  поход.  Немцы отступили, потеряв до 4 тысяч человек.
Через два года состоялся четвертый крестовый поход против гуситов .  В ответ они  вторглись  в Австрию,  Саксонию и Силезию и даже подержали в осаде саму  Вену.
Летом  1431 года состоялся  пятый крестовый поход против Чехии. Он закончился большой битвой у Домажлица. Здесь сражалась огромная армия гуситов — 50 тысяч пехоты и 5 тысяч всадников. У гуситов было около 3 тысяч повозок и более 600 различных орудий. Немцы снова были разбиты наголову. Так бесславно закончились пять крестовых походов на западных славян.  Если Ян Гус был душой этих побед, то их автором безусловно был  Ян Жижка. Врагам так и не удалось одолеть ни того ни другого.
Одноглазым чертом называли Яна Жижку его враги. В истории Чешского народа, пожалуй, нет более прославленной личности воина-героя. Верного, непобедимого и жестокого.

Седой одноглазый гетман
Вошел с таборитами в Прагу
И разгромив крестоносцев
Нагнал на католиков страху
Пускай  наша правда будет
Их кривды вонючей сильней
Теперь выбирайте сами
Попов себе и вождей
Да здравствует древний обычай
Кто друг нам – тот пайщик в добыче
Кто враг - умри иль спасайся
Вставай народ поднимайся
Крепко держи свою  судлицу (серп или коса насаженные на древко)
Коня подсекая панского
Вали его светлость на землю
И режь ее горло ****ское
Не воры, мы воля народная
Несущая  честный закон
Воры те кто на троне
Их мы посадим на кол
А по смерти пусть мою  кожу
Натянут на барабан полковой
Да будет будить и тревожить
И собирать вас на бой

Принадлежал Жижка к захудалому роду, владевшему примерно пятнадцатью гектарами земли и сопоставимому по достатку с зажиточными крестьянами, но роду соблюдавшему свои представления о чести.
Отца его звали  Ржегоржем, мать Катаржиной – она принесла в приданое мужу какие-то земельные владения, но рано умерла, оставив сына и дочь. Катаржина согласно легенде, родила будущего героя под дубом, когда пошла в поле приглядеть за жнецами, и в это время неожиданно разыгралась  буря спровоцировавшая роды. 
Первое упоминание о Жижке гласит : «Третьего апреля 1378 года   Микулаш  Плахта из Борзова, что в Южной Чехии, составил завещание, которое подписал в качестве свидетеля пан Ян, именуемый Жижкой, из Тротцнова».
Еще одно  датированное свидетельство о Жижке относится  к 1406 году, это протокол допроса под пыткой некого Яна Голого  в нём Жижка упоминается как разбойник: «...А о Жижке  Ян Голый говорил, что Жижка,  некий Йиндржих и брат Жижки взяли рыбу и другой груз из обоза... А Матей у купцов отобрал деньги, а Жижка убил одного из слуг».
Ян Жижка из Тротцнова  конфликтовал с  городом Чешские Будеёвицы и могущественным  магнатаом  Индржихом  Рожмберком. Последний был врагом короля Чехии Венцеслава  Карловича и даже некоторое время держал своего государя в плену во время очередной войны короля и крупных феодалов.
Жижка наоборот был сторонником короля, который называл  Яна своим «верным и милым слугой».
Жижка принимал участие в  Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года, в которой чешско-моравские отряды сражались на стороне польско-литовско-русской рати под командованием польского короля Владислава II Ягайло и великого литовского князя Витовта против немецкого Тевтонского ордена. В той битве две хоругви отряда Жижки отличились на левом фланге союзной армии, где были разгромлены рыцари-крестоносцы под начальством Лихтенштейна.  Существует легенда, что там Жика потерял первый глаз. Однако экспертиза черепа Жижки сделанная в 1980 году установила, что: он был ранен в голову рубящим ударом в возрасте примерно 12 лет. Этот удар рассёк левую половину лица, сместил в сторону нос и лишил Яна глаза. Скорее всего он потерял глаз в одной из бесчисленных стычек между феодалами той эпохи  защищая родное поместье
Легендарный чешский рыцарь был участником большого сражения  между французскими и английскими войсками близ местечка Азенкур в Северной Франции 25 октября 1415 года. Тогда  имевшая значительное численное превосходство французская армия потерпела сокрушительное поражение. Потеряв  несколько тысяч своих рыцарей в обмен  всего лишь на  несколько десятков англичан.  Это результат тактически грамотного применения англичанами  стрелков, вооружённых длинными луками  стоящими за наспех сооруженным частоколом  о который ломалась французская кавалерия . Три английские книги 19-го века пишут, что Ян Жижка  служил английскому королю Генриху Пятому. 
В боевых успехах Жижки видна тактика применённая англичанами, только вместо частокола сцеплённые  возы, вместо лучников цепники.
Ян Жижка вступил в историю как самостоятельный персонажа  1420 году уже будучи шестидесятилетним стариком. Гуситы одерживают свою первую победу под  его командованием у города Судомержа, где  отряд из 400 человек, отступавший от города Пльзеня, успешно отбился от двух тысяч конных рыцарей. Этот бой был примечателен тем, что гуситы впервые применили здесь повозки, поставленные в круг. Этот тактический прием  стал фирменным их знаком.
После образования в двух днях пути от Праги  базового лагеря радикальных гуситов  - Табора Ян Жижка стал одним из четырех из  гетманов, но три других гетмана не оспаривали его  власть  и добровольно подчинялись ему.
Гетман гуситской армии умер во время эпидемии чумы в осажденном городе-крепости Пршибиславе в центральной части Чехии. Так армия таборитов осталась без своего прославленного полководца, одно только имя, которого лишало  крестоносцев боевого духа.