Взор-54

Борис Ефремов 2
ВЗОР

Книга вторая

(Продолжение)

Очень долго, считай, до нынешних лет, до изучения догматического богословия, не мог уловить я  смысла  употребляемого в Библии выражения славный Бог, Бог славы.  Митрополит Макарий, понятно, и для меня тоже, так растолковывает это качество Вседержителя: “... величие и слава в Боге не что иное суть, как самыя  его совершенства  или нераздельное следствие  и проявление этих совершенств” (“Православно-догматическое богословие”, Т. I, c. 105). По нашей формуле (далее мы будем  применять девятиричную схему, имея в виду ее бесконечное развертывание в “глубину”), Бог Отец (1) последовательно (а в вечности — одномоментно)  передает  все свои совершенства  всем другим восьми ипостасям формулы бытия (2 - 9) и, как следствие, в обратном  порядке вновь принимает от Них  в свое лоно эти совершенства.

Очень близко к этому свойству Божию подходят два другие — вседовольный и блаженный. Снова обратимся за разъяснениями к преосвященному Макарию. Только такой Бог может называться вседовольным и блаженным, “который не нуждается ни в чем (Деян. 17, 25-26) и всегда имееет веселье пред лицем своим и сладость в деснице своей (Пс. 15, 11), — а такое полное довольство и блаженство необходимо предполагают в Боге полноту совершенств, при сознании которых только Он и может быть вседовольным и блаженным”. (Там же, с. 105).

Надо думать, Самому Богу осознавать Свое совершенство  ни к чему. Он знает всё о Себе и обо всем. Но вот нам-то, горе-исследователям сверхъестественного бытия, всегда хочется убедиться в результатах исследования, и желательно — понаглядей бы. Наша формула показывает нам, что Бог Отец многократно (бесконечное количество раз) передает ипостасям Свое абсолютное совершенство, как бы вновь и вновь демонстрируя его (конечно, не для Себя и не для ипостасей, которым Он свойство свое просто дарит с любовью,  а опять же для нас, его исследователей); передает ипостасям  и вновь концентрирует в Себе идельаное совершенство, бессчетное количество раз  подтвержденное и проверенное на образе бытия других Ипостасей.

В одной из предыдущих глав мы вскользь касались  самобытности  Бога, то есть того его свойства, по которому  Он не обязан Своим бытием  какому-либо другому существу, а имееет всё только от Самого Себя. Святое Писание подтверждает самобытность Триединого Бога четырьмя положениями:

— прежде Бога не было другого Бога, от которого Он мог бы получить бытие;
— Он есть бог первый, есть альфа — начало всего;
— Он имеет жизнь в Самом Себе и есть Сам источник жизни;
— наконец,  Он  Сам называет Себя Сый  (всегда бытийствующий).

Все эти положения мы можем проверить по  формуле ВЗОРа. Бесконечное развертывание триадной схемы Божественного бытия показывает, что всякая первая триада начинается с Ипостаси Бога Отца, а  значит, Он есть первый бог и прежде Него не было и нет другого бога. Развертывание формулы жизни из Ипостаси Бога Отца  говорит о том, что Бог Отец и есть источник жизни. А поскольку формуле нашей, означающей Божье бытие, нет начала, то мы вправе сделать заключение: Бог, действительно, бытийствует извечно, Он самобытен20.

20 Так довольствуется доказательствами наша тщеславная земная логика!

В числе первых свойств Бога  догматическое богословие называет  независимость. Под независимостью понимается такое качество, по которому, как пишет митрополит Макарий, Бог “...и в существе, и в силах, и в действиях своих определяется только сам Собою, а не чем-либо сторонним, и есть самодовольный, самовластный, самодержавный”. (Там же, с. 110).  В общих чертах мы уже говорили, что зависимость Бога от какого-либо иного существа исключена совершенно. Если в вечности, кроме Бога, есть еще какое-либо существо, если вечное бытие делит с Ним еще кто-то, способный как-то влиять на Бога, диктовать свою волю, то Бог быть Богом не может. Бог только тогда Бог, когда Он полностью обладает вечным бытием, когда Он всесилен и всевластен, когда Он источник всего.


Впрочем, убедиться в независимости Божества, в Его полной во всех действиях самостоятельности, мы можем  с помощью не только логических заключений. В формуле ВЗОРа, сколько бы мы ее ни развертывали, одна триада ипостасей сменяет другую триаду, и ничего в формуле  больше нет, кроме ипостасей, а ипостаси — это образы жизни Бога Отца и, по большому счету, всё тот же Бог Отец, то есть всё та же Единая Пресвятая Троица, Единое Божество. Иными словами, свойство независимости Божьей так и проявляется, что Богу в своем бытии зависить совершенно не от кого, кроме как только от Самого Себя.