Не место красит человека

Василий Слынько
* * *
Совершенно верно, "не место красит человека, а человек место". Но так же, как
свет может одновременно быть и потоком обособленных фотонов (личностная ипостась:
кто? что?), и волнами в электромагнитном эфире (безличностная ипостась: какой?
который?), так и человек может рассматриваться и отдельно от места, и как его
неотъемлемая часть. В первом случае он любит себя обособленного; во втором –
тоже себя, но расширенного до размеров места, которое он красит.

Себялюбие себялюбию – рознь. Наше "я" содержит весь спектр качеств – от
демонических до божественных. Когда рискуя жизнью МЧС-ник вытаскивает ребёнка из
проруби, какого сорта любовь движет им? Можно ли утверждать, что в его бескорыстии
и самопожертвовании напрочь отсутствует любовь к своему высшему "Я", которое одно
на всех, как Бог? Не его ли спасает герой?..

В наше время слово "эго" стало почти ругательным. А между тем, "ego" по-латински
означает "я". Эгоизм это "я-изм". Невозможно не быть эгоистами в той или иной
степени, потому что быть мы можем только, как разновидности "я" – от самого
маленького до самого большого, божественного, высшего "Я".

Физическим аналогом любви является притяжение (например, гравитационное,
электростатическое и магнитное). Но притяжение всегда подразумевает наличие двух
тел, объектов или субъектов (обособленных сущностей). То, что мы можем любить
самих себя, доказывает составную природу нашего "я".

Вообще, "Аз есмь" является тавтологией (повторением одного и того же), потому что
где "аз", там и "есмь". А где "есмь", там и "аз". То же относится к выражениям
"вот я" и "это я".

Как в газопылевой туманности, стягивающейся в будущую звезду, все частицы
тянутся друг к другу, так и в нашем "я" всегда найдутся аналогичные обособленности,
например, воодушевление и подъем, воспринимаемые нами как бы со стороны –
вечно бесстрастным наблюдателем в нас.

Земля никогда, ни на секунду не выпускает нас из любящих гравитационных объятий.
Безусловно, она любит и саму себя, чтобы не распасться на куски, но в равной мере
и нас, как часть самой себя. Поэтому нет оснований ни для грусти, ни для лёгкого
разочарования в себе, любящих только "себя в искусстве, а не искусство в себе".

Тема растворения маленького "я" в высшем "Я", на которой спекулируют различные
духовные группы и группки, представляется мне надуманной. Никто не задаётся
вопросом: "А дальше? Что будет дальше, после того, как большое и малое "я",
условно говоря, сольются в экстазе?"

Сам факт возникновения маленьких "я", невозможный без наивысшей санкции,
указывает на невозможность и ненужность непрерывного экстаза слияния. Экстаз это
чувство, сопровождающее "разбрасывание камней", которые время от времени нужно
собирать обратно.

Духовная эволюция или восхождение образует неразрывное целое с духовной
инволюцией, то есть нисхождением Духа в материю. Они возможны лишь в связке друг
с другом. Поэтому все мировые религии направлены исключительно на духовную
эволюцию. Для духовной инволюции усилия не нужны. "Он отличился, смело в грязь
с коня калмыцкого свалясь" (А.С. Пушкин).

(2017)