Мазки. Наброски Интервью

Мурат Нурмухамбетов
Художник Евгений Фридлин

На период становления мне был близок импрессионизм, в северном своем проявлении.
Это такие художники как К.Коровин, А.Архипов, В.Серов,  шведский художник Андреас Цорн,  для которых был  характерен более широкий мазок…
Их творчество - это такие «ходули» на которые ты опираешься, пока не научишься быть самостоятельным в своем самовыражении….
Из казахстанцев,  мне безумно нравится Шарденов, в свой «пастозный период» - он такой естественный, он такой живой и это безумно вкусно!
Я могу сказать живопись тогда вкусна, когда физически хочется ее съесть!

Живопись должна быть Вкусной!
Живопись должна быть Притягательной!

Айтбаев жесткий, можно сказать злой художник! И это часть его Гения!
Потом, я не очень люблю людей, поэтому пишу пейзажи….

Кто Ваш клиент?   

Диванным, или интерьерным художником я быть никогда не хотел.
Мой зритель, вероятно, тот, кто воспринимает мои переживания и эксперименты, как часть своего миропознания и мироощущения…
Мне нравится, когда мои картины находят живой отклик у зрителей, когда они вступают в резонанс с ощущениями Зрителей!
И для меня крайне важно осозновать, что я не одинок в своем мироощущении…

Колористика – для меня это самое главное!
Я пишу цвет…. я его и вижу … технику не отрабатывал …. Это частное и бессознательное, сам поражаюсь тому, что на расстоянии это выглядит лучше, чем вблизи… хотя страдаю близорукостью и астигматизмом.

Зима…. Почему я люблю писать снег?…Потому что он играет тенями….
Это безумное сочетание -  Зима и Солнце, ведь нет таких красок способных передать сияние каждой снежинки….
Это очень вкусно писать Зиму! …. Осеннюю Листву… , а Лето – это наиболее тоскливый для живописца период, зелень она и есть зелень, ее «разлить» очень сложно, …она так диссонирует с цветущим маем….

Алма-Ата…

10 лет я пишу Алма-Ату. Люблю этот город и пишу его таким, как я его вижу.
Когда я впервые попал в Алма-Ату, уже началась эта мерзостная «заборизация» - ограды и решетки стали уродовать  гармонию Архитектуры и Природы. 

Ведь Алма-Ата уникальна тем, то это единственный город в Казахстане который буквально сросся с Природой, что особенно заметно на пейзажах 30-х, 40-х и 50-х годов. 
Так жалко, когда все это уничтожается, причем об этом сожалеют люди, которые сами все это сносят….
Это относится к Филармонии - некогда украшавшей бывший совхоз «Горный Гигант», сгоревшему Дому генерал-губернатора, ТЮЗу, многочисленным «реконструированным» и подвергшимся «реновации» объектам, объявленными Памятниками архитектуры, все и не перечислишь…

Амбиции

Я пытался  поступить в Государственную Академию Художеств Репина… и не поступил … чему я очень рад и счастлив, что не отучился там.
С 5-го класса, по состоянию здоровья, я обучался дома – экстерном, или самостоятельно, потому счастливо избежал пресса и давления «системного образования», «объятий» комсомола, и даже когда я попытался «соответствовать», сама система меня не приняла, отказав моим амбициям  в стремлении быть «академическим» художником…. Из города Павлодара я рванул в Ленинград… и 
Самая-самая художественная среда меня отвергла, но с удовольствием приняла «андеграундная», которая оказалась, тем самым, нашим Всё, сегодня! Это круг «непоступившего»  Тимура Новикова и вся его «шобла», такие как Дима Шагин, оказавшиеся за бортом Академии…

Вернулся весь побитый … поступил в пединститут… наступал угарный период Советского строя…. Цитаты Крупской и Макаренко остались, но любовь к литературе трудно сочеталась с картошкой.
В итоге я пошел работать, как нормальный пролетарий умственного труда - в видеосалон писать рекламки…
Кстати,  еще в школьном возрасте, будучи дома на постельном режиме, я прочитал 12-ти томник Достоевского полностью… вот тогда мне он и запал в душу…

Творчество

Никогда не считал количество написанных мною картин…. Предполагаю, что это свыше 2 000 полотен.
Куда они разбрелись, я тоже не предполагаю! Однако, после визита на «Арт-Маркет Будапешт»,  меня даже пригласили преподавать в Сан-Паоло, причем без знания всякого языка, в особенности португальского!
В творчестве не могу себя остановить. Экспериментирую! Не устраиваю себе отпусков- выходных, я просто убегаю в свою мастерскую, как на праздник!
 
Запретная ли это территория? …Относительно, я же добрый! Иногда, один раз в 2-4 месяца, приходит жена и пытается навести порядок, так что полы там не моются …мне там хорошо... музейная пыль накладывается.
Признаюсь, что музеев не люблю… в Эрмитаже просто тошнило… синдром Стендаля … от натюрмортов.

О городах

В Праге есть своя чертовщинка, это город полный легенд, очень уютный, мы бродили по нему в непогожий день, и он особенно хорош, когда там никого нет, в осеннюю ненастную пору))) …
Также и Амстердам очень уютен, хороший город, однако сыроват…
Париж …некомфортен… 17 миллионов населения…  Ужасает Париж… наши Бомжи, в сравнении, просто Интеллигенты … Видимо свою роль играет контраст между ожидаемым и реальным… 

Успех

Художник, счастливо проживший жизнь в истеблишменте, не всегда остается в Истории…
Хотелось бы работать в свое удовольствие и жить так чтобы хватало на все….
Мне «лайки» по-барабану!  Да, мне нравится, когда люди покупают картины, ведь  голодный художник – это мечта сытых банкиров!
Художник тоже должен кушать! Художники тоже жить хотят!

На каком моменте Вы говорите себе: Стоп!

У скульптора – когда нельзя ничего уже отсечь!
У художника – когда ничего уже нельзя добавить!

Если бы я чего-нибудь прописывал, то ушла бы живость, когда эта непосредственность есть, надо вовремя остановиться! А когда?
Тут Бытие определяет Подсознание!)))
Главное, чтобы это было Свежо, живо и непосредственно!

Картина должна быть Сплавом!
Сплавом Краски, Цвета и Света!

Есть понятие-неологизм «Торкнуло»!

Это моя любимая фраза-оценка подлинного произведения Искусства!
Нет абсолютных критериев в определении, в оценке произведений Искусства….
Приходит искусствовед и начинает Врать! Только профессионально - долго и нудно…
Единственный и правильный критерий оценки – это Торкнуло, или нет. Цепляет или не цепляет!
Если цепляет другого человека, то, что ты сделал, я очень доволен…
Хочется работать весело и жить так же!
Видимо, это рецепт настоящего творческого Счастья!

Фразы

Я никогда не хотел быть нормальным художником,  в подлинном творчестве не может быть нормы…

Творческий человек не имеет авторитетов, которым нужно подражать, в русле которых надо плыть …


2015 год.