Пляска Солнца

Скво Пау-Вау
Пля;ска Со;лнца, Та;нец Со;лнца (англ. Sun Dance) — самая важная религиозная церемония североамериканских индейцев, в особенности индейцев Великих равнин. При приведении ритуала независимые группы кочевых народов собирались вместе для подтверждения базовых взглядов на устройство мира и сверхъестественные силы. Происхождение Пляски Солнца до конца не ясно. К концу XIX века церемония распространилась с небольшими вариациями среди большинства индейских племён от равнинных оджибве в Саскачеване (Канада) до кайова в Техасе (США).[1]

Как правило, Пляска Солнца проводилась каждым племенем раз в год в конце весны или в начале лета, когда бизоны собирались в стада после длинных зим Великих равнин — это позволяло прокормить сотни людей, посещавших церемонию.[1] Каждое племя имело свои практики и церемониальные протоколы, но многие вариации имеют одинаковые элементы, включая передаваемые через поколения танцы, песни на родных языках, молитвы, пост. В некоторых версиях Пляски Солнца с целью жертвы Великому духу делались надрезы на коже груди, рук и спины, в которые вставлялись специальные шпильки, к концам которых затем привязывались ремни и прикреплялись к столбу — «дереву жизни», что означало прямую связь с Создателем
.
......... Церемония

У индейцев лакота церемония проходила следующим образом. В лесу искали «дерево жизни», которое впоследствии использовалось как центральный столб церемонии. Далее выбирался смелый или заслуженный воин, который срубал его. Дереву не давали коснуться земли, срубали сучья, относили на место проведения церемонии и устанавливали в середине арены. Пляска Солнца начиналась на утро следующего дня, причём участники смотрели на восходящее солнце. Эта часть церемонии продолжалась четыре дня, пока приносящие себя в жертву готовились.

Эти люди (обычно мужчины, очень редко женщины) хотели чего-либо особенного — получить боевые или охотничьи навыки или же просили излечения больного родственника. Вокруг арены размещали черепа бизонов, а к шесту привязывали ленты сыромятной кожи. Танцорам делались надрезы на обеих сторонах груди, в которые вставлялись косточки, прикреплявшиеся ремнями к столбу. Начиналась пляска, целью которой было вырвать вставленные косточки из тела. Танцоры рывками тянули назад, пытаясь порвать свою плоть. Другим вариантом было прикрепление черепов бизонов таким же образом к спине и волочение их участником обряда по камням и кустам до тех пор, пока черепа не оторвутся. Тем, кто не мог освободиться самостоятельно, помогали их учителя, дёргая их назад.[2]