История в России

Павел Карабанов
История в России.

Родительское собрание было в самом разгаре. Обсуждали разные темы. Речь зашла о предмете «история». Один мужчина поднял руку.
- У вас вопрос? – уточнила классный руководитель Нина Владимировна. - Пожалуйста, спрашивайте!
- Вы знаете, сейчас нашим детям задают гораздо больше домашних заданий, чем задавали двадцать-тридцать лет тому назад, а вот даёт ли это им, в итоге, больше знаний? Вот, вы историю преподаёте. Почему так много по истории задают?
- Благодарю вас за вопрос! Действительно, по новым учебным программам домашних заданий стало больше у детей. Учебные программы разрабатывает и утверждает министерство, не мы. Мы должны их выполнять. И мы это делаем. А насчёт истории, так вам отвечу. Я двадцать шесть лет преподаю историю в школе и убеждена, что знаний по этому предмету никогда не бывает много. Изучать историю, и мировую, и отечественную следует не только в школах и в институтах, но и после их окончания. Многие взрослые сейчас не знают дат важных исторических событий. Многие на вопрос о дате начала Второй мировой войны отвечают: 22 июня 1941 года. Разумеется, часто дело во внимательности, и всё же. В одной школе в тестах по истории был вопрос по истории  Отечества: назовите основные события в отечественной истории девятьсот сорок пятого года. Что вы думаете? Половина класса ответила: победа Советского союза во Второй Мировой войне.
- Извините! – подняла руку женщина с задней парты.
- Да, пожалуйста!
-  Я мама Риты Уткиной. А разве это не правильный ответ?
- Нет, это не верный ответ.
- Внимательность – это действительно важно! – сказал мужчина со второй парты. Разрешите?
- Да, пожалуйста! – улыбнулась Нина Владимировна. – Какова ваша версия?
- Раз речь идёт об отечественной истории, а не о мировой, то правильным ответом будет: победа Советского Союза (вместе с союзниками) в Великой Отечественной войне. Правильно?
- Это не верный ответ. А насчёт внимательности вы абсолютно правы. Мы стараемся приучать детей быть внимательными. Этот важный навык и качество пригодится им в жизни. А насчёт отечественной истории…
В этот момент в класс постучали, дверь приоткрылась и в неёё заглянула девочка лет двенадцати.
- Извините! – сказала она.
- Ира, зайди пожалуйста на минутку!
Девочка вошла в класс.
- Ира у нас учится в шестом «А». По истории у неё «хорошо» и «отлично».
- Ира, ответь, пожалуйста, какие ты знаешь основные события в отечественной истории, которые произошли в девятьсот сорок пятом году?
Ира, немного смутилась, и, бросив короткий взгляд на сидящих за партами родителей, посмотрела на Нину Владимировну и ответила:
- Среди основных событий, которые произошли в истории нашего государства, можно назвать следующие: восстание древлян, убийство князя Игоря, начало княжения Ольги…
- Спасибо, Ира! Ты можешь идти. – сказала Нина Владимировна.
Девочка вышла из класса.
- Так вот, - продолжила Нина Владимировна. – Мы можем не знать событий мировой истории девятьсот сорок пятого года – не знать, что буиды захватили Ирак и Багдад, что распался халифат и абассиды сохранили только духовную власть, что Ахмед ибн Буйэ становится правителем Ирака и Западного Ирана, что происходит крупное вторжение кхмеров в Чампу и Хазария удерживает левобережье Днепра… И даже если мы не знаем о начале правления Рогволода в Полоцком княжестве и начале Белорусской государственности, то такие события как восстание древлян и начало княжения Ольги мы знать должны. И, разумеется, о Великой Отечественной войне тысяча девятьсот сорок первого - сорок пятого годов. Знать, что Вторая Мировая война началась в тридцать девятом… Ведь если нашему с вами поколению еще известно о том, кто такая Софья Фредерика Августа Ангельт Цербская, то многие рожденные в девяностые не знают о том, кто такие Джугашвили и Ульянов, какое отношение они имеют к нашей истории… Изучайте историю, и ваши дети будут брать с вас пример! Без истории у нас нет ни настоящего, ни будущего! Не случайно Цицерон называл историю свидетелем прошлого, светом истины, живой памятью, учителем жизни и вестником старины. Путь лучше наши дети не будут знать «горячих» клавиш на клавиатуре компьютера, но будут знать о том, кто такие Марк Тулий Цицерон, Андрей Рублев и Дмитрий Пожарский… Задавать мы будем столько, сколько необходимо. А то, какими вырастут наши дети, в первую очередь, зависит от нас – родителей. Они вырастут похожими на нас. И если мы хотим, чтобы они разбирались в математике или в истории, то нужно изучать математику и историю. Нужно быть примером для них. Остальное сделает жизнь. Благодарю всех за внимание. На этом, позвольте, закончить родительское собрание. Пожалуйста, задавайте ещё вопросы!..
    Несколько человек встали. Одна женщина на предпоследней парте даже расчувствовалась и её глаза были влажными. Все аплодировали Нине Владимировне. Она вкладывала в своих учеников не только знания согласно учебному плану. Она вкладывала в них свою душу.

(С) Павел Карабанов, 18.04.17 г. г. Санкт-Петербург