Взор-56

Борис Ефремов 2
ВЗОР

Книга вторая

(Продолжение)

Немало в нашем исследовании мы уделили места  всемогуществу  Владыки Вечности. Теперь  попытаемся сравнить богословские догмы о всемогуществе с теми представлениями о нем, которые способна дать схема ВЗОРа. Святое Писание предписывает Богу всемогущество в том смысле, что Он обладает неограниченной силой всё производить, всё осуществлять и над всем владычествовать, отчего называет Его и Всемогущим, и Всесильным, и Вседержителем. Тем не менее, Догматика  различает некоторые нюансы  Божественного всемогущества:

— Бог всемогущ в общем смысле;
— в частности, в творении;
— в промышлении о своих творениях и владычестве над ними;
— в совершении всевозможных чудес;
— в распространении и сохранении Христианской веры и Церкви;
—  в попечении о спасении верующих.

Учитывая все предыдущие доказательства свойств Бога, святые отцы Церкви считали возможным отдельно не доказывать всемогущество Единого Божества. “Углубляясь в идею существа  совершеннейшего и беспредельного во всем, — писал митрополит Макарий, — равно как существа самобытного, которое есть единственный источник жизни, следовательно, и силы для всего существующего, а с другой стороны, видя пред собою поразительное величие и громадность мира, созданного и непрестанно сохраняемого Богом, разум и сам собою необходимо приходит к мысли о всемогуществе Божием.” (“Православно-догматического богословие”, с. 121-122).

Действительно, всемогущество Бога очевидно, видимо, потому и по нашей формуле доказать его чрезвычайно несложно.  Если учесть, что всемогущество складывается из беспредельности, самобытности, независимости,  неизмеримости, вездеприсутствия, вечности и многих других свойств Вседержителя, то всемогущество вытекает уже из того, что Ипосать Бога Отца, обладающая всеми неисчислимыми сверхсущными качествами, передает их всем ипостасям, расположенным  по бесконечной цепочке и бесконечным слоям бытия, и вновь получает их все из “глубины” вечности  в один непредставимо кратчайший  момент. Как видим, всемогущество Бога доказать не так уж и сложно. Сложно его себе представить. Частично такая возможность представится нам, когда мы будем рассматривать творение  Пресвятой Троицей материального мира, Вселенной, Человека, Человеческой Истории. Но и тогда нас будет преследовать одно и то же удивление: “Невероятно. Как же всё это можно было осуществить?..”

6.

Еще в совсем недавние благодатные времена, когда жили-были на этой земле отец и мать и когда хоть раз в два-три года мог я приехать к ним в гости, в теперь уже совсем недоступный приенисейский уголок,  собирались мы в светлой гостиной комнате, рассаживались по своим любимым местам — на стульях с гнутыми ножками и клетчатом диване, и вот начинал я длинный-предлинный, и боюсь, столь же несвязный рассказ о Вселенском Разуме. Вселенский Разум, в том моем понимании, был вечный властелин бесконечности, частью которой была и наша расширяющаяся Вселенная.
Теперь-то я вижу, какая  тут намешалась несусветная каша!  Одно волюнтаристски выделенное свойство Бога — Разум — властвовало в другом Его свойстве — Бесконечности — и, более того, странным образом присваивало себе еще и другие свойства Божества — Вечность, Всемогущество и так далее. Всем этим абсурдом пичкал я бедных моих стареньких слушателей, а они меня же еще на другой день и просили продолжить  фантастическое повествование. Простите меня, батюшка  и матушка, за ту мою страшную незрелость23.

23 Искренне прошу прощения за эту же мою незрелость и у нынешнего читателя; почти всё в этом повествовании не так, как надо бы...

 Медленно, слишком медленно  добирался я до Истины о Боге. Конечно, до самой сути я и теперь не дошел, но и того, что узнал,  вам уже не расскажешь. Всё. Оборвалась та благостная, блаженная нить... А как бы хотелось поудобнее сесть на тот клетчатый раскладной  диван и с улыбкой взглянуть на притихшую мать, на терпеливо примолкшего отца. Ушедшие от меня на веки вечные, уже не вам, не вам, не вам рассказываю я о Вселенском Разуме нынешним дождливым днем...

Но если  даст мне Бог хоть одного-единственного читателя, того, кто рискнет отправиться со мной  в дали неведомые, светлые, пока еще мною не до конца понятые, — великое спасибо Ему  за это. Такой  читатель дороже золота. Почему-то верю я в его появление, и нет-нет да и обращаюсь к нему в этом труде своем. И сейчас не буду нарушать традиции. Вперед, читатель! Мы еще не завершили тему Сверхсущего бытия...

Ум Божий,  по правилам современного богословия, рассматривается в двух планах: теоретическом  и практическом. В  первом случае это свойство Бога в самом себе, во втором — проявляющееся в соответствии с действиями Вседержителя.  В теоретическом плане  принято говорить о Божественном уме как о всеведении, в практическом — как о высочайшей премудро-сти.

Итак, теоретический аспект ума  Божьего — всеведение. “Исповедуя Бога существом всеведущим, мы разумеем не только то, что Он знает всё, но вместе — что Он знает всё совершеннейшим образом”. (Макарий. “Православно-догматитеское богословие”, с. 122). Богословы выделяют семь предметов всеведения Бога:

1. Бог  знает всё.
2. Бог знает самого Себя.
3. Бог знает всё возможное (все, что может быть).
4. Бог знает всё, действительно  существующее (в мире физическом  и в мире нравственном).
5. Бог знает всё прошедшее.
6. Бог знает всё настоящее.
7. Бог знает всё будущее (будущее не только необходимое, но и случайное; будущее условное, то, которое могло бы возникнуть при необходимых условиях).

Чтобы полнее выявить сущность Божьего ума, богословы сравнивают его с нашим, человеческим. Люди приобретают себе знания, познают то, чего раньше не знали — Бог знает всё от века. Люди познают предметы один за одним, постепенно (что заставляет и нас непрестанно пользоваться в исследовании сменой состояний формулы ВЗОРа) — Бог знает всё разом. Мы познаем мир с помощью чувств, воображения, памяти, рассудка — Бог всё видит и знает, не нуждаясь в отмеченнных человеческих способах познания. Мы познаем лишь видимость предметов или явлений — Бог проникает в самую их сущность. В большей своей части человеческие познания не полны, гадательны, символичны, и потому нам доступен лишь низший слой истины — Бог всё знает сполна и совершеннейшим образом. Наконец, людские знания изменяются, усовершенствуются, пересматриваются, забываются — Познания Бога неизменны  и вечны.

Причины Божьего всеведения Святое Писание объясняет тем, что, во-первых, Бог сам есть Творец всего и всё от Него зависит; во-вторых, Он носит в уме своем идеи всех вещей; и в-третьих, Он везде присутствует непосредственно существом своим. Древние учители Церкви отмечали еще одну причину, с нашей точки зрения, немаловажную. Для Бога нет ни прошлого, ни  будущего, а потому Он не предвидит, а просто видит все наши дела и потому их знает.

Все эти причины находят подтверждение в формуле смены образов бытия Ипостасей Троицы. Об этом мы уже в той или иной степени говорили, но, учитывая важность темы, повторимся еще раз. Бог знает обо всем уже хотя бы потому, что всё сам замышляет и всё сам осуществляет. Невозможно Ему “забыть” все эти знания и потому, что  все они, без исключения, переходят во все бесконечные ипостаси, с помощью которых, надо думать, Господь и создает Свою безграничность, бесконечность, да в общем-то и вечность, а все ипостаси из “глубины” вечности все эти знания  с любовью возвращают  Единому Божеству. Так в Божьей жизни реализуется свойство  всеведения. В любой точке цикла бесконечно разворачиваемых и сворачиваех ипостасных триад24

24 Когда в следующих главах речь будет идти о бесконечно разкрываемых или сворачиваемых триадах, советую читателю представлять этот процесс как совмещение Трех Основных Ипостасей  в условиях  вечности. Это не будет противоречить Православной Истине и послужит тренировкой для наших будущих исследований.

 постоянно  реализуется вездеприсутствие Божие и одновременное видение прошлого, будущего и настоящего. Потому-то сразу Бог знает всё и обо всем.

(Продолжение следует)