Тяпочка

Елена Бородина 4
Необыкновенной красоты была эта кукла. Как я ее назвала, уже не помню, но я постоянно думала о ней, она мне даже снилась. Наверное. Иначе отчего же так хорошо помнится ее платье горчичного цвета с мелкими коралловыми цветочками, с  оторочкой гипюром, белые волосы, заплетенные в две тугие косы? Кукла была тряпичная, а голова из папье-маше. Сейчас мало кто знает, что это такое. И сидела эта кукла на самой верхней полке, за спиной  продавца сельмага Ольги Ивановны. Я приходила, здоровалась с Ольгой Ивановной, и исподтишка смотрела на куклу. Три рубля шестьдесят две копейки. Вот! Столько стоила бутылка водки. Но водку у нас в семье не покупали, да и многое что не покупали - родители работали в школе и зарабатывали совсем немного.
Бывает же такое – просто бредила этой куклой… Как я сейчас понимаю, став взрослой, вероятнее всего, я как-то намекала родителям, что-то говорила о своей мечте. И вот однажды…
Но сначала о том, как мы жили. Папа с мамой получили квартиру – дом был построен для учителей, в нем было две квартиры. И огород у каждой семьи - соток по пять. Родители были рады, в огороде сразу появилась огуречная гряда, и грядки с луком, морковью, горохом, редисом. А еще кусты малины и смородины. Большую часть огорода занимала картошка. Спасение! Куда же без картошки? Но ее нужно было полоть, окучивать- подгребать землю поближе к стеблям, чтобы образовывалось как можно больше клубней. Папа соорудил мне детскую тяпочку – это была  металлическая скоба, закрепленная на древке, отполированном, подогнанном по размеру детской ручонки. Мне было пять лет, и я уже помогала в огороде. Впрочем, как все в те годы.
И вот я, понимая или не очень, решилась на трудовой подвиг. Пораньше с утра пошла в огород с тяпочкой и стала окучивать картошку. Сотки четыре. Июль. Жара. Лето в Сибири бывает очень жарким, до 35 градусов. Я не помню, сколько времени  провела в огороде, хотела ли пить и есть, но точно помню, что жара уже спала, а на руках обнаружились мозоли, надулись пузыри и очень болели…
А в это время папа и мама сбились с ног в поисках ребенка, я была спокойной, послушной девочкой, и мое исчезновение изрядно напугало родителей. Они обошли соседей, сходили в Гуляевский сад - так назывался пруд с вековыми ивами, когда-то принадлежащий купцу Гуляеву, расспросили всех, кого встретили, но никто меня не видел. Леночка окучивала картошку, делом был занят ребенок.
Когда я наконец-то пришла из огорода, папа, увидев мозоли на моих руках, не стал меня ругать, а как-то особенно внимательно посмотрел, и сказал: «Пойдем». Мы вошли в дом, и папа дал мне в руку три рубля и сколько-то копеек. «Купи себе подарок», - сказал папа.  Считать я умела, это было три рубля шестьдесят две копейки! Магазин был еще открыт, я примчалась бегом, подала деньги Ольге Ивановне и получила свою Мечту. Я ее получила! 
Но это не вся история. И она вовсе не про куклу. Я была, конечно же, счастлива, и играла с этой куклой все время. Прошло недели две, и я, как обычно, расположилась на крыльце с кроваткой, куклой, одежками, кукольной посудой. А потом няня, бабушка Наташа, позвала обедать. Пока мы обедали, налетел ветер, стал собираться дождь, юг Западной Сибири – это как раз целина, где погода переменчива, эта зона так и называется - зона рискованного земледелия.
Ветер резко усиливался, загремел гром, пошел дождь, настоящий ливень, и я выскочила на крыльцо забрать игрушки. Схватила все, что смогла и забежала в дом.
Когда дождь закончился, я вышла во двор. И вот тут и случилось ужасное: впопыхах я не взяла свою дорогую и любимую куклу, просто не хватило рук, растерялась под дождем и грозой. И моя красавица осталась рядом с крылечком… Или то, что от нее осталось… Руки, ноги, туловище, косы, платье… Но не голова! Голова–то была из папье-маше, а проще говоря, из бумаги, склеенной тонкими слоями. Голова просто растаяла под дождем. Я онемела. Не знала, что делать, но точно помню, что я не плакала. Мне был очень, очень, очень жалко мою куклу, но я держалась.
Горевала я недели две. А потом пришло время полоть картошку. И папа, ласково улыбаясь, сказал: «Ну что, пойдем полоть? Где твоя тяпочка?»
Этот момент я запомнила на всю жизнь. У меня есть тяпочка! И есть картошка, которую нужно полоть каждые две недели. Я не просила больше денег на куклу. Да и вообще не просила денег у родителей. Я получила гораздо больше – опыт. И знание. Знание про то, что если у тебя есть тяпочка, то деньги можно заработать.
Вспоминаю эту историю всякий раз, когда начинаю новое дело, когда нужно решить важную задачу, когда растеряна и не понимаю – как? Но я же знаю, есть  т я п о ч к а. Пойду, посмотрю, где моя тяпочка?