Совок. Лолиижт, четвёртый курс

Юрий Васильевич Мурашев
    И снова учёба. В первом полугодии надо сделать курсовой проект: « Грузоподъёмные машины и непрерывный транспорт», вычертив сборочный чертеж транспортёра и чертежи деталей. Черчение мне нравилось, нравилось сидеть в уютном, большом чертёжном зале за кульманом, думать, чертить и, тихонько, напевать. Но сейчас надо было не просто чертить, а надо сначала придумать, спроектировать мысленно конструкцию транспортёра для загрузки угля в вагоны, а потом, сначала, тоже спроектировать, мысленно, и изобразить карандашом на ватмане и сборочный чертёж, и чертежи деталей. Самое трудное – придумать, изобразить уже легче. Мы же уже изучили курс деталей машин и даже сделали курсовой проект по деталям машин на третьем курсе. Изобразить известную деталь на ватмане нам было уже не трудно, придумать же их, скомпоновать  в сборку, казалось непосильной задачей. С этой задачей я справился, проект выполнил на 5, поэтому, наверное, в дальнейшем я стал конструктором. Во втором полугодии я выполнил второй курсовой проект по строительным и путевым машинам и, тоже, на 5.
    Во втором полугодии я лишился повышенной стипендии, так как сдал один экзамен, ОМЛ ( основы марксизма, ленинизма), на четвертку, хотя и ответил на все вопросы билета. На этот экзамен все, почему – то, брали учебники и засовывали их в стол, я тоже. И вот, один раз, я, заглянул в учебник, преподаватель заметил, но ничего не сказал, зато после моего ответа по билету поставил в зачётку четвёрку и, тоже, ничего не сказал, только выразительно посмотрел в мои глаза. Я понял и больше шпаргалками никогда не пользовался, да и этот случай был первый.
Второе полугодие было богато событиями в жизни страны, а, значит, и  нашей. Февраль, 20 съезд КПСС, доклад Хрущёва о культе личности Сталина. Большинство студентов ошарашено, я, тоже. Во многое не верилось, ведь Хрущёв был членом Политбюро, почему тогда молчал? Но, среди нас, студентов, были те, у кого пострадали или родители или родственники и не верить им мы уже не могли. Я вспомнил, что у нас, в Околке, был колхозник, который просидел в тюрьме 10 лет. Говорили, что он в клубе, нечаянно, разбил бюст Сталина, за что и был осуждён. Тогда я не верил этому, ведь колхозник вернулся, заведовал конюшней, я брал у него лошадей и он никогда не говорил, за что просидел в заключении 10 лет. После окончания института я спросил его, за что он был арестован, и он подтвердил, да, за бюст. Не говорил все эти годы о причине ареста, так как был предупреждён, что снова сядет, если откроет кому-нибудь причину. Поэтому не говорил даже жене. Теперь, я поверил в массовые репрессии, а сейчас, когда мне уже почти 85 лет, вижу много причин репрессий и что бюсты, были просто поводом выполнения разнарядок на аресты. Но, всё равно, Сталин для меня остаётся великим человеком, наравне с Иваном Грозным, Петром 1, Лениным. Ведь для оценки таких личностей надо учитывать обстоятельства в стране и мире того времени, а не настоящего.
На втором курсе у нас появилась военная кафедра, и в июне 1956 года нас отправили на военные сборы в Карелию, после сборов – каникулы. Каникулы прошли, в основном, так же, как и прежде.
                29.04.2017 года.