Гельвеция. Эх, Россия!

Александр Брыксенков
      Есть ехидный вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».  Ответов на этот вопрос может быть много. Барсукову понравился один: «Умный беден потому, что не способен нарушать законы».

     Скорее всего Александр Багмет,  автор этого афоризма, под понятием «умный» имел в виду «порядочный, честный».  В такой трактовке, по крайней мере для России, данный афоризм абсолютно уместен.

     Действительно, народ в России в ярой попытке разбогатеть, нарушает законы  в любом случае. Начиная от торговли некачественными товарами, и до строительства дорог, мостов, спортивных сооружений стоимостью в десятки раз превышаюощую  стоимость подобных  сооружений за рубежом.  И конечно же в атмосфере поборов, откатов, коррупции, воровства порядочному человеку в России никогда не разбогатеть.

     Но Россия на планете не одна. Есть, есть страны, где афоризм Багмета абсолютно не звучит.

     Барсуков убедился, что день 1 августа для любого швейцарца есть самый главный праздник. В этот день, много веков тому назад, а именно  в 1291 году встретились  на уединенной поляне возле Фирвалдштедского озера представители трех лесных кантонов – Швиса, Ури и Унтервальдена. Жители этих кантонов не пожелали больше жить под властью Габсбургов и заявили о своей независимости. В соотвветствии с волей своих мятежных сограждан ответственные люди, съехавшие на поляну,  подписали договор-клятву быть всегда заедино в борьбе против внешних врагов. С этого союза трех кантонов и началась Швейцарская конфедерация.


     Долгое время свисы жили бедно. Да и то, откуда богатеть-то? Коровы да бесплодные (в смысле полезных ископаемых) горы. И всё!


      Многим мужчинам приходилось выезжать за рубеж на заработки. В Европе ценили швейцарцев за их силу духа, за верность долгу  и охотно принимали на службу в качестве ландскнехтов, стражей-гвардейцев,охранников.

      Ехали швейцврцы и в Россию. Чаще всего они нанимались на должность домоохранителя (швейцара). Но ехали и образованные швейцарцы.  Прежде всего --  это три базельца: великий математик Леонард Эйлер и два брата Бернулли,  Николай и Даниил.  Первый – математик, второй  -- врач и создатель гидродинамики. Все  трое стали действительными членами Российской  Академии наук. 
   
         Затем, первый архитектор Петербурга, уроженец швейцарского городка Астано, знаменитый Доменико Трезини (на русской службе – Андрей Петрович Трезин). Это он  спланировал застройку центральной части Петербурга и Васильевского острова. Это по его проекту бвла построена Александро-Невская лавра. До нас дошли такие его замечатеоьные  творения  как  здание  Двенадцати коллегий, Петровские ворота и, самое главное, -- Петропавловский собор с колокольней, увенчанной  золотым шпилем.

     А швейцарский кантон Тессино отрядил в Петербург сразу более 140 специпдистов-строителей. В их чпсло  входили архатекторы Фонтана, Руско, Адамини, Висконти, Соляри, Жирарди.

      Постепенно, благодаря трудолюбию и мастеровитости  швейцарцев, страна стала богатеть. Швейцарцы даже бесплодные горы превратили в статью дохода.  Летний и в особенности зимний туризм – это целая  индустрия, приносящая 20-ти процентную лепту в государственную казну.

    Сейчас Швейцария --  одно из самых процветающих государств.

      Но не только трудолюбие и мастеровитость возвысили швейцарцев.  Барсуков  уже давно пришел к выводу, что благоденствие любой страны не зависит  от количества плодородныых земель,  от богатства недр, от обилия  энергоресурсов, от климатических условий (взгляни на Украину). А зависит только от духовных качеств людей, там проживающих. И в первую очередь – от  порядочности, и  патриотизма.

    Всеми этими качествами  обладают жители Швейцарии.  Особенно – последним. Преданность своему кантону и гордость за страну в целом  -- это у них в крови.

     Видать не зря к воспитанию патриотических чувств относятся в Швейцарии с большим вниманием. Уже в начальной школе в сознание юного гражданина вводится запоминающийся образ: Швейцария –  это как прекрасный апельсин. Надорви у апельсина кожуру и вынь из него хотя бы одну дольку, и это уже будет не апельсина, а материал для навоза.

   А, у нас всё Рашка да Рашка. А, у либералов и того чище: Рашка-парашка. Кане-е-ешна...

   И с порядочностью у швейцарцев все в порядке. Вообще-то человек порядочным не рождается, и порядочность не воспитывается. Она прививается силовым способом, путем обязательного исполнения законов.

   Законы в Швейцарии исполняются неукоснительно.

   А у нас обворует гражданин государство на миллионы и спокойно слинят на пмж в какую-нибудь Австрию (это пехтингом называется). Кане-е-ешно, чего ж не воровать?

    Пребывая в Швейцарии, Барсуков с горечью понял, что  Россия, при теперешних порядках, когда закон, что дышло и не для всех, когда мздоимство стало нормой, никогда не будет Швейцарией, поскольку в России и сейчас нет, и некогда не будет порядочности,  честности, уважения к закону. Не случайно в русском языке имеется громадное количество синонимов глагола «обмануть»: надуть, объегорить, нагреть, втюхать, облапошить, развести, впендюрить и т.д.

       Коммунисты пытались привить гражданам разные благородные качества, но не по их вине это дело провалилось. Теперешнее общество надеется на батюшек.  А, что батюшки? Они сами – шарлатаны.

      Понастроили церквей, понаоткрывали монастырей, попы полезли в школы.  А, толку?

      Преступность растет, наркомания растет, беспризорничество растет, проституция растет, воровство – само собой.

      Батюшки, ау! Гле вы?

      "Где, где, -- вступил в разговор внутренний голос, -- везде!

      -- Что значит: "везде"?

      "Везде, где можно выставить вон музей, галерею, клуб, выставку и вообще культвру из бывшего церковного здания".

      -- А, зачем?

      " Ох, ты и  наивняк, хозяин! Затем, чтобы расширить торговлю свечками, крестиками, иконками, лампадным маслом и т.п.. Чтобы больше получать денег с записочек "за здравие", "за упокой", за различные требы и службы".   
 

    Ну, вот! Хотел написать рассказ, а выщел какой-то сумбурный памфлет. А, что поделаешь? Жизнь диктует. Вон на обширнейшем пространстве на восток от тихвинского Шугозера нет ни одной церкви и ни одного попа. Наверное потому, что живет на этом пространстве безденежное, бедное население. То ли дело Петербург!

    На закуску глоток, так сказать,  поэзии:

Хоть ты сдохни, хоть убейся,
Хоть рассыпся на куски.
Все равно у ватервейса*
Офигеешь от тоски.

Впереди одни туманы,
Впереди дождей капель.
Не придурки ль капитаны,
Что ведут корабль на мель?

Эй! «Россия»! Флаг на рею!
Не теряя время зря,
Заводи-ка ты скрее
Иль Генсека, иль царя.

__________________________________
*Брус, идущий по бортам судна и, одновременно, водоток вдоль него.