Совесть

Михаил Шамин
     Психика человека имеет несколько видов самоконтроля, это контроль угроз существованию, контроль возможности, точности и успешности выполняемых действий, контроль внешнего вида, отслеживание того, какое место занимаешь в обществе и  как к тебе при этом относятся. Самоконтроль осуществляется подсознательно и отслеживается проявлением эмоций, таких как  дискомфорт, тревога, страх, удовлетворение, которые осознаются, хотя не всегда.
     Совесть один из видов самоконтроля, а именно: отслеживание своего места в обществе и как к тебе при этом относятся. А это зависит от соблюдении тобой общественных идеалов, принципов и моральных норм. Поэтому совестный контроль побуждает критически относится к своему поведению среди людей. 
     Контролёр совесть проявляется лишь в процессе общественной жизни. Вне общества совесть не нужна, от чего у отшельников, отверженных её и нет.
     В общем, совесть это эмоционально-сознательный самоконтроль, одна из форм психической само регуляции, в которой связываются воедино разум и эмоции.

       Совесть подвергает тщательной проверке всё, что человек выполняет или ещё только намеревается сделать. При этом, когда в своих поступках (и поступках близких людей) имеет место несоответствие нормам поведения, осознание этого сопровождается эмоциональными переживаниями. То есть, возникает чувство дисгармонии во взаимоотношениях, чувство нравственной  (этической, моральной) ответственности за своё поведение перед окружающими и самим собой, чувство вины, стыда и раскаяния, называемыми угрызениями совести.
   То есть, к первичным эмоциям (страх, тревога) после осознания добавляются угрызения (стыд, вина).               
        Поступать по совести, значит не делать людям плохо, и, испытывая чувство долга, не мириться, когда другие поступают недостойно, также, содействовать взаимопониманию и гармонии в общественных взаимоотношениях.

      
       Почему совесть сознательный контроль? 
       Потому, что совести у человека от рождения нет, она «заводится» по мере развития сознания. Поэтому о врождённости и божественном происхождения совести речи быть не может. Отслеживание своего места в стаде и стадных отношений на уровне рефлексов есть, но совесть это психическая функция, возникающая на основе развитого сознания и убеждений им принятых. А сознание развитым становится после того, когда ребёнок полностью освоит речь. 
       (Сознание есть высшая форма отражения действительности на основе абстрактно-логического мышления и понятийной речи.)

      Почему совесть моральный контроль?
      Потому что совесть отвечает за поддержание баланса личных и общественных интересов и поэтому следит за соблюдением  общественных идеалов, принципов и моральных норм, принятых в данном обществе. Если ты не реагируешь на несоблюдение, значит сам аморален, и тогда к тебе отношение отрицательное, и тут даже подсознание подсказывает: надо следить, надо отвечать.

       Общественные идеалы и номы поведения внушают нам так или иначе с детства, мы воспринимаем их неосознанно как данность, и они становятся как условные рефлексы. Далее, по мере взросления, мы делаемся более духовно развитыми, начинаем многое понимать, и по некоторым вопросам у нас появляются свои суждения и убеждения, продукт работы сознания. Наиболее самостоятельные начинают задумываться, как и какие нормы исполнять, какие свои поступки осуждать, какие оправдывать, и что для них более ценно. Дело в том,что общественная мораль не всегда точно соответствует тому, что требует действительность (которая разнообразна и изменчива), т. е. должному в общественных взаимоотношениях в данное время в данном месте. И хотя она постоянно корректируется, всё же находятся поводы для конфликта отдельных личностей с общественными нравами. Поэтому разделяемую ранее общественную мораль, индивид, применительно к себе, дополняет или урезает. Некоторые (разочарованные, обозлённые) вообще становятся беспринципным, или лишёнными убеждений, и совести у них уже не на что опереться.

     Механизм совестного контроля изначально работает независимо от того, чем занято сознание в данное время. Недремлющее подсознание эмоциями тревоги, страха даёт сигнал сознанию задуматься, выявить ошибку и больше не повторять, дабы эти негативные эмоции в подобных ситуациях больше не мучали. Мы ведь в текучке и горячке не всегда задумываемся о последствиях, а подсознательный контроль (внутреннее око) всё отслеживает и оценивает относительно утверждённых в сознании критериев, работающих на уровне подсознания как условные рефлексы. Тревоги и т. п. и есть результат той оценки.
      Тревоги доходят до нас обычно задним числом, когда поступок совершён. Но у наиболее сознательные заранее воображают результаты и получают готовые угрызения.
          Есть ли у совести свобода, о которой говорят?
     Никакой собственной свободы у совести нет, совесть вторична по отношению к убеждениям, которые сами могут быть не свободными.
     Не свободны и убеждения-догмы, т. е. слепо принятые на веру так называемые непреложные истины (например, религиозные), пока их критически не пересмотришь, преодолев табу непреложности. А те убеждения, к которым сам пришёл или воспринял осознанно, свободны, так как ты, как сам автор, можешь спокойно корректировать их, если найдёшь основания для этого.
       Как выше доказано, совесть вторична по отношению к убеждениям, заставить стыдиться или не стыдиться чего-то просто так нельзя,  только через убеждения, добровольные или внушённые.

       Совестный контроль проходит несколько этапов формирования
  У провинившегося ребёнка, когда уже довольно понимает, чувства вины, стыда, раскаяния возникают лишь как ответная реакция на отрицательное отношение свидетелей и потерпевших (не заметили - всё нормально).
Такая реакция значит, что уже есть стыдливость, но это ещё не совесть.
      (Стыд – чувство сильного смущения за совершённое предосудительное,  разновидность страха потерять по этой причине лицо в глазах окружающих.)
       Позже появляются предчувствия, что могут быть нехорошие последствия за содеянное.  А ещё позже такие предчувствия порождают воображение и следом за ним возникают чувства-эмоции, как реакция на воображаемое негативное отношение окружающих. Это уже полноценные угрызения. 
        Вот с этого момента: развитое воображение, наличие опыта и сопутствующие им эмоции-угрызения, - начинается настоящая совесть. 
     Следующий этап это появление уже зрелой совести,  когда становится стыдно перед самим собой за свои слабости и недостатки, недостойные намерения. На этом этапе чувства вины и раскаяния возникают за содеянное не только без свидетелей, но и даже за намерения. Зрелая совесть заботится о возможных последствиях заранее. Она возникает, когда индивид уже имеет развитое сознание и устойчивый статус в обществе, который надо беречь и повышать.

    Развитое сознание оно у зрелой личности. Зрелость личности определяет наличие опыта, умение анализировать, делать самостоятельные выводы относительно общественных нравов, политики, идеологии, мировоззрения.

      И так, полноценная совесть (иметь свод своих нравственных правил и осуществлять самоконтроль, руководствуясь ими вполне осознанно) возникает не сразу, а поэтапно.

      Надо иметь в виду, что мы многое делаем не очень задумываясь или машинально, поэтому полноценная совесть проявляется чаще в лишь ответственных случаях, а обычно имеют место все перечисленные формы её проявления и одновременно другие  формы самоконтроля и само регуляции поведения, причём в разных сочетаниях. В результате нам порой трудно определить, чем же мы руководствовались в данной ситуации: банальным страхом, что побьют, чувством ответственности или боязнью потерять уважение с вытекающими последствиями.       

     Совесть способность приобретённая, а интеллектуальные задатки, особенности характера это врождённое. И в зависимости от того, кому чего и сколько достаётся с генами, даже в одной семье, то есть, в одинаковых условиях, вырастают дети с разной психикой и, соответственно, с разным уровнем совестливости.  Чем больше интеллекта и, соответственно, сознания, тем контроль-совесть  ( но не всегда становится)стать более зрелой и действенной. Потому что у сообразительных, но тщеславных, трусливых, приспособленцев, наглецов-эгоистов, доставшийся им характер мешает действовать совестному контролёру, а сообразительность при этом легко придумывает оправдания.

    Совестный контроль есть функция развитого сознания, но развитость сознания бывает разной, и с разной степенью критичности к воспринимаемой информации.  Личностей с полноценно развитым сознанием немного, все мы серединка на половинку. При этом есть много слепо следующих общественному мнению,  по большому счёту они не совсем личности, и совесть у них не зрелая, не самостоятельная, так как нет у них твёрдых убеждений, на которые совести опереться.   При этом  некоторые, особенно женщины, вообще боятся иметь собственное мнение. Такие люди легко поддаются чужому влиянию, легко становятся верующими до фанатизма  или фанатами какой-нибудь успешной личности.  Какая уж тут свобода совести?

      Контролёр-совесть успешнее работает, когда разум-сознание властвует над телом, ну а когда не властвует (состояние аффекта, опьянения) совести как не бывало.

     И ещё, само по себе угрызение совести не всегда заставляет поступать по правилам морали, человек слаб и частенько идёт на сделку с совестью, стараясь заглушить чувства стыда, вины самооправданием.