Indossament 2

Маргарита Мендель
Современные поэты и поэтессы. Наш XXI век. Век свободы слова и интернет-зависимости. Молодое амбициозное поколение, способное заявить о себе и обратить триумф «поэтического бума» в свою пользу, желая покорить весь мир. Но, как говорится, «они были первыми, пока это не стало мейнстримом».
  Их очертания жизненного круга реалий да и параллелей творчества заключены в постах вконтакта, твиттера и фейсбука. У них есть директора и пиар-менеджеры; они во что бы то ни стало стремятся провести гастрольный тур по городам, где будут на публику читать собственные стихи. Они с удовольствием делятся фотографиями своей жизни с десятками тысяч подписчиков в инстаграме. Они записывают домашние любительские видео и рассказывают о себе в перископе. Их аудитории не больше тридцати–тридцати пяти. У них большие поэтические фан-клубы и грандиозные планы на ближайшее будущее.
  Но каким-то неведомым образом им удается зацикливаться годами на одном и том же, находясь в собственных, выдуманных внутренними рамками эго-проблемах. Они не выходят за пределы зоны комфорта в зону риска (собственно, это могло бы быть первым условием развития личности). А порой складывается ощущение, что они не испытывают стрессов – абсолютно ни от кого (кроме себя). Их не особо волнует происходящее где-то «вне» (вселенной, цивилизации, государства, города, улицы, комнаты). Они практически не меняют тематики произведений и даже ритмику стихов – им ее удается воссоздавать на одинаковом мотиве, что и каких-то пять-шесть лет назад; они используют скудный набор рифм и словарный запас уровня школьника безо всяких литературных изысков. При этом их творческий почерк мало узнаваем и редко индивидуален. Они не демонстрируют владение безграничным многообразием художественно-выразительных средств. И достаточно быстро они «исписываются» – кончаются, израсходовав свои первоначальные и последние же силы. Их испепеляет время – властное, неукротимое и жестокое. Они настолько быстро сгорают, что весь их поэтический эволюционный цикл проходит менее, чем за одно десятилетие. Но поэзия есть не только эмоции и чувства, а еще и интеллектуальный труд, подразумевающий под собой постоянный сбор и систематизацию новой неиссякаемой информации. А без этого интеллектуального труда остается лишь один голый нерв эмоций, который сам по себе долго существовать не может.
  «От» себя, но не «к себе». Редко кто из них пытается проявить свое писательское «я» в разных по содержанию жанрах и формах литературы – пусть в той же миниатюрной прозе или драматургии. А даже если и пытаются, но достигнуть желаемого результата оказывается не так-то просто, то они это объясняют, как элементарное явление сущности: «Я – поэт. И я пишу стихи. Другого не обязан». Но отчего тогда почти все выдающиеся писатели своего времени обладали особым даром – они могли писать в разных жанрах и осознанно нарабатывали это умение годами, стремясь увеличить тем самым острые грани своего писательского драгоценного кристалла. Они были не только поэтами, но и переводчиками, прозаиками, драматургами, эссеистами, литературоведами, публицистами, критиками и, и, и… многие из них к тому же были музыкально образованы. Недаром ведь считается, что любимый язык поэзии – это музыка. И настоящие Поэты об этом прекрасно знали.
  Счастье, что сокровищница мировой литературы всегда открыта для нас. Этот век благодатен лицами, но не Поэтами.

  Антрыгина. А вы много стихов знаете? Я ужасно люблю стихи.
  Бальзаминов. У меня дома тетрадь есть для стихов-с. Я в нее и вписываю; если прикажете, я принесу-с. Только что хороших стихов достать негде-с, у нас в суде никто этим не занимается, только разве один Устрашимов.
  Антрыгина. А вы разве в одном суде служите?
  Бальзаминов. В одном-с и даже за одним столом-с.




  17 февраля 2017