Экспертный обзор. Александр Спарбер. Апрель-2017

Большой Литературный Клуб
Сразу скажу, что читал тексты непосредственно на авторских страницах, так что об анонимности речь не идет.
И еще скажу, что всё, что я сейчас скажу, ничего не говорит о ценности тех или иных стихотворений, а лишь о моём о них впечатлении в тот момент времени, когда я буду о них говорить.
Я постараюсь сказать о каждом стихотворении, но, возможно, меньше того, нежели они заслуживают.

БАРСУЧИЙ БЛОГ КУРУХУРУ «Шла собака»
http://www.stihi.ru/2017/04/05/11992 отборочный тур для резидентов
Отличный стих (прошу прощения у тех, кто правильно считает, что стих – это строчка). Очень, очень хороший стих. Здесь, безусловно, есть что-то от Заболоцкого с его знаками зодиака – не только размер, но и легкость. Стихотворение написано так, будто автор не прилагал никаких усилий. И буквально физически слышен звук клавиш – как эта самая многодетная собака по ним идет. И удивлённые морды котов видны. И волшебство, возникшее почти из ничего.

КРАСНОГЛИНЯНЫЙ ГОЛЕМ «Пусть к гудкам маневровых градирни строги»
http://www.stihi.ru/2017/03/25/6466 отборочный тур для резидентов
Я несколько лет жил рядом с ТЭЦ, практически в шаге от градирен. Там всё время вместо дождя шел конденсат. Еще гудело всё, когда какие-то выбросы были. И при этом вокруг пруда-отстойника росли деревья, и там весной пели соловьи… В общем, да, понемногу становишься частью этой экосистемы. Интересно, да. Хотя и не могу сказать, что потрясло. Показалось несколько сконструированным, что ли…

ГЕННАДИЙ АКИМОВ «Щучье слово»
http://www.stihi.ru/2014/12/31/4937 отборочный тур для резидентов
А вот понравился стих. Причем не могу сказать, что это ново – ну, читал уже что-то такое или этакое. Несомненно, читал. Но предназначение – тема бесконечная. А здесь есть меняющая интонация, есть энергия, есть напор и чуточку надрыва. В общем, хорошее ведьмино варево.

СОМОВ ТОРЖОК «Конец света»
http://www.stihi.ru/2015/12/20/555 отборочный тур для резидентов
Интересный стих. Хоть он несколько стебной, но создаёт странную реальность со смещённой причинно-следственной связью. И на самом деле, если вдуматься, всё это действительно напоминает дурной сон, переходящий в фильм ужасов. И за стёбностью можно разглядеть что-то большее и, я бы даже сказал, философское.

ИНГА СТАШЕВСКА «Человек человеку»
http://www.stihi.ru/2016/01/24/4952 отборочный тур для резидентов
И опять сон. Надо сказать, не вполне внятный, но сны редко бывают внятными. В общем, здесь приходится додумывать. Видимо, ЛГ снится, что он умер и встретился там с кем-то, уже умершим. Кого когда-то не узнал в толпе.
Человек человеку – вечное ремесло – это хорошо сказано. А вот финал мне не очень понравился. Потому что в начале было хоть и не совсем понятно, но конкретно. А в конце пошла какая-то многозначительность с золотой нитью и велеречиво обозначенным рассветом. Мне кажется, лучше было бы попроще. Но могу и ошибаться.

ДАНА КУРСКАЯ «Меланоцет Джонсона»
http://www.stihi.ru/2017/04/06/10856 отборочный тур для резидентов
Здесь, натурально, пришлось гуглить. Я знал его под именем морского черта.
Симпатичный стих сам по себе. Хотя я не уверен, что стоило огород городить. Вот Джонсон – открыл зубастую страшную глубоководную тварь – и обессмертил свое имя! А она плавает и об этом не знает. И? Так и хочется сказать: бывает )). Но написано здорово.

УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА «Кукольное»
http://www.stihi.ru/2017/04/07/9949 отборочный тур для резидентов
Первая мысль, которая приходит, что это общение с Ним, то бишь с Б-ом. Вторая мысль – что это общение с Ним, то бишь с мужчиной. Второе, кажется, вернее. Получилось эротично.

МАРИНА КАЛМЫКОВА «Пружинка»
http://www.stihi.ru/2017/03/18/4917 отборочный тур для резидентов
Стих хороший. Хотя, конечно, не ново. Жизнь прошла – а я и не заметил(а). Читать интересно, но к середине возникает ощущение, что стих топчется на месте. Мысль повторяется, а к концу и фразы начинают повторяться. Я понимаю, что там вкусные подробности, которых жалко, но…

ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «О рунах и Мопассане»
http://www.stihi.ru/2016/12/03/9948 квота Владислава Сергеева за редактирование отборочного тура
Ну, здесь, собственно, нечего комментировать. Терпеть не могу слово «руны» в стихотворных текстах, но здесь оно употребляется как раз в том контексте, в каком нужно. А так – легко, задорно, иронично, эротично. Не знаю, включу ли в лонг, но удовольствие получил.

ЕВГЕНИЙ ИВАЧЕВСКИЙ «Станция»
http://www.stihi.ru/2017/01/01/2992 номинатор Катя Че
Понравился стих. Как-то пришёлся, как-то внедрился. Что-то в нем из Давида Самойлова, по ощущению. Особенно вот это место:
и на фанерных креслах спали дети
шёл за окном прозрачный снегопад
за стойкой подпевала невпопад
буфетчица своей радиоточке
Во всём этом такое щемящее чувство жизни… Такое… трифоновское.
Есть мелкие придирки. Во-первых, почему коньяк в стакане, а не в стаканах? Хотя, конечно, можно предположить, что они хлебали по очереди. Может быть.
Во вторых, вот здесь:
но я молчал мне было так неловко
сказать что
Дело в том, что первая строка здесь – уже законченная фраза. А потом неожиданно появляется ещё и «сказать». Не слишком удачный перенос.
В-третьих, все же финал как-то не очень, по мне. Возможно, чисто вкусовое, но не люблю называний. В частности, «друг». Ну, и так ведь ясно, что речь о друге. Как-то это снижает. Такое впечатление, что нужна была рифма к Петербургу.
Но все равно очень точный стих.

ЕВГЕНИЯ ДЖЕН БАРАНОВА «антология»
http://www.stihi.ru/2016/03/16/7154 номинатор Татьяна Виноградова
Символизма, однака ))
Мне чего-то вспомнилась известная пародия Соловьева на Брюсова:
И не зови сову благоразумья / ты в эту ночь! / Ослы терпения, слоны раздумья / бежали прочь.
Если серьёзно, то стих интересный. И образы в нем интересные. Но, на мой взгляд, отсутствие знаков препинания в данном случае затрудняет восприятие. Когда непонятно, где кончается одно предложение и начинается другое, теряется логика текста, построенного по принципу теза-антитеза. И этот принцип как раз нарушается при чтении без запятых и точек.

ГАЛИНА ДАНИЛЬЕВА «Бал»
http://www.stihi.ru/2017/04/17/3401 номинатор Татьяна Виноградова
По мне, в этом стихе есть две последние строчки – и всё предшествующее. Две последние афористичны. Остальное… ну, скажем так, не моё.
Не уверен, что Сам Творец нужно писать со строчных. Творец – да. А вообще, кажется, принято поднимать буквы в именовании Его и в личных местоимениях о Нем. Сам – не личное местоимение. Впрочем, возможно, я не прав, а просто излишек прописных внутри текста действует на нервы.

ФЛЕША РАЕВСКАЯ «Может быть, и там, вдали, наладится»
http://www.stihi.ru/2015/06/29/5188 отборочный тур
«Каки» в этом стихе меня абсолютно не смущают. Вообще, на мой взгляд, их неудобство преувеличивается.
Но об этом стихе я могу сказать примерно то же, что о предыдущем: в нем ударный, афористичный финал. Во всём остальном… ну, интонация любопытная, нестандартная. Есть удачные выражения, например «и по направлениям иным».
Но и неловкие, и стандартные, и общие места – тоже есть. «Песня цыганки» не понял, для чего здесь нужна.

АЛЛА МИРОВА «больничное»
http://www.stihi.ru/2016/11/02/8804 отборочный тур
Так-то стихотворение хорошее. В нём без всяких называний есть запечатлённое мгновение, есть сложное, трудно описываемое словами (а впрямую – вообще неописуемое) настроение.
Меня только несколько смущают логические противоречия в описании ворон. Мне кажется, что строчки «толкаются, праздные, мечутся и орут со скуки» и «они точно знают, что им сейчас в жизни важнее» взаимно исключают друг друга.
Возможны два предположения – за автора и против. Против – что стих писался, как пишется, что приходило в голову и в рифму. За – что у ЛГ именно так, противоречиво, приходят мысли. Сначала ей кажется, что они орут со скуки, а потом понимает, что не-е-е-е-е-ет.

ВАРЯ СНЕГИРЁВА «Антверпен»
http://www.stihi.ru/2016/08/30/9698 отборочный тур
Ну, в общем, это довольно отвязно и убедительно. Хоть и не вполне понятно. Приходится по неким ключевым словам добираться до смысла – чтоб так и не добраться. Нет, в любом случае это интересно. И в тренде, наверное. Вот только не знаю, хорошо это или плохо.

АНДРЕЙ АЛ ВАСИЛЬЕВ «Выборг. Прогонная улица»
http://www.stihi.ru/2017/03/27/4552 отборочный тур
По всей видимости, автор не ставил перед собой глобальных задач: раньше по этой улице прогоняли скот, а теперь прогоняют туристов. Но вот читаешь – и разные обобщения лезут тебе в голову. Далеко заводит речь, угу.

ВЛАДИМИР КОНДРАШОВ «И он спросил»
http://www.stihi.ru/2016/03/05/11380 номинатор Семён Кац
Стих производит впечатление. Только непонятно, чем: сам по себе или просто фабулой? Как-то не могу определиться с отношением к этому тексту. Вот небрежность записи мне, как крючкотвору, мешает.

ПЁТР ЛЮКШИН «Мужичок без номера»
http://www.stihi.ru/2017/03/14/1345 номинатор Семён Кац
Классный классический стих. Внятный и сильный. Правда, пока не знаю, включу ли его в шорт. Что-то меня в финале смущает. Он сильный, этот финал, да, но… не знаю, белоберезовый, что ли…

МИККО «А в моих черновиках лето»
http://www.stihi.ru/2015/04/17/95 квота Владимира Штокмана за ведение рубрики "В гостях у..."
Не очень люблю такой размер. Он как бы нивелирует текст, лишает его индивидуальности (за редкими исключениями). Но начинается стих любопытно, что-то обещает. Жаль, что к концу всё сводится к банальному. Ну, почти банальному, на мой взгляд. Или вкус. 

НОРВЕЖСКИЙ ТАЛЫЙ СНЕГ «не заплатать, не заплакать, не высмеять»
http://www.stihi.ru/2017/03/29/10728 квота Александра Крупинина за редактирование отборочного тура
Прям не знаю, что сказать по этому стиху. Вроде и непонятно, но завораживает. Вроде и верлибр, но убеждает. Вроде образы спорные, но при этом точные. Язык не литературный, но правильный. Или кажется таковым. В общем, этот текст меня заинтриговал. Может быть, чтобы его раскусить, нужно больше времени.

СЕРГЕЙ ПАХОМОВ «Болиголов»
http://www.stihi.ru/2016/09/26/5472 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Стих производит впечатление. Но потенциальное какое-то, что ли…
Первая же метафора «река, как выдавленный клей из тюбика лесного храма» – безусловно, мощная. Но представить это я не могу, хоть убейте. То есть реку как клей – могу. Наверное. Особенно, если в солнечный день смотреть сверху. Но тюбик лесного храма… чего-то не получается. Да и никак она, метафора эта, не связана со всем дальнейшим действом.
Отдельные места заставляют вспомнить Гумилева:
Так мальчик, игры позабыв свои / следит порой за девичьим купаньем / и, ничего не зная о любви / все ж мучится таинственным желаньем
Да, понимаю, стиль другой, лексика другая, но суть одна. И у Гумилева лучше. Отчетливей.
В общем, да, стих сильный. Но, видимо, ко мне он не пришел.

МИХАИЛ ТИЩЕНКО «Закат солнца в парке»
http://www.stihi.ru/2017/03/30/10380 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Очень интересная задумка. Но, на мой взгляд, стих несколько размазан, что ли… много необязательного. Например, текст в скобках с призывом к читателю забыть смех и шутки. Все это лишнее. На мой взгляд.

ПЕТРА КАЛУГИНА «Поход воды»
http://www.stihi.ru/2017/02/23/9226 квота ГР за редактирование отборочного тура
О да. Вода, поход, круговорот жизни. Очень близкие мне темы. Но я бы так не смог. Нужна известная смелость, чтобы так говорить.
Интересно: кузнечик цзы возник просто как сочетание кузнечика (в траве) и эпохи цзы, или это результат чтения китайских философов?
И еще интересно, насколько этот стих сознателен.

ИСХАКОВ АЛЕКСЕЙ «Юрод»
http://www.stihi.ru/2016/01/02/6526 квота Марины Чирковой за редактирование отборочного тура
Ну да, это интересно. Это поиск. Поиск всегда интересен. Правда, данный конкретный стих, на мой взгляд, ближе к прозе, нежели к поэзии. И какое-то странное смешение почти тактильных ощущений с довольно сложными мыслеобразами. Получается несколько кашеобразно, на мой взгляд. Вот предыдущие два стиха Леши на БЛК, заслуженно получившие признание, этого недостатка лишены. Они цельные.

КОНСТАНТИН ПОТАПОВ «Вполголоса»
http://www.stihi.ru/2012/10/27/8725 номинатор Юрий Семецкий
Хороший стих. И да, напоминающий Окуджаву. И написанный тоже вполголоса. Я бы сократил его примерно на две трети. Но это другое дело, это мой вкус.

26. АКСАНА ХАЛВИЦКАЯ «Город замер, пахнет водой озёрной»
http://www.stihi.ru/2016/06/30/6126 номинатор Юрий Семецкий
Интересно, но есть вопросы. С самого начала непонятно, что пшеница делает в городе. Даже если она озимая. На рыночной площади, что ли, растет?
Рыжий кот таскает рыб вместе с авоськой или это дед с авоськой? (это придирка, конечно, но всё равно неловко сказано).
Там на небе также считают дни, как в мире весов и длин? (с) – кажется мне, что в данном случае «так же» следует писать отдельно.
Да и вообще, если честно, мне показалось, что в этом стихе больше претензии на смысл, нежели смысла. Но, возможно, просто не догоняю.

ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «Ловец теней»
http://www.stihi.ru/2017/03/04/12515 номинатор Елена Наильевна
В общем, это всегда почти интересно, когда ЛГ – что-либо изначально неодушевленное. Да еще если речь от его имени.
Меня здесь смущают некоторые вещи. Например, почему всё, что касается самолётов, выражено метафорически (птицы, стаи, зерно и пр.), а что касается того, что стоит на земле – впрямую (прожектор, зенитки и пр.). Хотя может быть.
Птицы, роняющие зерно – в этом образе, наверное, что-то есть, но нет логики. Почему из птиц сыпется зерно? Обычно из них сыпется другое. Из земли всходят зерна смерти – имеются в виду взрывы? Но они никак не похожи на проросшие всходы.
Зенитки штопают небо – это само по себе похоже, да. Но от штопки птицы обычно не падают. Опять нет логики образа. Если б было «силки всё чаще, плотней / в них запутавшись, падает птица…», например.
Наверное, всё это придирки, и всё это можно объяснить. Да я и сам могу. Но всё вместе… не знаю, я люблю, когда стих объединен единым образом, а не соткан из разных образных кусочков.
 
ГАЛИНА ИЗЗЬЕР «Ипохондрия»
http://www.stihi.ru/2017/03/27/136 номинатор Елена Наильевна
Не знаю. С одной стороны (и это вкусовое, да), уже изрядно надоели стихи со свободным разговорным размером, близкие к прозаическому повествованию.
С другой стороны, этот конкретно стих создает очень точную атмосферу. И взаимоотношения героинь в столь кратком повествовании – как будто роман прочел.

29. ЛИПА ЛИПОВАЯ «тыгдым»
http://www.stihi.ru/2017/03/20/8163 номинатор Эдуард Филь
Отвязный стих. И совершенно непереводимый на иностранные языки. И весело, и грустно почему-то.

30. НЭЙЛ «заоконность»
http://www.stihi.ru/2012/03/07/783 номинатор Эдуард Филь
Стих, близкий мне по теме. Но далекий по стилистике. Хотя, конечно, красиво и грустно. Не понравилась строчка «В унылых недрах будней стылого балкона» – мало того, что она не слишком внятна, да еще и несколько родительных падежей подряд. Для такого техничного автора прямо удивительно.
 
ЕВГЕНИЙ ФЕОДОРОВ «Весна-синеглазка»
http://www.stihi.ru/2011/06/02/7354 номинатор Игорь Белавин
Вот здесь прямо могу сказать, что стих не понравился. Если уж писать верлибром, то надобно удивлять. А здесь удивления не было ни на йоту. А беспредельные дали вообще убили наповал.

CЕРГЕЙ КАРАТОВ «Любо идти мне»
http://www.stihi.ru/2017/02/14/7807 номинатор Игорь Белавин
Ну что же. Это внятно и образно. Правда, если б не картинка, не понял бы, почему андреевский. А может, и понял бы )). И впечатление всё же есть некой архаичности почти.
 
АННА МАРКИНА «Иногда мне кажется, что и меня здесь нет... »
http://www.stihi.ru/2017/04/06/5897 конкурсный литературный портал stihi.lv
Редкий случай хорошего прямого высказывания. И очень мне близко и понятно. Правда, сейчас уже не так, а вот лет двадцать назад эта тема мучила страшно. И всё же я больше люблю, когда не впрямую.

ТАТЬЯНА ЛЕРНЕР «Царское»
http://www.stihi.ru/2017/01/12/8873 конкурсный литературный портал stihi.lv
Удивительно, но я не могу продраться через этот стих. Отдельные места очень хороши и точны, но в целом не могу. Наверное, устал просто. Правда, я и раньше его читал, и всё равно…

АЛЕКСАНДР ЛЕВАШОВ «слова»
http://www.stihi.ru/2017/03/28/534 номинатор «Термитник поэзии»
Нет, все-таки, наверное, устал. Потому что ничего не понял. Даже мелькнула предательская мысль, что всё это высосано из пальца. Но я ее отогнал.

МИХАИЛ ЗАМЯТИН «луч»
http://www.stihi.ru/2017/03/15/6896 номинатор «Термитник поэзии»
Я питаю пристрастие к стихам, пытающимся остановить мгновение, запечатлеть момент. Но, кажется мне, что этот стих не самый лучший у данного автора. Я читал и сильнее. Здесь же не сочинение, а изложение. По моему ощущению.

KEY KOREE «прок»
http://www.stihi.ru/2017/04/05/9731 номинатор альманах «Буквица»
Ну, это пляска. Этим и хороша. Признаюсь, меня тоже с детства мучил вопрос, где симметрия у карты, размещенной в телефоне.

ЕКАТЕРИНА ЧЕРНЯВСКАЯ «ветер-время»
http://www.stihi.ru/2017/04/03/5368 номинатор альманах «Буквица»
Много красоты, но подчас в ущерб смыслу. Такое впечатление, что стих был написан исключительно для последней строки, которая и вправду сильная.
Сквозной мундир ночи – может, это хорошо. Но к чему он здесь? Не говоря уже о том, что получается, что ветер отирает каждую слезу на мундире. Сомневаюсь я также, что ветер лечит лепру.
Стойбище, привал комедиантов – в контексте это примерно одно и то же. Но на самом деле это совершенно разные вещи.
Логика тоже не всегда понятна. Красиво сказаны какие-то слова красивые.

РОМАН КРУЧИНИНЪ «Нехорошо мне, ох нехорошо...»
http://www.stihi.ru/2013/06/08/8568 квота ГР за редактирование отборочного тура
Нет, это хороший стих. Недаром имеет столько откликов. И здесь есть такое… слегка умышленное косноязычье, когда говорят, не подбирая слов. Так что «каки» и здесь мне не мешают.
Другое дело, что финальное утверждение слишком декларативно, чтобы быть правдой.


Итак, шорт:

БАРСУЧИЙ БЛОГ КУРУХУРУ «Шла собака»
http://www.stihi.ru/2017/04/05/11992 отборочный тур для резидентов

ГЕННАДИЙ АКИМОВ «Щучье слово»
http://www.stihi.ru/2014/12/31/4937 отборочный тур для резидентов

СОМОВ ТОРЖОК «Конец света»
http://www.stihi.ru/2015/12/20/555 отборочный тур для резидентов

ЕВГЕНИЙ ИВАЧЕВСКИЙ «Станция»
http://www.stihi.ru/2017/01/01/2992 номинатор Катя Че

АЛЛА МИРОВА «больничное»
http://www.stihi.ru/2016/11/02/8804 отборочный тур

НОРВЕЖСКИЙ ТАЛЫЙ СНЕГ «не заплатать, не заплакать, не высмеять»
http://www.stihi.ru/2017/03/29/10728 квота Александра Крупинина за редактирование отборочного тура

ПЕТРА КАЛУГИНА «Поход воды»
http://www.stihi.ru/2017/02/23/9226 квота ГР за редактирование отборочного тура