Жизнь и её смыслы

Михаил Шамин
Сущность нашего бытия настолько банальна, тривиальна и каждому достаточно пожившему ясна, что и рассуждать тут вроде не о чём. Пыжимся, суетимся, что-то о себе мним, и в итоге все оказываемся там. О ком-то будут помнить больше, о ком меньше, а кого при жизни не замечали, вообще никто не вспомнит.  С возрастом мы понимаем это всё отчётливее, а смолоду кажется, что впереди вечность и о сущностях бытия пока не задумываемся. А потом, как отметили, всё и так ясно. Сущность бытия что?  Это, по определению, внутреннее содержание, проявляющееся во внешних формах, в общем, то, что осязаемо и наблюдаемо, определяемо на нюх, вкус, слух.
       А вот смысл нашей жизни это не что-то там нюх.  Смысл жизни это уже о том, что, мол, не просто существуем, а смысл какой-то в себе несём.
       Далее попробуем разобраться, что же мы такое в себе несём, и несём ли что.
       Для начала вникнем в значение слов смысл и жизнь.
       Смысл – содержание, значение чего-либо, постигнутое разумом, а так же осознанная разумом цель существования чего-либо.  То есть, когда мы судим о смысле чего-то, мы имеем в виду  внутреннее содержание его и, заодно, цель его существования, причём нашим же разумом (не забывайте)  ему приписываемое.  А поскольку разум у всех разный, то одному и тому же, бывает, приписывается разное содержание и цель (смысл, в общем). А если кому-то (чему-то) такового не припишут, то, вроде как, и смысла у него нет.
       Для  человека-дикаря поначалу ничего не имело смысла, потому что дикарь о смыслах не задумывался, т. к. разума ещё не хватало. А потом разума прибавилось, и он, ставши от этого человеком, занялся осмыслением окружающего и вкладыванием во всё смыслы. В результате путём  творческих потуг разума появилось понимание сути жизни (как явления) и её смыслов, а также  смысла жизни самого человека, и ещё того, что жизнь человека имеет биологическую и духовную составляющую, и что у каждой составляющей есть ещё  свой смысл.
       И так, говоря о смысле жизни, будем разбираться с её целями и, заодно, с содержанием.
      Жизнь вообще (как явление) и суть её в понимании нашего разума, есть способ существования материи,  которая представлена на  Земле в качестве оркестра живой Природы, в которой человек одна из скрипок.
       Содержательный смысл жизни в понимании разума  есть физико-химический процесс обмена веществ, энергий и информацией с окружающей средой, чем и  поддерживается существование явления с названием жизнь.
       А целевой смысл жизни в лице живой Природы, опять же, разумом определённый – быть. Быть вопреки всему, всегда и везде, или, по-другому, выживать в любых условиях и при любых обстоятельствах, а для этого защищаться, приспосабливаться к среде и приспосабливать её под себя, плодится, совершенствоваться.
     Вот, собственно, и весь смысл жизни вообще и, заодно, биологический смысл бытия человека в частности (они одинаковы). Но не все это понимают, и признают. Поэтому существуют и другие, опять же  надуманные, но иными неспокойными разумами  смыслы жизни человеческой. А именно.                Мол, человек подобен богу и потому есть царь природы, и смысл его существования царствовать над нею, но при этом он сам по себе раб божий и должен ему служить, и в этом его другой смысл существования.  Или, что жизнь дана для получения наслаждений, и поэтому надо делать всё, чтобы в этом преуспевать. Так же некоторые люди видят главный смысл жизни в обретении бессмертия в раю, или в каком другом варианте инобытия, посредством надлежащего поведения при жизни. А есть мнение, что человек ошибка природы, губитель себя и её, и поэтому никакого достойного смысла в его существовании нет, одна бессмыслица. Ну, и т. д.
    А вот некоторые ясные головы пришли к выводу, что человек для того и создан  Природой, чтобы стать важнейшим инструментом в её глобальной, космической агрессии, быть локомотивом её притязаний на этом поприще. Что ж, а может они и правы.  В этом что-то есть, чтобы взять за ориентир и тешить себя, мол, у нас вселенская миссия, я потенциальный разносчик жизни и разума по Вселенной, а не червь какой-нибудь. Что ж, человеку нужна сверх задача (таков он), и он её ищет. Вот и нашёл, чтобы не скучать.

      Вездесущность жизни  достигается  её способностью размножаться, приспособляться к любым средам и освоением любых пространств, способность эта  заложена, то есть, закодирована в ДНК каждого живого организма.   Диапазон приспособляемости и выживаемости у всякой живности разный, но у человека он особенно широк за счёт разума.  Почему бы тогда человеку действительно не быть в авангарде покорения космоса? Собственно мы этим уже и занимаемся, что-то неудержимо влечёт туда.  В освоении космоса, конечно, есть практическая польза, но расходы намного больше, однако жажда познания превыше этого и с расходами не считаемся. А может ещё что-то толкает нас, какой-то инстинкт потаённый?

       С общими положениями разобрались, а теперь поговорим об отдельном человеке, о его личных смыслах.
      В человеке  запрограммировано  то же самое, что и во всякой живой твари, но с ним сложнее, так как в человеке одновременно присутствует животное (биологическое) начало, о смысле которого выше уже сказали, и духовное, разумное.  Сначала было только животное, духовное приложилось с развитием разума. Разум, или духовное начало (логическое мышление, память, сознание, воля), развился для обеспечения более успешного существования  тела, но с дальнейшим развитием разума и, тем самым,  повышением духовной составляющей психики, эта составляющая обретает всё большую самостоятельность, хотя без тела всё равно существовать не сможет.  Самостоятельность эта реализуется волевыми поступками.  Воля это что?  Это упрямство и настойчивость под руководством разума, это поступки вопреки инстинктам. Поэтому человек в отличие от животного может волевым путём  изменить содержание и цель своего биологического бытия, и чем больше разума, тем успешней.  Поэтому сейчас к месту поговорить о смысле духовной составляющей человека.
      Содержание духовной составляющей это сознательное управление телом, забота о его здоровье, сытости и сохранности, а так же это познание, обычное творчество.  А вот творчество художественное, интеллектуальные игры, наслаждение гармониями (цвета, звуков и т. д.) - это уже сугубо духовные потребности, и они порой выходят на первый план. Считается даже, что  удовлетворение этих потребностей и должно составлять первейший смысл существования человека.
      Целевой же смысл духовной составляющей это самое загадочное.
Могу предположить, что цель духовная это полное подчинение себе своего тела (пока оно полностью слушается воле разума только у йогов). А так же подчинения себе всего сущего вокруг, чтобы быть независимой и полностью отдаться своим духовным потребностям. То есть, разум, как интеллектуальная система,  делается всё более самостоятельной,  и, как и всякая система, уже заботится о своём господстве и вечности.  А тело для разума становится всего лишь условием, существования и источником  наслаждений в виде соответствующих ощущений.
    Есть много разговоров о мировом разуме, и я думаю, он, возможно, состоится как коллективный разум человеков, находящихся  в состоянии  целенаправленного единомыслия, которого в настоящее время пока нет. Хотя уже и сейчас общественное мнение, как коллективный разум определённого контингента по отдельным вопросам, в течение какого-то времени  имеет место и управляет какими-то составляющими  общественного процесса.

    Человек издревле задумывался над  вопросом кто он, что он и зачем живёт, то есть о смыслах своих. Однако раньше люди  многого не знали, им приходилось доходить до всего умозрительно и интуитивно, и представления эти были часто (да и сейчас такое есть) далеки от реальности, хотя кое в чём были и прозрения. Сейчас мы более-менее разобрались в себе,  понимаем, например, что человек может волевым путём  изменить содержание и цель своего бытия биологического, и духовного тоже.   Действительно, может изменить, и люди стремятся к этому, однако, бывает, портят себе жизнь своими претензиями и иллюзиями, то есть, тщатся не считаясь со своими возможностями и реалиями. 
     Чтобы менять жизнь свою,  сначала надо разобраться в себе (а кто это делает?), в  своих помыслах и возможностях,  которые определяют твоё поведение, поступки, установки, отношение к себе и к окружающим.  А это очень не просто заставить себя заниматься этим, чтобы суметь понять себя. Поэтому человек обычно мыслит о себе, о смысле жизни своей (содержании и цели её) одно, но реальное бытие его отличается от воображаемого.  От чего по этой причине часто имеет место некое раздвоение личности,  человек становится замкнутым, уходит в себя, делается менее общительным. В таких случаях он начинает жить внутренней, воображаемой  жизнью и тешит себя надуманными смыслами.   
      Как говорится: у каждого свой путь в жизни, то есть свои возможности физические, психические  и интеллектуальные, реализуя которые по полной,  наиболее успешно исполнишь свой жизненный смысл, природой заданный. Только надо разобраться в себе, на что ты способен реально, тогда найдёшь свой путь к успеху.
       Итак, в человеке закодирована всеобъемлющая   цель жизни его как биологического объекта, да не всегда он это осознаёт. В течение жизни человек проходит разные этапы: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость…, и на каждом этапе имеют место свои смыслы (содержание и цели жизненные),  реализуя поочерёдно которые, человек обретает смысл своей жизни в целом.
       Реальный смысл жизни человека на данный момент  это чем он живёт, как живёт, зачем живёт.  И при этом у каждого свои чем, зачем и как, в зависимости от того, на каком отрезке жизни находится, но кроме того у каждого свои обстоятельства, свой стиль жизни, своя идея, чему посвятил свою жизнь (семье, работе, идее, богу), или какие другие задумки и выдумки. И это, к сожалению, не всегда соответствует генеральной линии смысла жизни заданной Природой.

       А теперь вернёмся  к глобальному.
      Чтобы осуществить свою гипотетическую роль разносчика жизни и разума во Вселенной и этой деятельностью  пресечь  энтропию в ней, человечеству следует для начала установить царство разума на своей Земле. А разуму надлежит усвоить, что Живая Природа есть необходимое условие нашего земного существования. Поэтому человеку пора перестать гробить Природу, а подчинить себя служению ей. Для этого необходимо обуздать свои эгоистические, корыстные  замашки, по милости которых  не уменьшается общественно-экономическая энтропия (хаос). Имеются в виду экономические кризисы с бесконечным терроризмом и военными конфликтами, идейная, идеологическая, мировоззренческая разобщённость и др.
    Пока человечество не замирится между собой, не придёт к общему знаменателю, всерьёз заняться спасением Живой Природы Земли нет возможности.
     Только после установления порядка в своём доме по имени Земля,  можно по настоящему приступать к роли вселенского жизнетворца.

     Вот такой смысл бытия, такая насущная задача возникла перед человечеством ныне. Раньше всё боролись с природой, чтобы выжить, покоряли её. До-покорялись,  уже спасать её надо, чтобы спасением её бороться  за своё выживание.
      А как быть, в этом контексте,  отдельному человечку, чем должен быть дополнен смысл его жизни?  Ему по-прежнему следует и самому жить, и не мешать при этом другим, и не калечить Природу. Иначе никакие более высокие смыслы не состоятся.
      Жить самому, значит жить достойно и, в первую очередь, для потомков  своими материальными и духовными достижениями, чтобы передать им эстафету на более высоком витке развития  бытия.
      Не мешать другим, значит не устраивать разрушительные свары и войны ради эгоистических интересов.
      Но если, допустим, кто-то ещё решил посвятить себя  служением Богу (таковой смысл себе определил), и это служение  как-то способствует утверждению жизни на Земле, то считай,  именно ей (Живой Природе) он и служит. И это правильно. Остаётся  слово Бог заменить на слово Природа, и всё станет на своё место.

     Итак, у отдельного человека свой смысл, у человека  в экосистеме, как вида, другой смысл, у человечества, как разумного явления, свой вселенский смысл.

     Но большинство  никаких  высоких смыслов в себе не вынашивает и не задумывается о них. Для них весь смысл сводится к тому, чтобы выбиться в люди, чтобы жить «не хуже других», а кто выбился в люди (забогател), ему надо уже ещё больше иметь (чего-то и кого-то) и властвовать. А это свидетельствует о не очень развитой духовной составляющей подавляющего большинства, то есть, потребности тела у таких  главней потребностей интеллекта,  и все смыслы у них сводятся  в первую очередь к обслуживанию животной составляющей организма, то есть, ко всё большему материальному и развлекательному потребительству.