Война. Из воспоминаний моего тестя и его друзей

Саныч Виктор
     Тогда, сорок лет назад, друзья моего тестя называли просто - Николай.
По пятницам, друзья тестя возвращаясь с работы подходили к воротам нашего дома и стучались. Николай выходил подготовленным. В холщовой сумке находилась краюха хлеба, кусок сала, пара огурцов. Размещались на чурках, которые находились около поленницы дров. Оттуда же, из поленницы вынимали дежурные стограммовые стаканчики. Разливали не торопясь, на два захода. А дальше начинались воспоминания.
     Друзья тестя, тогда мне казались стариками, а им  было-то всего около шестидесяти, Николай был постарше, с 1913 года. Поскольку все были фронтовиками, то первый тост всегда был за тех кто не вернулся с войны. Пили молча, не чокаясь. Вторую стопку пили за вернувшихся и живых. Не редко пятничные мужские посиделки заканчивались со слезами на глазах, это значило, что кто-то из рассказчиков вспоминал что-то такое от чего у друзей замирало сердце и невольно выступали слёзы.  Вот один из таких рассказов друга Николая, Петра Печенюжки (Печенюжка - это прозвище дяди Пети, у него всегда в кармане, были завёрнуты печеньки, а на фронте он был ездовым при артиллерийском  дивизионе) 
     Шёл март 1943 года, наши войска перешли в наступление. Нередки были случаи когда фронт уходил вперёд, а обоз отставал. О солдатах тыловики заботиться успевали, а вот фураж и сено для лошадей подвозить не успевали. При отступлении фашисты уничтожали весь провиант. Лошади работали на износ, доходило того, что на корм шли не сено и солома, а ветви кустов и деревьев. И в этот раз ездовые вместе лошадьми остановились небольшом перелеске, где росли небольшие осинки. Лошадки грызли кору у осин и жевали прошлогоднюю траву которой было не много. На опушке леса с северной стороны лежал снег. Так как никаких водоёмов рядом не было, то лошади подошли к слежавшемуся снегу и  слизывали его вместо воды. Лошадки медленно переходила по мокрому весеннему снегу, как вдруг передние ноги одной и кобыл глубоко провалились вместе со снегом в глубокую яму.
    Для того чтобы достать лошадь из ямы подбежали ездовые. Когда общими усилиями ездовых и артиллеристов лошадь достали из ямы , они увидели то что вызвало шок.
Сразу под снегом, точнее под небольшим слоем земли находились трупы людей одетых в какую-то странную одежду похожую на пижамы. О находке доложили командиру дивизиона. По прибытию командир приказал первым делом убрать снег  из провала. Посветив фонариком в провал командир начал считать, по его подсчетам в яме находилось не менее двадцати тел, среди которых были старики, женщины и дети. Об увиденном командир доложил вышестоящему командованию. Приехавший особист дал команду убрать землю и достать тела.  Из ямы достали более сотни тел убитых. Местная жительница, которую нашёл особист сообщила, что  обнаруженные  в яме тела, это тела душевнобольных из местной психиатрической больницы и местных стариков. В нижней части ямы лежали десять стариков, все они были застрелены в затылок, на телах людей одетых в пижамы огнестрельных ранений не было. Посёлок где находилась больница  оказался в зоне оккупации в ноябре 1941г. Целый год местные жители пытались поддерживать пациентов больницы, но после того как кормить больных стало нечем фашисты собрали  десяток местных стариков и куда-то увезли, а через день погрузили на грузовые машины больных и вывезли из посёлка.  Никто в посёлке не знал куда делись старики и больные. Именно эту страшную находку и обнаружили ездовые. Самое страшное было в том, что на больных фашисты пожалели патронов. В выкопанную стариками яму они сначала сбросили тех кто её сделал, а затем в эту же яму столкнули больных. Неизвестно как были убиты больные, то ли их предварительно усыпили выхлопными газами, то ли живьём засыпали землёй.

  Когда Петр рассказывал эту историю на глазах его друзей выступили слёзы. Глядя на лица Николая и его друзей я понял, что у каждого из них хранится в памяти история войны.

И слёзы этих стариков
я никогда не забываю
Да, мир жесток, да мир таков,
что многие ещё не знают
про ужасы былой войны
А им - солдатам снятся сны,
как в бой идут и умирают.