Ахмадулина Белла 1937 - 2010

Анатолий Чайка
                Пусть мимолётность бытия случайна,
                есть вечный миг вблизи небытия.
                (Белла Ахмадулина)
   Белла Ахмадулина...Уже это сочетание - как законченное стихотворение.Ибо Ахмадулина немыслима в существовании вне поэзии.Она сама - поэзия,её начало и продолжение, её суть.Белла могла бы сказать об этом - стих и я, стихия - поэзия моя.
   Есть разновидность восточной поэзии - газель.Как чудесно сопоставление грациозного животного - и формы стихотворения.Так и Белла: воплощенная "газель" с её гремучей смесью южных и восточных кровей - отсюда и грациозность, и темперамент.
   Её строки - бесконечная ажурная вязь рифм, образов, золотые и серебряные нити опутывают читателя, и он вязнет в них, беспомощно и благодарно, и не желает освобождения.
   Мне вспоминать сподручней, чем иметь.
   Когда сей миг и прошлое мгновенье
   соединятся, будто медь и медь,
   их общий звук и есть стихотворенье. 

   Как я люблю минувшую весну,
   и дом, и сад, чья сильная природа
   трудом горы держала на весу
   поверх земли, но ниже небосвода...

   Люблю сейчас, но, подлежа весне,
   я ощущала только страх и вялость
   к объёму моря, что в ночном окне
   мерещилось и подразумевалось.

   Когда сходились море и луна,
   студил затылок холодок мгновенный,
   как будто я, превысив чин ума,
   посмела фамильярничать с Вселенной.

   В суть вечности заглядывал балкон -
   не слишком ли? Но оставалась радость,
   что, возымев во времени былом
   день нынешний, - за всё я отыграюсь.

   Не наглость ли - при море и луне
   их расточать и обмирать от чувства:
   они живут воочью, как вчерне
   и набело, навек во мне очнутся.

   Что происходит между тем и тем
   мгновеньями? Как долго длится это -
   в душе крепчает и взрослеет тень
   оброненного в глушь веков предмета.

   Не в этом ли разгадка ремесла,
   чьи правила: смертельный страх и доблесть, -
   блеск бытия изжить, спалить дотла
   и выгадать его бессмертный отблеск?
   1968
 
   Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна родилась 10 апреля 1937 г.Окончила московскую школу.Писать стихи начала ещё в школьные годы.В 1960г. окончила Литинститут.Первый сборник стихотворений молодой поэтессы "Струна" издан в 1962г.,привлек внимание любителей и знатоков поэзии.
"Здравствуй, чудо по имени Бела, Ахмадулина, птенчик орла!" приветствовал её Павел Антокольский.
  ... Я рукопись сдала, когда в сугробах марта
   слабело и текло водою серебро...
   Затем последовали поэтические сборники "Озноб",(1968),"Уроки музыки" (1969),"Стихи"(1975),"Метель"(1977).
   Евтушенко писал о ней: "Родилась в Москве.В числе предков с материнской стороны - итальянцы, с отцовской татары.Когда в 1955г. первые стихи Ахмадулиной появились в журнале "Октябрь",сразу стало понятно, что пришёл настоящий поэт.В Литинституте она была королевой, в неё влюбились все молодые поэты, включая и меня, который стал её первым мужем."
   Вот так, столетия подряд,
   все влюблены мы невпопад,
   и странствуют, не совпадая,
   два сердца сирых, две ладьи,
   ямб ненасытный услаждая
   великой горечью любви.
   Ахмадулина пишет элегантную прозу, выше сюжета ставя тонкость языка, как, впрочем, и в поэзии. В 1989 году ей, убежденно антиполитическому поэту, присуждена Государственная премия СССР.Ахмадулина - почетный член американской Академии искусств.
   Она всегда делала то, что нельзя было делать в советское время: печаталась в запрещенных журналах, просила Андропова облегчить участь сидевшего за решеткой Параджанова, отказывалась осуждать Пастернака, вступалась за Солженицина, ездила в ссылку к Сахарову.
   Поэтесса Римма Казакова говорила об Ахмадулиной: "Она была богиня, ангел".Иосиф Бродский назвал её сокровищем русской поэзии.
   В отместку мне - пчела в мою строку влетела.
   В чужую сласть впилась ошибка жадных уст.
   Есть тайна у меня от чудного цветенья.
   Но ландыш расцветёт - и я проговорюсь.

   Поэтесса умерла после тяжелой болезни 29 ноября 2010г. Ей было 73 года.
   Ещё жива, ещё любима,
   всё это мне сейчас дано,
   а кажется, что это было
   и кончилось давным-давно...

   Андрей Дементьев: "Я помню её совсем юной на литературных вечерах, как она, вскидывая голову, читала свои стихи.В них было столько музыки, столько вдохновения, обаяния и женской души.Это было явление, равное по уровню Анне Ахматовой и Марине Цветаевой."
   В 2012 году в честь поэтессы была учреждена российско-итальянская литературная премия "Белла", а с 2013 года её стихи включены в школьную программу по литературе.
   Белла Ахмадулина приезжала в Ялту несколько раз в 60 - 70 годы, жила в Доме творчества Литфонда.В последний раз была здесь в июне - июле 1990г.В Ялте она написала стихотворение "Пререкание с Крымом", "Мне вспоминать сподручней", "Воспоминание о Ялте".
   Летом 1990г. выступала на Пушкинском празднике в Гурзуфе, побывала в музее поэта.
   Часто вспоминала о своем друге Василии Аксёнове.Их приезды в Ялту в 60-70 гг часто совпадали. Аксёнов посвятил ей рассказ "Гибель Помпеи".
   В 1968г. Ахмадулина отдыхала в Ялте, были там и Булат Окуджава с сыном. От этого времени осталось стихотворение, посвященное Окуджаве - написанное 9 мая, в день рождения Булата.

               
Стихи Беллы Ахмадулиной:

      Пререкание с Крымом

Перед тем, как ступить на балкон,
я велю тебе, богово чудо:
пребывай в отчужденье благом!
Не ищи моего пересуда.

Не вперяй в меня рай голубой,
постыдись этой детской уловки.
Я-то знаю твой кроткий разбой,
добывающий слово из глотки.

Мне случалось с тобой говорить,
проболтавшийся баловень пыток,
смертным выдохом ран горловых
я тебе поставляла эпитет.

Но довольно! Всесветлый объём
не таращь и предайся блаженству.
Хватит рыскать в рассудке моём
похвалы твоему совершенству.

Не упорствуй, не шарь в пустоте,
выпит мёд из таинственных амфор.
И по чину ль твоей красоте
примерять украшенье метафор?

Знает тот, кто в семь дней сотворил
семицветие белого света,
как голодным тщеславьем твоим
клянчишь ты подаяний поэта?

Прогоняю, стращаю, кляну,
выхожу на балкон.Озираюсь.
Вижу дерево, море, луну,
их беспамятство и безымянность.

Плачу, бедствую, гибну почти,
говорю: о, даруй мне пощаду,-
погуби меня, только прости!
И откуда-то слышу: -Прощаю...
1968
 
      Воспоминание о Ялте (Булату Окуджаве)

В тот день случился праздник на земле.
Для ликованья все ушли из дома,
оставив мне два фонаря во мгле
по сторонам глухого водоема.

Ещё и тем был сон воды храним,
что, намертво рожден из алебастра,
над ним толь нетопырь, то ль херувим
улыбкой слабоумной улыбался.

Мы были с ним недальняя родня -
среди насмешек и неодобренья
он нежно передразнивал меня
значеньем губ и тщетностью паренья.

Внизу, в порту, в ту пору и всегда,
неизлечимо и неугасимо
пульсировала бледная звезда,
чтоб звать суда и пропускать их мимо.

Любовью жёгся и любви учил
вид полночи. Я заново дивилась
неистовству, с которым на мужчин
и женщин человечество делилось.

И в час, когда луна во всей красе
так припекала, что зрачок слезился,
как мне хотелось быть живой, как все,
иль вовсе мёртвой, как дитя из гипса.

В удобном сходстве с прочими людьми
не сводничать чернилам и бумаге,
а над великим пустяком любви
бесхитростно расплакаться в овраге.

Так я сидела - при звезде в окне,
при скорбной лампе, при цветке в стакане.
И безутешно ластилось ко мне
причастий шелестящих пресмыканье.
1968

     Свеча

Всего-то - чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.

И поспешит твоё перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
всё чаще способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займешься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит
1960

   Пейзаж

Ещё ноябрь, а благодать
уж сыплется, уж смотрит с неба.
Иду и хоронюсь от света,
чтоб тенью снег не утруждать.

О стеклодув, что смысл дутья
так выразил в сосульках этих!
И, запрокинув свой беретик,
на вкус их пробует дитя.

И я, такая молодая,
со сладкой льдинкою во рту,
оскальзываясь, приседая,
по снегу белому иду.
1960

Из книги "Избранное"  1988 года:
              * * *
Не уделяй мне много времени,
вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
руки моей не задевай.

Не проходи весной по лужицам,
по следу следа моего.
Я знаю — снова не получится
из этой встречи ничего.

Ты думаешь, что я из гордости
хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости — из горести
так прямо голову держу.

            * * *
В тот месяц май, в тот месяц мой
во мне была такая лёгкость,
и, расстилаясь над землей,
влекла меня погоды лётность.

Я так щедра была, щедра
в счастливом предвкушенье пенья,
и с легкомыслием щегла
я окунала в воздух перья.

Но, слава богу, стал мой взор
и проницательней, и строже,
и каждый вздох и каждый взлёт
обходится мне всё дороже.

И я причастна к тайнам дня.
Открыты мне его явленья.
Вокруг оглядываюсь я
с усмешкой старого еврея.

Я вижу, как грачи галдят,
над чёрным снегом нависая,
как скучно женщины глядят,
склонившиеся над вязаньем.

И где-то, в дудочку дудя,
не соблюдая клумб и грядок,
чужое бегает дитя
и нарушает их порядок.

       * * *
— Мы расстаемся — и одновременно
овладевает миром перемена,
и страсть к измене так в нём велика,
что берегами брезгает река,
охладевают к небу облака,
кивает правой левая рука
и ей надменно говорит: — Пока!

Апрель уже не предвещает мая,
да, мая не видать вам никогда,
и распадается Иван-да-Марья.
О, жёлтого и синего вражда!

Свои растенья вытравляет лето,
долготы отстранились от широт,
и белого не существует цвета —
остались семь его цветных сирот.

Природа подвергается разрухе,
отливы превращаются в прибой,
и молкнут звуки — по вине разлуки
меня с тобой.

Ну, да пора остановиться, ибо цитировать Ахмадулину можно бесконечно!..