Грамматика Творчества

Творческий Перекресток1
Эта работа предназначена для напоминания пишущим о способах оформления мысли в различные виды строф и их вариации, и краткий анализ структуры строф и их художественные возможности:
Основные виды строф, их построение и назначение:
двустишие:
Зашумели над затоном тростники,
Плачет девушка-царевна у реки (С.Е.)(параллель чувствования природы и человека)

трехстишие:
Утро дышит испариной,
Росно будет иль пасмурно? –
Полон мир ожидания.

катрен (четверостишие)
секстет (шестистишие)
октава (восьмистишие)
декада (десятистишие)
сонет (четырнадцатистишие)
    пояснения:
катрен - в основном предназначен для частушечных текстов; некоторыми авторами (для "народности") применяется к большим формам (стихотворения,поэмы).
первая строка - первая предпосылка (мысль) темы.
вторая строка - вторая предпосылка (мысль) темы
третья строка - рассуждение (связь этих мыслей)
четвертая строка - вывод ("замок") - строфа - силлогизм.
"Мной миленку сшита бурка
И носки подарены -
Жмет Юденич с Петербурга,
Как наскипедаренный" В. Маяк.
В первых двух строчка сказано об отношении населения к своей армии, а 3 и4 строки говорят об отношении армии к населению - взаимопонимание.

Если к теме из четырех строк (стихов)добавить еще две строки по смыслу, в качестве вывода-рассуждения(со смежной рифмой) - получится секстет,а если к секстету добавить еще две строки (со смежной рифмой, а прежние строки перерифмовать (связать рифмами с четверостишием) - получится октава. Таким образом форму строфы можно усложнять, задумав это заранее - по теме. Мыслям станет просторнее, а тексту - теснее.
пятистишие:
Шаганэ, ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Проволнистую рожь при луне,
Шаганэ, ты моя,Шаганэ.

О секстете:
 Секстетом (четыре строки) - тот же силлогизм, и  две последние, срифмованные смежно, "замок" можно выразить мысль большую,чем четырьмя строками:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
первые строки (что собирается сделать Олег)
2 3 строки - что сделать и как.
"замок" - что для этого делает.


Катреном создана тема, секстетом она разворачивается, уплотняется, а октавой продолжается ее развитие:
Четырехстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут. (А. Пушкин). Автор применил классическую форму октавы.

Ночные ветры! Выси черные
Над снежным гробом Ленинграда!
Вы - испытанье; в вас награда;
И зорче ордена храню
Ту ночь, когда шаги упорные
Я слил во тьме Ледовой трассы
С угрюмым шагом русской расы,
До глаз закованной в броню.  (Д. Андреев) Автором создана новая форма октавы - он ее назвал "Русской октавой".


Октава, в отличие от катрена и секстета, позволяет шире и многостороннее развернуть тему. Любая форма позволяет себя варьировать размерами и рифмами, создавая новые оттенки мысли.
Продолжение следует. Ю.М.
2 Это совершенно новое направление, во многом противоречащее привычным методам, устоявшимся в литературе, уже поэтому знакомые мне авторы вежливо отказываются помогать мне в этом направлении (им и так хорошо – как принято веками). Можно привлечь лишь тех, кто поймет необходимость в наше время улучшение языка и творческих приемов, устоявшихся в веках. Надеюсь на ваше сотрудничество.
3 Думаю, что нашей жизни маловато для этого. А делать это надо - необходимо.
4 Надеюсь, что цель достижима, хотя бы – убедить авторов и – начать работу – каждому над собой (в своем творчестве).
5 Язык наш – для всех, значит, и работа – общая.
6 Показать авторам языковые и речевые ошибки и искажения и постараться разъяснить – зачем нужна эта кропотливая работа – каждого автора над собой – в творчестве, чтобы каждый понял, что не «так принято» и что и «так сойдет», а что мы – члены РСП и должны быть творчески грамотны.
7 Над многими ошибками уже веду работу в своих статья по языку, в «Словеснике», в частности.  В своих критических замечаниях  -в работах с авторами, стараюсь показать словесные и речевые ошибки и – почему они – ошибки и как их исправить.  Другого плана-метода пока не вижу. А, не устраняя ошибки, не сможем стать значимым творческим органом. Нам предстоит стать в океане современного да и прошлого творчества – первыми, т.с. – реформаторами оздоровления языка. Одному мне «маршальские погоны» тяжеловаты. С ув. Ю.М.

      Прерывая начатый порядок разговора,перехожу к разъяснению поставленных мною вопросов по языку:
     В языке накопилось за века много словесного «мусора» и неправильностей в написании слов и в их произношении. Чем больше изучаю, тем больше это вижу. Поэтому,
1 цель творческой критики  - показать и объяснить авторам, что можно писать творчески грамотнее и – как это сделать, не затрагивая авторскую особенность в творчестве.

       В словаре С.И Ожегова нахожу фразу: "без сучка и задоринки" - вдумываюсь: на палке могут быть сучки и задиры,могущие стать занозами в руке,поэтому "задир" - "задиринка",но не задоринка (смешинка- настроение). Составители словаря скопировали фразу (так говорят), но не обработали ее. В этом же словаре нахожу:
"утро вечера мудренее" - фраза внесена в словарь по такому же способу: "мудренее" - замысловатее - сложнее,а имеется в виду - "мудрее" -яснее. В этом же словаре нахожу: "каникулярная пора" - ищу исток: от "партикуляры" - партикулярный, а от" каникулы" - каникульный.
В наших грамматиках части речи "употребляются",но употреблять можно что-либо в пищу,в строительство: употреблено и его больше нет. А части речи применяются,оставаясь и далее частями речи.
Подобных примеров много. Призываю авторов к этим поискам. с ув. Ю.М.

        О частицах "не" и "ни": частица "не" отрицает, а частица"ни" утверждает.
"Где бы я ни был и что бы ни делал, стараюсь не ошибаться. "где бы ни был" - был во многих местах; что бы ни делал - делал многое. "не ошибиться" - сделать без ошибки.
Некоторые авторы допускают ошибки в из применении:
"Тихо. Не дуновенья" - следует написать не "не", а "ни" - утверждение отсутствия дуновения.
Как  не стараться тоже не загнать - следует написать "как ни стараться" - очень стараться.
       Это совершенно новое направление, во многом противоречащее привычным методам, устоявшимся в литературе, уже поэтому знакомые мне авторы вежливо отказываются помогать мне в этом направлении (им и так хорошо – как принято веками). Можно привлечь лишь тех, кто поймет необходимость в наше время улучшение языка и творческих приемов, устоявшихся в веках. Надеюсь на ваше сотрудничество.

      В цехе – в цеху, ноль- нуль, сочиненье – сочинение,  существительные. на -ий, - ия, - ие, применение частиц – сь – ся.

      О  разносклоняемых  существительных и разных формах слова:
Слова «цех», «бор» и т. д  в П.п. правильно звучат (в цехе), «в боре», а песня и разговор их подают (в цеху, в бору).
Слово «ноль-нуль» - звучат в математике (ноль), а в разговоре и в художественных текстах (нуль): начать с нуля, прийти к нулю. 
Слова «сочиненье и сочинение» склоняются по разным склонениям:
Сочиненье – 2-е скл, а а сочинение – 3-е скл. По 3-ему скл. изменяеются и слова на –ий, - ие, -ия.
       Возвратную частицу «ся-сь» применяем часто не задумываясь, а где надо бы – не применяем:
«я стираюсь» - стираю себя, но умываюсь – умываю себя. Убираюсь в квартире – вместо прибираю в квартире.  И – самолет кружит над городом (кого кружит?) вместо «кружится над городом (себя кружит-летает кругами).

       Управление двухсложной строкой: пиррихий – расслабление, спондей – напряжение/
вспомогательные размеры в двусложных размерах могут делать чудеса:
"Мой дядя самых честных правил" - четкий четырехстопный ямб дает разговорный настрой;
"Когда не в шутку занемог" - пиррихий расслабляет строку, делая ее музыкальней.
 "Швед, русский колет, рубит, режет" "Бой барабанный, крики, скрежет" - (швед, русский)-спондей в первой стопе дает барабанный эффект ритму, (бой барабанный) - продолжает тот же темп ритма.