Страх

Михаил Шамин
   Чем более человек невежественен и беззащитен, тем большее вызывает у него страх.
Многие страхи прошлых времён  уходят, появляются новые. Не смотря на огромные достижения цивилизации,  невежд и беззащитных не убавляется. Боятся все, и у каждого своё.  Психических расстройств на почве  страха только прибавляется.

      Слово страх имеет два основных значения:
-   очень сильный испуг, сильная боязнь (то есть, чувство, эмоция);
-   события, предметы и др., вызывающее чувство боязни, ужаса, (т. е.  реальная или воображаемая опасность).
    В основе эмоции страха инстинкт самосохранения, или, точнее, инстинктивная потребность самосохранения. Проявление страха это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании (и подсознании) угрозы для жизни и благополучия человека.  Т. е. эмоция страха возникает при несоответствии состояния среды потребностям самосохранения.
Эмоция страха одна из базовых, и является врождённым эмоциональным процессом со своим генетически заданным физиологическим компонентом,  т. е. определёнными мимическими проявлениями и переживаниями.  Эмоция  страха сопровождается физиологическими изменениями в организме, которые наблюдаются в частоте пульса и дыхания,  артериальном давлении, выделении желудочного сока, перистальтике и др.
     Эмоции, в том числе и страх, явления психические. Психика это высшая нервная деятельность, вырабатывающая  одновременно осознанно и подсознательно комплекс мер, обеспечивающих взаимодействие организма с внешней средой, эмоции одни из них.  Эмоции это реакция организма на оценку среды с позиции его текущих потребностей. Оценка среды это тоже психический процесс, начинается с органов чувств и кончается в голове. По результатам оценки срабатывают безусловные и условные рефлексы, а эмоции это их проявление. А с некоторым запозданием по результатам размышлений и воображения, если они имели место, запускаются эмоции-переживания второго порядка.
      В том и другом случае оценка, в том числе и опасности, может быть реальной или ошибочной и в целом неоднозначной.
 В результате имеем букет противоречивых эмоций.  Эмоции самопроизвольны, сознанию  остаётся лишь осознать их и разобраться в степени  реальности  причин страхов, выбрать подходящее поведение. Но сознание не всегда с этим успешно справляется по недоразвитости, невнимательности, а также по непостоянству состояния трезвости  и твёрдости памяти и др., когда собственные эмоции плохо осознаются. В случае же смертельной опасности, сознание вообще отключается, и остаются лишь врождённые и условно-рефлекторные схемы поведения.

      Очень сильный страх побуждает к бегству, другие больше к поиску защиты и выхода из положения.  В общем, функции эмоции страха: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая. Это дело нужное и полезное, если это не паника.
       По степени овладения разумом и влияния на поведение, палитра страхов велика и разнообразна, от робости, всяческих тревог до панического ужаса, когда индивид, не отдаёт отчёт своим действиям. От внезапного страха (испуга) и умирают, особенно сердечники, другие трогаются умом на время или навсегда.  Малый страх (робость, боязнь) настораживает, обостряет сознание, а большой подавляет его, и тогда организм полностью переходит на инстинктивное самоуправление.
     Человек боится многого и, разумеется, в разной степени. Ребёнка несмышлёного пугает  отсутствие матери – она для него всё. Потом он, приобретя некоторый опыт, начинает бояться, что будет больно. Когда ребёнок начал более-менее соображать, начинает воспринимать всякое неизвестное как враждебное. Тут надо сразу отметить, что есть страхи врождённые (боязнь змей, зверей, грома…), и приобретённые. Приобретённые это результаты испугов, внушений,  в последствие ставшие  условными рефлексами (боязнь горячего, острого, например).
    Взрослея, человек от детских страхов в основном освобождается, но всё больше опасается за своё место в обществе,  т.  е. потерять уважение (опозориться), потерять работу, страшится неопределённости в своём завтра и т. п.
    Что мы ещё боимся? Воровства и насилия, предательства,  преследования,  унижения, неудач, неповиновения детей и подчинённых, боимся потерять своё Я.  Продавцы боятся падения спроса, покупатели роста цен, те и другие разорения. Боимся потерять здоровье и трудоспособность, потерять  близких, нажить врагов,  стать беспомощными. И так далее, и так далее.
     Ещё есть у нас страхи-фобии: боязнь высоты, глубины, темноты, лифта, быть в помещении одному, быть ответственным и др. Фобии  возникают лишь в соотв. ситуациях, они бывают врождённые и как последствие испуга.
    А ещё мы боимся своих слабостей, своей трусливости (это страх своего страха), так как трусость порождает излишнюю возбуждённость или подавленность, из-за чего совершаются необдуманные поступки и глупости.
    Хуже всего страх безотчётный, тягостный, назойливый (боязнь неизвестно чего и одновременно всего).  Он просто выматывает физически. Это психическое расстройство, реакция мозга на своё бессилие, когда сознание вместе с подсознанием  чувствуют свою неспособность противостоять действительности, т. е. адекватно оценивать её и находить решения. Это следствия старения мозга, алкогольного или иного отравления, последствия сильного испуга.

      Страхи условно делятся на биологические, социальные и интеллектуальные, но в реальности всё взаимосвязано.
      К первой группе относят страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку.
      Ко второй социальные страхи (угроза личности), они  вызваны отношениям окружающих, которые могут унизить человека, например, осмеять его идеалы и ценности. Другие  вызваны ситуациями, понижающими собственную самооценку. Всё это  отрицательно влияет на социальный статус.
     Страхи, связанные с  интеллектом,  вызываются  размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования. Страхи, связанные с интеллектом, это и страхи своих физических слабостей, и от своего умственного  бессилия, это и осознание возможности позора.

       Главный наш страх это страх смерти. 
      Осознание конечности своего бытия приходи к нам не сразу. В детстве-юности нам трудно представить, как это может быть, что меня может не быть.  Поэтому по-настоящему страх смерти приходит позже, когда вызреет понимание, что смерть неминуема, что смерть это физические страдания, что это расставание с близкими навсегда и что уже ничего не исправить,  не исполнить задуманного. Умирать особенно страшно тем, кто ещё на что-то способен, молод ещё.  А тем, у кого пропало желание жить, кому жизнь стала невыносимой, смерть уже не так страшна, даже желанна порой.

      Страх окончательного небытия породил надежду, а затем и веру в инобытие (бытие в иной ипостаси). То есть, тело умрёт, а душа, якобы нематериальная и  бессмертная, продолжит существование, вселившись в иные тела, или в раю.  Однако всё равно, никто до поры умирать не торопится,  боятся. А вдруг душа не в рай, а в ад попадёт, вселится куда не надо, или вообще затеряется?

        Страх сближает, заставляет прижиматься друг к другу прямо и косвенно, т. е. порождает стремление к объединению,  дабы бороться против опасностей сообща. Таким образом страх явился одним из факторов объединения в стада, стаи, общины и так далее до государств.
    Страх утратить свою идентичность порождает в общине (и государстве) чувство «наши», и это сплачивает в постоянном противостоянии с чужаками за сохранение своей стаи вплоть до государственности.  Для сохранения и укрепления стаи-государственности широко используется страх наказания за нарушение государственных законов и моральных норм.  Раньше для этих же целей использовали и христианскую религию, сделав её государственной ещё в Римской империи, с исповедуемым ею «Страхом Божьим». Сейчас религия отделена от государства, т. е. церковь не встроена в гос. аппарат, действует на т. ск. общественных началах, но власти тесно сотрудничают с ней, ибо сами не в состоянии справиться с народом, развращаемым узаконенным частнсобственничеством и стремлением к наживе.

     Религия, исповедуя Страх Божий, сама по себе порождение страха.  Древний человек боялся всего, и чего боялся, то и обожествлял, тому и поклонялся. Потом народы пришли к единобожию, стали поклоняться одному богу, и этот Единый стал «ответственным» за всё, и страхи также. То есть, за всем, что мы боимся, кроется якобы его, вездесущего, воля, а не законы природы и общественного развития. Поэтому пастыри внушают: в то, чему учит религия, следует слепо верить и исполнять, как волю Бога, иначе – Божье наказание.  В общем, не просвещением, не обращением к сознанию, а запугиванием  Божьей карой добивается своего религия в лице святых отцов. А именно: добивается духовной власти  над обывателем и, заодно, удовлетворения попами своих материальных потребностей. Своего добиваются, а обыватель в целом всё равно не становится более законопослушным и праведным.

       Страх  побуждает теснее общаться и обращаться друг к другу. При этом, в общении, обмене сведениями и размышлении накапливаются совместные знания об окружающей среде, что позволяет выявлять причинно-следственные связи в происходящих событиях. В общем,  сообща достигается многое, а накапливающиеся коллективные знания это фундамент прогресса.
      
       Страх широко используется, чтобы дезорганизовать, сломить противника  (противную сторону), путём запугивания (угрозы, террор). Этот приём  ныне широко используется в мировом масштабе, причём, через проплаченных подставных.
        И на Украине  ныне тоже проплаченные и направляемые «патриоты»», как и штурмовики в своё время в Германии, держат в страхе обывателя, пресекая симпатии ко всему русскому, в том числе и языку, выявляют и преследуют  «сепаратистов».

          Некоторые считают страх отрицательной эмоцией с плохими последствиями.  Другие, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. На самом деле имеет место то и другое – страхи-то разные.
Например, когда страх подавляет разум (иррациональный, безотчётный), это со всех сторон нездорово, в этом случае человек не знает чего боится, он подавлен, беззащитен,  болен.  А страх, контролируемый разумом, полезен, он сигналит о наличии опасности, и это  заставляет разум искать выход из положения, находить защиту, приспосабливаться, а не бросаться в паническое бегство сломя голову, что оправдано лишь в самых крайних случаях.
      Опасаться надо, а бояться нехорошо. Бояться, значит не понимать и не желать разобраться в своём страхе, следовательно, не пытаться его преодолеть, значит не стыдиться своего страха, а считать его оправданием своей несостоятельности.
       Испуганный  неуправляем, или покорен; преодолевший страх готов сопротивляться, бороться.